Полный текст статьи
Печать

Проблема политической мифологии, мифологизации и ремифологизации массового сознания в современном российском обществе продолжает оставаться актуальной. Развитие политической мифологии является следствием возрождающегося национального сознания и самосознания в современном российском обществе. Политическая мифология вбирает в себя социальный опыт нации в сфере организации политической власти, ее использования, государственного строительства. Ее основная задача создать интегральные образцы, с помощью которых происходит объединение индивидов.

На протяжении длительного времени человечество участвует в процессе социального и политического мифотворчества, но многие вопросы о сущности, функциях, месте и роли мифа в современном обществе до сих пор остаются дискуссионными, что способствует образованию различных, порой диаметрально противоположных, точек зрения и концепций. Существуют попытки как демифологизации общественного сознания, так и целенаправленного конструирования политических мифов с целью воздействия на него (манипуляции).

В современном российском обществе можно выделить четыре социально-профессиональных сословия, объединенных в силу условий жизни и определенных мифологических представлений. Первое сословие – духовное – включает в себя религиозных виртуозов и верхушку интеллектуальной элиты, отделенных от соответствующих корпоративных групп и сведенных в отдельную неявную корпорацию. Второе – управленческое сословие – составлено госуправленцами, военными и представителями профессий, участвующих в рыночном производстве, включая служащих и квалифицированных рабочих. Третье сословие – предпринимательское, к которому автор относит представителей профессии, участвующих в рыночном производстве, включая служащих и квалифицированных рабочих. К четвертому сословию отнесены низкоквалифицированные промышленные и сельские рабочие, обслуживающий персонал. Проанализировав причины расслоения современного общества, А.Н. Кольев увидел их в сфере выбора религиозной практики (мифологизация или рационализация) и в сфере психических склонностей (околлективливание или индивидуация). Сообразно этому выбору и этим склонностям могут конструироваться и политические мифологии.

Так первому сословию он отводит роль направляющей силы [1].

Главная опора российской демократии – второе и третье сословия. Составляющие их группы требуют разной глубины мифологизации социального опыта; в целом уровень их рационализма обусловлен в основном профессиональными задачами, вне пределов которых политические мифы достаточно эффективны. Поэтому долговременные стратегии пропаганды здесь требуют более высокого уровня рационализации (тогда срабатывает механизм «мультипликации»), в то время как короткий импульс пропагандистской активности может рассматривать представителей этих сословий как достаточно однородную массу.

Для четвертого сословия безраздельно господствуют мифологические установки самого поверхностного характера. Рационализация в этом случае бесполезна для целей политической пропаганды [1].

Давно доказано, что ряду политических мифов приданы все признаки исторического мифа для достижения вполне реальных политических целей.

Политический миф сегодня выступает связующим звеном между рациональной идеологической системой и архаической мифологией. Разрушение идеологии как рациональной конструкции происходит достаточно легко, однако ее мифологические корни продолжают существовать многие сотни лет.

Мифологическая реальность более фундаментальна, чем реальность идеологическая. Аргументом в пользу этого тезиса является длительное существование мифов «внутри» новых и, казалось бы, чуждых ему идеологических доктрин. Так, языческий миф длительное время существует внутри христианской культуры, приспосабливается и даже срастается с ней. Миф «о золотом веке» лежит в фундаменте коммунистической идеологии, которая, провозглашая тотальную рационализацию всех сфер человеческой жизни, в своей основе является иррационально-мифической.

Для того чтобы быть действенной, любая идеология несет в себе некоторые формальные и содержательные характеристики мифа. В зрелой форме политический миф всегда соответствует идеологии. Можно говорить, что привлекательность той или иной идеи напрямую зависит от степени ее мифологичности. Придание идеологии мифологической формы облегчает восприятие заложенных в ней идей и смыслов за счет снижения степени рационализации до определенного, приемлемого для массового сознания уровня. Таким образом, миф как генетическая основа идеологии чрезвычайно важен для политики. Мифологическая реальность и выражающая ее риторика очень схожа с политической. Например, в архаической мифологии универсальной является схема, в которой герой попадает в кризисную ситуацию, грозящую организованному космическому началу деструкцией и обращением в хаос. Перед ним стоит задача спасти видимый, привычный порядок от разрушения и небытия. Решение этой задачи описывается в мифах как поединок противоборствующих сил добра и зла. Данная мифологическая схема является привычным сценарием для политических игр, к которым на протяжении столетий привыкала западная цивилизация. Миф о герое, побеждающем хаос, является одним из наиболее эксплуатируемых в современной политике, и определяет видимую канву действий политических лидеров современности.

Кристофер Флад дает следующее определение политическому мифу: «Политико-мифологический рассказ мы определяем так: идеологически маркированное повествование, претендующее на статус истинного представления о событиях прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего, воспринятое социальной группой как верное в основных чертах» [2, с. 43]. Политические мифы используют для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизации власти, осуществления политического господства, упорядочения политической реальности. Они в отличие от архаических мифов, фабрикуются искусственно, но являются удивительно действенными. Их используют как орудие интерпретации действительности, т. к. реальная политическая жизнь постоянно преподносит сюрпризы, в то время как миф позволяет упорядочивать «картину мира». Именно поэтому, используемые в качестве инструмента политической борьбы, мифы оказывают огромное влияние на общество. Современным элитам, стоящим у власти, рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, опираясь только на насилие, не приходится. Необходимо определенное добровольное согласие, признание легитимности власти населением, этого возможно достичь путем опоры на некий сконструированный идеал, близкий народу. Люди привыкают к определенному типу власти, к традиционным ритуалам и атрибутам. Этот идеал помогает сконструировать миф. Ссылки на прошлое, на традиционность, на действия, которые уже давали положительный результат ранее, всегда приобретают большую убедительность. Такие мифы распространяются главным образом через СМИ.

Политическая сфера современного российского общества представлена множеством политических партий, организаций, однако лидирующие позиции принадлежат партии власти. Не все субъекты современной политической жизни имеют равные возможности в борьбе за приобретение и удержание публичной власти, доказательством тому служат результаты последних выборов. Исход политической борьбы за власть зависит от того, насколько эффективной окажется влияние той или иной политической силы на избирателей, и здесь широкое поле для применения мифов. 

Политические мифы можно разделить на два основных вида. Первый вид – технологические мифы, которые создаются для реализации сиюминутных политических задач. Жизнь таких мифов коротка. С такими мифами можно довольно эффективно бороться, разоблачая их на рациональном уровне, создавая контр-мифы и т. д.

Второй вид мифов составляют мифы, основанные на архетипах. Их практически невозможно уничтожить, поскольку эти мифы глубоко укоренены в менталитете народа. Их можно актуализировать, это миф о сакральности государственной власти, миф «о золотом веке». Они призваны выполнять этиологическую функцию, социально-интегративную, формировать и структурировать пространство, на котором проживает человек (периферия – центр), они формируют коллективную идентичность, подтверждают, поддерживают и внушают нормы определенного морального уклада.

По нашему мнению, можно выделить и третий вид мифов – технологические мифы, основанные на архетипах. Они создаются для реализации долгосрочных политических задач. Так нацистский миф, культивировавшийся длительное время, по-прежнему дееспособен, его возрождение в соседней Украине в адаптированной для этого государства форме яркое тому доказательство. Очевидно, что причина его живучести в том, что, будучи сам новоделом, он создавался на основе более старых мифов, опиравшихся на архетипы. Искусственность мифа может быть очевидна, но пока он выражает интересы власти и обеспечивает ее стабильность, его будут внедрять в сознание масс всеми доступными способами. Украинский исследователь Г. Почепцов считает, что миф как универсальную конструкцию всегда можно наполнить конкретным содержанием. Большое число нужных характеристик будут автоматически встраиваться в миф и уже нет необходимости порождать целые тексты, можно только намекать, подсказывая существенные характеристики, подводящие массовое сознание к тому или иному мифу [3, с. 105-106].

Практика показывает, что наиболее эффективны политические мифы, опирающиеся на интерпретацию истории, так как энергизируют коллективность, обеспечивая единство мышления и действия, то есть играют важную интегрирующую роль в обществе, консолидации этносов, государства. В то же время, политическая мифология может использоваться в деструктивных целях, идеологически обосновывая ксенофобию, сепаратизм, экстремизм и терроризм.

Ю.М. Загвозкина указывает на то, что политическая мифология посредством медийно-поддержанных имагинационных приемов, занимает место традиционной идеологии [4].

Политические мифологии – атрибут политической системы всех современных государств, поскольку любая власть нуждается в символах, ее олицетворяющих. Мифы используются для управления обществом, особенно в периоды политических и экономических кризисов, как в данный период.

Характерной чертой современной политической мифологии является изменение функций языка. Тексты политических мифов строятся так, чтобы трансформировать в сознании людей даже те события, участниками которых они были сами. В работе Е.Б. Ивушкиной и Е.Е. Несмеянова отмечается, что та же реальность, которая делается недоступной для личного восприятия, конструируется и контролируется средствами идеологического воздействия, массовой информации, системой воспитания и образования в необходимом властным структурам направлении, приобретая мифическую окраску [5]. Это достигается путем систематического внушения в доходчивой форме того, что на самом деле не существует и даже противоречит повседневному опыту, но в массовом сознании помимо воли субъектов будет формироваться идеальный мифический мир, способный, в конечном счете, заменить реальность.

Политические мифы присутствуют в политическом процессе современной России. Они проявляются в ритуалах местного регионального и общегосударственного уровней, в государственных праздниках, использовании мобилизующей символики политическими партиями, технологиях политической конкуренции. В деградированной форме они сводятся к безответственной политической рекламе и «черным» технологиям в политике.

Современные политические элиты с помощью манипулятивных воздействий, проводимых через средства массовой коммуникации, продолжают трансформировать в информационное поле мифы, оказывающие влияние на поведение участников социальных и социально-политических процессов. Успех внедрения политического мифа зависит от того, насколько органичным окажется его вплетение в уже существующие мировоззренческие установки. Исследование политической мифологии, достаточно активно ведущееся в современной науке ([6], [7], [8], [9]), нельзя назвать законченным. Данное явление требует пристального внимания к себе со стороны политиков, социологов, философов, психологов и других специалистов.

Таким образом, использование мифов для воздействия на поведение участников социальных и социально-политических процессов в России является одним из способов осуществления политических целей.