Полный текст статьи
Печать

Экономика и, прежде всего, ее производственный сектор может реально осуществлять воспроизводство капитала во всех его формах, если имеет место инвестиционный процесс. Инвестиционная деятельность составляет основу функционирования экономики и поэтому она требует формирования эффективной, научно обоснованной государственной инвестиционной политики. Проведение государственной инвестиционной политики требует согласованных действий всех участников – Президента и Правительства РФ, Федерального Собрания, субъектов Федерации, предприятий, инвестиционных и финансовых институтов, общественных организаций.

Государственная инвестиционная политика составляет собой систему мер, направленных на создание условий для осуществления инвестиционного процесса, обеспечения доступа предприятия к инвестиционным ресурсам и их эффективного использования. Важное значение имеет подчиненность инвестиционного процесса реализации общеэкономической цели. Кроме определения целевых установок инвестиционной деятельности, содержанием государственной инвестиционной политики являются также механизм, стимулирующий инвестиционную активность, оптимальная структура и масштабы инвестиций, конкретные источники инвестиций и направления их использования. Государственная инвестиционная политика направлена на преодоление ограниченности инвестиционных ресурсов, особенно в условиях кризиса,  когда, потенциальные инвестиционные ресурсы не просто ограничены, а предельно скупы. Сегодня становится все более очевидным, что переход к экономическому росту зависит от того, насколько успешно будет активизироваться инвестиционная деятельность [1].

Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее, существуют различные точки зрения на то, каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса.

Согласно одной из точек зрения, инвестиции – главный «мотор» экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста ее экономики. Так считают сторонники монетаристской концепции государственного регулирования рыночной экономикой. Согласно же кейнсианской модели, в обратную сторону: высокий спрос ведет к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и , следовательно, может инвестировать.

Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода уверяют, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и «вытянет» за собой экономику, и, следовательно, инвестиций.

Эффективность использования той или иной  модели в применении к инвестиционной деятельности, зависит от многих, перечисленных выше макроэкономических параметров. И, как показывает опыт, эффективность регулирования в условиях рыночной экономики определяется также сложившейся и ожидаемой конъюнктурой инвестиционных рынков. Конъюнктура инвестиционных рынков зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимают темпы инфляции, что является индикатором уровня сбалансированности                   экономики [2].

Основным направлением инвестиционной политики является финансирование капиталовложений. Инвестиционная политика государства проводится властными структурами, подчинена достижению установленной на прочной, научной базе цели и рассчитана на определенный период времени. Она предусматривает направление финансовых средств на воспроизводство  в соответствии с интересами государства в данных социально-экономических условиях.

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.  Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, так как повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы – важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира [3].

Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование.

За интересами государства стоят концентрированные интересы всего общества. Государство выступает от его имени, будучи наделенным политической властью, и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, приоритетном финансировании и прочих средствах регулирования инвестиционного процесса. Государство должно являться субъектом первого уровня управления, тогда как инвестиционным фондам, банкам, корпорациям, акционерным обществам и прочим участникам инвестиционного процесса необходимо играть роль субъектов второго уровня. «Вторичность» здесь касается, разумеется, лишь генеральной направленности действий, а не их масштаба, характера эффективности. Подобное распределение обеспечивается не столько прямыми управленческими решениями государства, сколь действенностью устанавливаемых им правил экономического поведения.

Ориентация государственной инвестиционной политики на реализацию указанной общеэкономической цели предполагает выделение в ней стратегических и тактических задач. Решение каждой из них требует использования специфических инструментов, применяемых в органическом единстве и строгой соподчиненности.

Под инвестиционной стратегией понимаются важнейшие цели и задачи, которые достигаются и решаются путем расходования в определенном направлении инвестиционных средств. Первоочередной вопрос стратегии – это вопрос о целях. В стратегическом плане государственная инвестиционная политика призвана способствовать реализации общих целей путем увеличения, рационального распределения и использования инвестиционных ресурсов на основе сочетания интересов работников, хозяйствующих субъектов и государства.

Стратегические цели инвестиционной политики определяются исходя из сложившейся глобальной ситуации в экономике страны, но это не делает их безальтернативными. В обосновании выбора лучшего из всех возможных вариантов стратегических целей и состоит главная трудность в управлении инвестициями, в формировании соответствующей политики. В нынешней ситуации стратегической целью инвестиционной политики государства является создание благоприятного инвестиционного климата для преодоления инвестиционного кризиса и обеспечения на этой основе устойчивого экономического роста и стабильного социального развития, а значит и повышения качества жизни населения. Это требует усиления функций государства как стратегического инвестора, заботящегося о скорейшем обретении капитала объективно присущего ему свойства – накопления, проведения организационно-экономических и законодательно-правовых мероприятий, направленных на привлечение инвестиционных ресурсов, концентрации усилий на «узловых точках» социально-экономического развития [4].

Инвестиционный процесс выступает в качестве средства достижения общеэкономической цели, которая не изменится от перехода одного состояния развития общества к другому. Она является стрежнем экономических преобразований и развития. Что же касается средств достижения стратегической цели, то они определяются всякий раз конкретной экономической ситуацией. Тактические цели – частные цели и задачи, обусловленные конкретной макроэкономической ситуацией, неотложностью решения возникающих проблем. Тактические цели инвестиционной политики реализуются через конкретное распределение государством финансовых ресурсов между различными агентами хозяйственной деятельности.

В условиях рыночных отношений государственная инвестиционная политики осуществляет допустимые пределы, в которых оправдано прямое участие государства в инвестиционном процессе.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности – это не столько участие государства в инвестиционном процессе путем финансирования общественно значимых мероприятий и выполнения тех или иных функций, сколько создание благоприятных условий для того, чтобы она по мере совершенствования рыночных механизмов и других необходимых предпосылок все в большей степени продвигалась вперед в режиме саморазвития. С учетом этого самое сложное в методологическом плане и организационном отношении в государственном регулировании инвестиционного процесса является не целеполагающая стадия, а его исполнительный уровень, когда решающую роль играет адекватное инструментально-ресурсное обеспечение регулирующей деятельности государства.

Инвестиционная политика обязана иметь качественные и количественные характеристики. Первые призваны олицетворять общую направленность инвестирования, границы приоритетного финансирования и параметры. Количественные – должны выражать определенные величины: суммы инвестиционных затрат, показатели их экономической эффективности. Сегодня отличительной особенностью государственной инвестиционной политики должна стать ее ориентация на имеющиеся внутренние ресурсы накоплений в стране и, прежде всего, на национальный капитал. Мировой опыт показывает, что только тесная координация политики государства с программами крупных финансовых и промышленных структур, доказавших свою жизнеспособность, дает реальный шанс на выход из кризиса, восстановление и последующие динамичное развитие экономики.

Государственная инвестиционная политика включает управление процессами консолидации крупных финансовых средств, постоянной подпитки их источников; перелива финансов между секторами, отраслями и регионами, эффективного их приложения для целенаправленного проведения структурных сдвигов; взаимосвязи инвестиционной политики с денежно-кредитной политикой ЦБ РФ и платежно-расчетным механизмом в экономике. Своей бюджетно-налоговой, амортизационной, ценовой, таможенной, кредитной и эмиссионной политикой государство полностью формирует экономическую среду и уже этим предопределяет возможности и ориентиры структурно-инвестиционных перемен без излишне волевых методов администрирования, когда предприятиям и инвесторам создают реальные условия, а не предписывают жестокие ограничения. Ключевой принцип государственной инвестиционной политики по отношению к частным инвесторам заключается в том,  чтобы, не вмешиваясь в их деятельность, максимально содействовать формированию необходимой законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и обеспечения надежной защиты вкладываемых средств. Для поддержки инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства особо крупных государственных средств не требуется.

Государственная политика в инвестиционной сфере должна предусматривать разработку грамотных подходов к выбору приоритетов по направлениям инвестирования отдельных сфер и отраслей национальной экономики. Несмотря на очевидную и первостепенную значимость выбора приоритетов инвестиционной политики, задача эта не решена ни в одной из принятых за последние годы правительственных программ. Перечень выдвигаемых приоритетов остается крайне размытым. Положение еще более усугубляется на стадии практических решений, которые часто прямо противоречат принятым приоритетам [5].

 В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов государство в своей политике должно придерживаться принципа приоритетности, стимулируя вложения в наиболее важные программы. Речь идет о приоритетных направлениях развития экономики, обеспечивающих национальную, экологическую, продовольственную безопасность страны, но непривлекательных для частного бизнеса; о государственной стратегии целенаправленного инвестирования, реализация которой требует вложений, не всегда быстро окупаемых, но дает большой социально-экономический эффект в перспективе, инициирует последующие инвестиции. Как показывает мировой опыт, к приоритетам государственной инвестиционной политики следует отнести те направления инвестирования, где действие рыночных факторов может дать результаты, не совпадающие с долгосрочными национально-государственными интересами. В первую очередь – это импортозамещающие производства, включая проекты с участием стратегических инвесторов из-за рубежа, грубая переработка сырья и топлива, составляющих основу экспорта, наукоемкие производства в области создания принципиально новых материалов и средств связи, высокотехнологичный сектор экономики. В них необходимо сохранить доминирующую роль государственного капитала, что требует восстановления инвестиционной функции государственного бюджета и решения комплекса проблем, связанных с новой ролью государственного сектора экономики.

Базой экономического роста в перспективе должны служить отрасли или производства, которые обладают большим научно-техническим потенциалом и способны поставить на мировой и внутренний рынок конкурентно способные изделия, а также отрасли, создающие задел для развития перспективных  технологий [6].

В ситуации продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, так как оживление инвестиционной деятельности – одно из условий выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, то есть когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.