Полный текст статьи
Печать

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, методов, средств и форм обучения. Государственная программа Республики Казахстан «Развитие образования на 2011–2020 годы» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» аккумулировали основной системный приоритет политики двух стран в сфере образования – непрерывную модернизацию образования через изменение форм и содержания образования [1, 2]. Таким образом, на педагогических работников, в частности общеобразовательных организаций, возложена ответственность за подготовку выпускников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В современном быстро меняющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетенций функциональной грамотности. Содержание профессиональной деятельности в течение жизни будет меняться. Поэтому ценнее формировать умением учиться, чем транслировать информацию, которая может быть восполнена в процессе деятельности. Конечно, это не означает, что школа не должна давать знания, но образовательные приоритеты должны быть скорректированы [3].

Следовательно, одной из важных задач учителя является формирование творческого мышления школьника. Реализация данной задачи возможна при специально созданных условиях, при определенных способах его стимулирования и использовании технологий развития творческого мышления.

В 2014–2015 учебном году в КГУ «Школа-лицей № 14» города Темиртау республики Казахстан была организована опытно-экспериментальная работа по теме «Модернизация содержания и формы образовательного процесса школы как средство повышения качеств образования», целью которой является разработка и апробация модели образовательного процесса школы-лицея через создание условий, способствующих повышению качества знаний учащихся. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью усовершенствовать содержание и формы образовательного процесса с целью создания конкурентоспособного образовательного учреждения.

Новизна данного эксперимента проявляется в развитии компетенций функциональной грамотности учащихся через:

-     применение дистанционного обучения;

-     использование структуры креативного урока педагогической системы НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной;

-     внедрение заданий на основе инструментов интеллектуального развития.

Опытно-экспериментальная работа ведётся по двум направлениям: модернизация основного и дополнительного образования.

В школе-лицее организованы экспериментальные классы и определена группа педагогов, готовых к реализации инновационной деятельности.

В течении прошедшего учебного года через решение следующих задач был реализован первый этап опытно-экспериментальной работы:

1)     организация дистанционного обучения для учащихся школы-лицея по образовательным программа серии «Совенок»;

2)     разработка и апробация обновлённых программ кружков и вариативных курсов через внедрение задач открытого типа;

3)     проведение общегородской интеллектуальной командной игры для учащихся школ города на основе задач открытого типа;

4)     модернизация системы работы летней школы для учащихся с низким уровнем развития познавательных и творческих способностей;

5)      повышение профессионального педагогического мастерства учителей школы-лицея через освоение дополнительной профессиональной программы «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся» в АНО ДПО «МЦИТО».

Таким образом, последовательное решение поставленных задач первого этапа опытно-экспериментальной работы позволило подойти к обновлению существующей в школе модели образовательного процесса с целью развития компетенций функциональной грамотности учащихся.

Второй этап опытно-экспериментальной работы заключается в разработке и апробации учебных занятий, составленных по структуре креативного урока педагогической системы НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной. В этой системе предложена структура сдвоенного креативного урока [4, 5] (см. рис.). 

 Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. 

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

 

 

 

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея. 

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. 

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. 

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока. 

Особое внимание в такой структуре урока обращено на целенаправленное развитие концентрации внимания, активизации творческой деятельности учащихся, формирование потребности личности в постоянном саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации. Это, согласно ФГОС НОО, регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).

Рассмотрим пример урока по предмету «Познание мира» во 2-ом классе на тему «Вода. Значение и охрана воды», построенного по структуре креативного урока с использованием приёмов ТРИЗ-педагогики.

 

В соответствии с методикой преподавания предмета урок начинается с заполнения календаря погоды, которое предусматривает наблюдение за состоянием погоды и работу с символами.

Блок «Мотивация» предлагается в виде оригинального задания, в котором детям необходимо определить, что, находящееся в ладони может быть в твёрдом, жидком или газообразном состоянии. Выполнение этого задания основано на знакомстве учащегося с методом моделирования маленькими человечками. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

 

 

 

 

Маленький человек, символизирующий жидкое состояние

Маленький человек, символизирующий газообразное состояние

Маленький человек, символизирующий твердое состояние

 

Следующий блок «Содержательная часть» предусматривает прохождение программного материала по теме урока и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. Здесь предлагается включение следующих заданий. Большинство из который являются задачами открытого типа [6, 7].

Задание 1 (Метод моделирования маленькими человечками). На основе иллюстрации с изображением круговорота воды в природе определить состояние воды и обозначить с помощью символов.

 

   

Пар

 

Вода

 

Лёд

 

Задание 2. Новое в старом. Заполнить таблицу, в которой нужно изменить известные свойства воды любым известным способом и указать, где это может быть применено в жизни.

Например: вода не имеет вкуса, но если добавить сахар, она станет сладкой и может быть использована для питья, полива цветов.

 

Свойства воды

Как изменить

Где применить

Без вкуса

 

 

Без цвета

 

 

Без запаха

 

 

 

Задача 3. Глазами профессионала. Как вы думаете, что представят себе люди разных профессий, когда увидят это? Для учителя – это…  Для дворника – это… Для прачки – это…

Далее по структуре креативного урока следует блок «Психологическая разгрузка», на этом этапе проводится дыхательная гимнастика для питания головного мозга кислородом также связанная с темой урока.

-      Представьте, что перед вами стакан с горячим чаем. Положите руки на рёбра, вдохните и подуйте, чтобы остудить чай. Воздух из лёгких выходит плавно, постепенно.

-      Имитация движений:

Ведро в водой несём домой.

Тяжело нам ой-ой-ой.

На пол ставим мы ведро.

Ох, тяжёлое оно (на выдохе) уффф-уффф.

-      Представьте, что у вас в руке льдинка. Помогите ей растаять. Сделайте глубокий вдох и несколько коротких выдохов.

Одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока в системе НФТМ-ТРИЗ является творческая деятельность учащихся, связанная с решением головоломок. Работа с «Танграмом» развивает конструктивное мышление, логику, воображение. Данный набор имеется у каждого ученика. Предлагается построить кораблик по образцу.

 

   

 

Блок «Интеллектуальная разминка» так же позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Она проводится в форме блиц-вопросов, ответы на которые непосредственно связаны с темой урока. Например:

-      Лапки какого насекомого всегда остаются сухими? (Водомерка)

-      По этим трубам непрерывно холодная и горячая жидкость течёт в дома? (Водопровод)

-      Человек, который погружается в работу с головой. (Водолаз)

-      Человек, утоляющий жажду большими глотками. (Водохлёб)

-      Как называются краски на водной основе? (Акварель)

-      Развлекательный парк на воде. (Аквапарк)

-      Как называется костюм водолаза? (Акваланг)

-      Дом для рыб. (Аквариум)

-      Как называется игра в мяч на воде? (Ватерполо)

Итог. Назовите общую часть слов-отгадок. На латинском языке «вода» – аква, на казахском языке «вода» – су, на английском языке «вода» – water. Необходимо выделить общую часть слов и определить их сходство. Тем самым осуществляется полиязычное обучение.

Также может быть использовано задание на развитие мыслительных процессов. Ответы на поставленные вопросы предполагают непосредственную демонстрацию на уроке.

Задание 4. Как вы думаете?

-      Умеет ли вода летать?

-      Умеет ли вода плавать?

-      Умеет ли вода говорить?

-      Умеет ли вода рисовать?

Далее следует второй этап содержательной части урока. Предлагаются следующие задания:

-      «Что на картинке не так?» Несколько картинок, связанных с темой урока «Вода» наводят детей на размышление о том, что без воды не могут плыть корабли, без воды не могут жить рыбы, без воды завянут стоящие в вазе цветы. Таким образом на примерах обобщается значение воды в природе.

     

-       «Мозговой штурм» – метод активизации творческого мышления, основанный на групповом выдвижении альтернативных идей и развитии скрытых в них возможностей. В группах работают над проблемой: Семья уезжает на месяц в отпуск. Дома остаются комнатные растения. Как быть? Работа над заданием ведётся в триэтапа: генерация идей, анализ идей, выбор самых реалистичных и выполнимых идей.

-      На примере задания «Неизвестное в известном» дети ближе знакомятся с электроприборами, имеющими отношение к воде, отвечают на вопросы и предлагают свои варианты ответов.

 

Что?

Зачем?

Зачем это делать?

Что такое же?

Кувшин-фильтр

 

 

 

Чайник

 

 

 

Холодильник

 

 

 

-      Связь с историей прослеживается на основе задания, предлагающего порассуждать над тем, как выглядят перечисленные предметы: ушат, корыто, лохань. Дети зарисовывают их так, как себе представляют, а затем сравнивают с образцом и определяют назначение предметов и связь с водой.

 

 

 

 

 


 

 

 

-      Экологическое воспитание осуществляется на основе выполнения задания «Утилизация». Детям предлагаются для рассмотрения сосуды, в которых ранее хранилась жидкость. Сосуды выполнены из разных материалов/жесть, стекло, пластик, бумага. Что делать с сосудом после использования? Одним из вариантов служит утилизация – «вторая жизнь». На примере контейнеров с указателями обращается внимание на то, что при правильном сборе и переработке эти сосуды могут быть повторно использованы и принесут пользу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок «Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления» проводится на основе игры «Помоги крокодильчику Свумпи принять ванну». Цель задания: определить траекторию, по которой будет направлена струя воды и наполнит ванну. Игра является многоуровневой и очень популярна среди детей младшего школьного возраста.

Последним блоком в структуре креативного урока является «Резюме». На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с обучающимся. Выполняется составление синквейна по схеме 1 + 2 + 3 + 4 + 1.

Тема: вода.

Прилагательные: нужная, бесценная.

Глаголы: поит, перевозит, утоляет жажду.

Умные суждения: вода – источник жизни на Земле.

Моё отношение: берегу.

 

Таким образом, такие уроки способствуют достижению поставленной цели опытно-экспериментальной работы, а внедрение креативных уроков по ключевым учебным дисциплинам завершат третий (заключительный) этап на пути обновления модели образовательного процесса школы.