Полный текст статьи
Печать

Примерная образовательная программа начального общего образования по иностранному языку одной из задач ставит приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях [2]. Игровые технологии активизируют мыслительную деятельность обучающихся, позволяют сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляют школьников волноваться и переживать [5]. В игре развиваются универсальные учебные действия: личностные (навыки сотрудничества в различных ситуациях, умение не создавать конфликта, находить выходы из спорных ситуаций); регулятивные (выбор действия в соответствии с поставленной задачей, использование речи для оформления результата своего действия); коммуникативные (распределение функций и ролей в совместной деятельности, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих, разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников) [4].

Я  часто использую различные игровые методики во внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе. Одной из таких методик является квест-игра. Квест-игра – это игра-приключение, одним из правил которой является целенаправленный поиск какой-либо информации, в такой игре школьники самостоятельно выбирают способ решения поставленной задачи, а, следовательно, развивают навыки мышления, взаимопонимание, учатся принимать обдуманные решения в короткие сроки, распределяют зоны ответственности [3].

Одной из таких игр является игра «По следам Шерлока Холмса». Игра проводилась в рамках занятий по внеурочной деятельности среди обучающихся 4-х классов перед новогодними праздниками. Лексический и грамматический материал, используемый в игре, соответствовал планируемым результатам обучения английскому языку в начальной школе. Ранее четвероклассники получили задание узнать у родителей или из Интернета о героях А. Конана Дойла. К проведению игры были привлечены обучающиеся 11 класса, которые являлись главными действующими лицами на каждом из этапов игры.

В начале игры две команды 4-классников получили видеописьмо от Санта Клауса, где сообщалось о том, что рождественские подарки, приготовленные им для ребят, были похищены. Он попросил знаменитого сыщика из Англии Шерлока Холмса помочь школьникам найти преступников.

Затем перед 4-классниками появился Шерлок Холмс и представил остальных действующих лиц игры (доктора Уотсона, миссис Хадсон, дворецкого Берримора и инспектора Лейстреда). Он предложил ребятам попытаться вместе отыскать преступников и рассказал о правилах предстоящей игры. 4-классникам нужно было преодолеть 4 этапа квест-игры. На каждом из этапов команды встречали персонажи рассказов о Шерлоке Холмсе, они предлагали выполнить различные задания.

На первом этапе школьники отвечали на вопросы миссис Хадсон о погоде, а также разгадывали кроссворд по теме «Времена года. Погода».

На втором этапе инспектор Лейстред предложил ребятам рассмотреть фотографии с «места происшествия» и предположить, где преступники могли спрятать украденные подарки (тема «Предлоги», например, The bag is behind the sofa etc.).

Дворецкий Берримор встречал команды на третьем этапе и приглашал четвероклассников поучаствовать в чайной церемонии (ребята отвечали на вопросы дворецкого и называли предметы, которые сопровождали чайную церемонию).

На четвертом этапе команды вместе с доктором Уотсоном исполняли знакомые песни на английском языке, а также играли в подвижные игры.

В конце каждого этапа ребята получали подсказки с описанием внешности преступника (например, red short hear, to wear glasses, big blue eyes, a small nose etc.). Собрав все подсказки, ребята отправлялись к Шерлоку Холмсу. Он раздавал им портреты предполагаемых грабителей, и команды, опираясь на подсказки, должны были выяснить, кто преступник, чтобы вернуть украденные подарки.

У каждой из команд был свой наставник-одиннадцатиклассник (adviser). Он проходил вместе с ребятами все этапы квест-игры, и если четвероклассники сталкивались с какой-то проблемой (например, незнание лексики), то наставник имел право им помочь, например, подсказывал, как переводится незнакомое детям слово, но только в том случае, если им действительно была необходима помощь.

В заключение хочется заметить: при проведении игр не должно быть никакого принуждения, насилия и авторитарности. Поэтому считаю очень важным участие в играх старшеклассников в качестве наставников. Позиция наставников в игре – толерантная, они являются советчиками, старшими координаторами, иногда сторонними наблюдателями.

Желание детей участвовать в игре должно быть основополагающим. В этом и состоит основная притягательность игры: обучающиеся получают целый спектр положительных эмоций, неоценимый уровень коммуникативного взаимодействия, реальные жизненные навыки. Ограниченные временные рамки делают квест-игру особенно динамичной, живой, захватывающей.