Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, неуверенность, непонимание. Во избежание этого нужно чтобы детский сад и семья были открыты друг для друга, для взаимодействия.
Основной целью установления взаимоотношений нашего детского сада и семьи, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, в плане равноценного партнерского взаимодействия, является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. На наш взгляд удачной моделью взаимодействия является модель «родители-ребенок-педагог», и именно выставки совместных творческих работ являются интересной формой взаимодействия с семьей, и одновременно «изюминкой» нашего детского сада, и доброй традицией.
Конечно же, главным здесь является атмосфера доверия, взаимопонимания, добра. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребёнка-дошкольника, мы не рассматриваем семью только как объект взаимодействия. Мы объясняем родителям, что семейная среда для ребёнка жизненно необходима, во многом определяет путь развития его личности. Поэтому вовлечение родителей в орбиту педагогического процесса, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно для развития их собственного ребёнка. Только в этом случае возможно создание условий, в которых раскроется талант ребёнка, его способности, только тогда он сможет расти здоровым, умным, счастливым.
Наша руководящая и организующая роль, как воспитателя, по отношению к семье, при организации выставок творческих работ, характеризуется комплексом факторов:
- Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
- Практическая помощь семье в творческом воспитании детей;
- Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
- Вовлечение родителей в творческую педагогическую деятельность;
- Активизация педагогического самообразования родителей.
В основу совместной деятельности семьи и детского сада при организации творческих выставок положены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании творческих возможностей детей;
- это единое понимание педагогами и родителями целей и задач творческого воспитания и обучения детей;
- помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование творческого потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
«В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно
через суждения, оценку и поступки родителей
В. А. Сухомлинский»
Творческие выставки совместных детских работ с родителями даёт возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивает творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекает от будничных дел и проблем, возвращает в детство. Выставки становятся стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами тех родителей, которые не делали этого раньше. Творческие поделки становятся украшением групп и помещений детского сада, украшают музыкальный зал к праздникам и досугам, развлечениям.
Выставки, которые мы организуем к осенним праздникам - «Осенняя симфония», « Краски осени», «Ах, какая осень».
К новогодним праздникам - «Символ года», «Новогодняя открытка», «Игрушки на ёлку», «Снеговик – 2016».
В рамках различных проектов, акций - «Мама, папа, я и правила дорожного движения», «Автокресло – детям», «Светофорик», «Птичья столовая», «Весёлый огород», «Счастливая семейка», «Моя родословная», «С Днём рождения, детский сад!», «Чудеса вокруг нас» (выставка поделок из природного материала), « Рисуем вместе с папой» (конкурс рисунков ко Дню защитника Отечества), «За чудесами в зимний лес» (выставка рисунков выходного дня) и т.д.
Организуются краткосрочные выставки-просмотры и постоянные, периодически обновляемые выставки. Работы оформляются в выставочном пространстве группы или детского сада.
Детские работы являются не только украшением интерьера, но и служат зрительной информацией для других детей и взрослых (педагогов и родителей).
Основные принципы организации детских выставок:
- динамичности. Выставки могут меняться в зависимости от сезонности (по временам года), по программе (по определенной тематике), по тематике проектной деятельности.
- сравнений. Подразумевает разнообразие решения заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с разными материалами, техник выполнения работы.
Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации творческих выставок поделок или рисунков.
Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок, «изюминок».
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в детском саду заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Например, такое: «Расколдуйте вместе с нами письма зимы!», приглашает родителей к творческому процессу, рисованию в нетрадиционной технике морозных узоров, или такое: «Солнышко рисует лето!», предлагает родителям вместе с детьми создать картины, нарисованные с помощью солнечных лучей и различных подручных материалов. Мы всегда ориентируем родителей на развитие творческого воображения ребенка и в домашних условиях. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя, - все это можно использовать для создания уникальных картин.
Мы, как воспитатели, продумываем, какую помощь можем оказать родителям. Подготавливаем наглядный материал, который размещается на информационных стендах в группе. Делаем подборку ссылок на полезные интернет-ресурсы, помогающие родителям узнать нужную информацию. Считаем, что очень важно продумать местоположение выставки, так, чтобы дети и родители могли видеть все работы участников. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки и фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Создавая поделки из бросового материала, работая над созданием композиций, рисуя и вышивая вместе с ребенком, родители стали бережнее относится к работам своих детей. Вместе с родителями мы решили создать домашние альбомы «картинных галерей», в которых рисунки маленького художника с первых дней его знакомства с изобразительным материалом собираются и бережно хранятся в семье.
Совместное творчество детей и родителей способствует развитию положительных эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей, радует и сплачивает всю семью.
Если творческие выставки приурочены к празднику или досуговому мероприятию, то участники и победители награждаются грамотами и подарками.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить родителей, и они отплатят вам тем же. В нашем детском саду мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу.