Полный текст статьи
Печать

Калужский регион имеет значительный опыт реализации новой промышленной политики, которая основывается на привлечении на территорию региона крупных корпораций. Сама система строится по принципу кластерного развития.

Калужский бизнес научился эффективно встраиваться в цепочку взаимодействия с мировыми корпорациями, вести собственную политику и строить стратегию развития, не прибегая к взаимодействию с крупным иностранным капиталом. В связи с этим вполне логичным стал переход Калужской области от экономики, ориентированной, прежде всего на промышленность оборонного сектора, к диверсифицированной модели [1, с.145].               

Калужские промышленные предприятия развиваются под девизом: «Развивай свое предприятие, взаимодействуй с партнерами, но сохраняй самостоятельность». Опыт развития промышленности в регионе,  – совместная работа, партнерство и конкуренция между калужскими предприятиями промышленной отрасли с иностранными компаниями, пришедшими на местную территорию, – закалил малый и средний бизнес региона и научил жить в этих условиях [2, с. 16]. В то же время необходима постоянная поддержка данного процесса на всех уровнях.

Первый уровень – федеральный уровень (экономика): программа развития промышленности РФ на 10 лет. Промышленные предприятия – это ресурс, определяющий экономику России. Поэтому активная позиция органов власти по стимулированию развития приоритетных отраслей промышленности позволяет создавать реальную конкурентную среду.

Государство занимает активную позицию по вопросам импорт замещения, развития производства и поддержки малого и среднего бизнеса (МСП). Принят Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике». Он облегчает доступ к заемным финансовым средствам малому и среднему бизнесу, уменьшает минимальный размер кредитов. Для активизации данного направления создан и активно работает Фонд развития промышленности, который является одним из лучших институтов развития в РФ на сегодняшний день [3, с. 317].

Второй уровень  –  региональный (политика). Он включает выработку практических мер, способных активизировать процессы модернизации и внедрения инновационных технологий в производственный процесс. Данный алгоритм рассматривает перспективы производства с точки зрения стратегического управления.

Третий уровень  –  это комплекс мероприятий, посвященных методам повышения конкурентоспособности продукции и услуг калужских предприятий. Специалисты компаний должны иметь возможность получить актуализированные знания и навыки для реализации своих инновационных проектов.

С этих позиций достаточно интересен опыт такой инновационной региональной компании как ЗАО «Энергомаш».

Компания была образована 10 октября 1996 года. В основу её положена идея разработки и производства третьего поколения бортовых регуляторов напряжения для автомобилей. Первоначально в штате предприятия было всего 5 человек. А располагались она на арендованных площадях размером 50 кв. м. Два года ушло на разработку, испытания, сертификацию и изготовление оснастки, и лишь с осени 1998 года началось серийное производство.  

Сегодня ассортимент выпускаемой продукции составляет более 300 наименований: кроме уже упомянутых регуляторов напряжения это и коммутаторы зажигания, и различные виды электронных прерывателей, реле различного назначения, преобразователи напряжения, звуковые и световые сигнализаторы, индикаторы различных электрических параметров и многое другое из ассортимента низко вольтовой электроники.

Сейчас предприятие располагает производственным комплексом, включающим конструкторское бюро, испытательную лабораторию и 7 производственных участков, оснащенных самым современным сборочным оборудованием производства ведущих мировых изготовителей. Все виды изделий разрабатываются самостоятельно.

Первоначально предприятие пыталось развиваться как традиционные заводы. Все виды работ оно старалось делать самостоятельно.  Но затем стало понятно, что это очень неэффективный труд. После определённого этапа поисков в фирме  стали придерживаться стратегии аутсорсинга: сами стали развивать только разработку изделий, сборку печатных плат и финальную сборку изделий, а все заготовительные операции, включая механическую обработку, штамповку, литье пластмасс, изготовление жгутов, передали поставщикам, занимающимся этим профессионально. Таким образом на предприятии смогли не только увеличить ассортимент и минимизировать сроки выведения продукции на рынки, но и поднять качество изделий.

А вот на качестве здесь привыкли не экономить. Система менеджмента качества по стандарту ISO 9001 действует на предприятии уже больше 10 лет. Служба качества – одна из самых многочисленных по штату. Она обеспечивает входной контроль комплектующих, многоступенчатый выходной контроль готовой продукции и анализ внешних и внутрипроизводственных дефектов. Такой серьезный подход позволяет обеспечивать двухлетнюю гарантию качества всех изделий и укладываться в самые жесткие нормативы, принятые в автопроме.

Можно выделить три основные группы постоянных клиентов фирмы.

Первая группа – OEM-клиенты. Это заводы, изготавливающие автомобили, спецтехнику, морскую и мотоциклетную технику, генераторы и различное общепромышленное оборудование, где применяются низковольтные комплектующие. Для этих заказчиков изготавливают большое количество изделий по их техническим заданиям. Срок изготовления образцов может составлять всего несколько дней. Заказы берутся на производство от 100 изделий в год.

Вторая группа – это крупные оптовые фирмы по всей территории России и СНГ. Им поставляют изделия под тремя собственными торговыми марками: «Энергомаш», «СоветАвтоэлектрика» и Vasch.

Третья группа – конечные покупатели, такие как небольшие сервисы, различные магазины, транспортные предприятия и физические лица. Специально для обслуживания этой категории три года назад здесь создали отдельное предприятие – интернет-магазин ООО «12В», где можно поштучно купить продукцию и сопутствующие товары.

Большой ассортимент, высокое качество и низкие цены делают продукцию востребованной на рынке автомобильных компонентов.

Инновационной можно назвать практически всю продукцию фирмы. На протяжении двадцати лет фирма предлагает клиентам более современную и надежную продукцию, чем у конкурентов. Аналогов целому ряду изделий нет не только в России, но и в мире. Например, к этому блоку относится серия индикаторов, выполненных в корпусе автомобильных реле.

А это – самый верный залог инновационной составляющей, как в рамках отдельной фирмы, так и в рамках целого региона.