Особенности поведения лиц старшего школьного возраста в конфликтной ситуации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сагилян Э. М., Седнев Х. Н. Особенности поведения лиц старшего школьного возраста в конфликтной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86026.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу различий в стратегиях поведения между юношами и девушками в ситуации конфликта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сагилян Эмма Михайловна,кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г.Сочи

Седнев Христиан Нораирович,Студент 4 курса очного отделения направление подготовки «Экономика», НОУ ВПО«Международный Инновационный Университет» г. СочиSofronov.hristian@yandex.ru

Особенности поведения лиц старшего школьного возраста

в конфликтной ситуации

Аннотация. Статья посвященаанализуразличий встратегиях поведения между юношами и девушками в ситуации конфликта.Ключевые слова: психология, конфликт, школа, старшеклассники,конфликтная ситуация.

Психологические исследования конфликтов занимают центральное место среди исследований многих наук, посвященных данной проблеме[1,с.57]. Это связано, в первую очередь, с широтой объектного и предметного полей, а самое главное, непосредственным выходом на личностный аспект конфликтов определением психологических механизмов и личностных детерминант конфликтного поведения. Разнообразие психологических исследований конфликтов требует их систематизации и углубленного анализа. Следует отметить, что систематизация психологических исследований конфликтов связана с теми же трудностями, что и систематизация в рамках междисциплинарных исследований отсутствие общего основания. Поэтому мы будем анализировать проведенные психологические исследования, используя различные основания.Так как для успешной организации оптимальных условий личностного развития нужно учитывать каждую стратегию выхода из конфликтной ситуации, было предложено тестировать учащихся старшего школьного возраста.[2,с.146]Исследование особенностей поведения лиц старшего школьного возраста в конфликтной ситуации проводилось в МОБУ гимназии №76 города Сочи поселка Дагомыс средиучащихсядесятых и одиннадцатых классов. Выборка исследования составила 30 человек, их них 15 юношей и 15 девушек. Для достижения цели работы мы использовали тест Томаса, который состоит из 30 вопросов, каждый из которых имеет два варианта ответа. Каждому из тестируемых предлагалось выбрать то суждение, которое являлось бы наиболее типичным для характеристики его поведения. Свои ответы они должны были внести в соответствующий бланк ответов. После чего ответы были проанализированы, т.е. подсчитаны количество баллов по каждому столбику, название столбика набравшего наибольшее количество баллов является ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации; после чего были сделаны выводы.Наше исследование включало следующие этапы:1.Подбор методов и методики;2.Формирование выборки исследования;3.Определение наиболее распространенной стратегии поведения в конфликтной ситуации;4.Сравнение стратегий поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек.За основную методику был взят тест Томаса психологический тест для определения конфликтного поведения, характерного для респондента способавыхода из конфликтной ситуации.Тест основывается на его собственной теории конфликтного поведения, согласно которой:1.в случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;2.в случаях соперничества, приспособления и компромисса, ктото выигрывает, ктото проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс;3.только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.Данный тест на поведение в конфликте позволяет оценить пять стратегий выхода их конфликта:1.Сотрудничество2.Противоборство3.Уступка4.Компромисс 5.Избегание

В исследовании просматривается вариативность поведения испытуемых в конфликтной ситуации. Это хорошо, так как испытуемые могут изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

Рис. 1.Сводная таблица результатов по тесту Томаса

1.Среди опрошенных респондентов 74% готовы идти на сотрудничество и компромисс;2.40% опрошенных респондентов выбирают стиль поведения в конфликтной ситуации соперничество и избегание;3.13% опрошенных респондентов отдают предпочтение стилю приспособления.Рассмотрим зависимость модели поведения в конфликте от половой принадлежности.0%5%10%15%20%25%30%35%40%20%40%34%13%20%

Рис.2.Таблица результатов по тесту Томаса

По результатам исследования 45% опрошенных девушек и 25% юношей выбирают стиль поведения в конфликте сотрудничество, такой стиль требует умений объяснять свои желаниям и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Также 36% опрошенных девушек и 25% юношей выбирают компромисс, потому что он наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Из всех опрошенных респондентов 27% девушек готовы избегать конфликта. Данный стиль они выбирают тогда, когда затрагиваемая проблема не слишком важна, они не отстаивают свои права, не сотрудничают ни с кем для выработки решения и не хотят тратитьвремя и силы на ее решение. Стоит заметить, что данный стиль поведения не присущ юношам. Для 9% опрошенных девушек и 5% юношей характерен стиль поведения в конфликте соперничество.Они обладают сильной волей, достаточным авторитетом и неформальной властьюв своей группе. Стремятся,в первую очередь,удовлетворить собственные интересы. 9% и 25% опрошенных респондентов девушек и юношей соответственно выбирают стиль поведения приспособление, этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.Психологическая позиция заставляет человека действовать строго определенным образом. Люди действуют для того, чтобы сохранить или изменить эти позиции. Они действуют таким образом,чтобы навязать другим людям определенные позиции, и стараются избежать того, чтобы им навязывали те психологические позиции, которые им невыгодны. Однако спектр этих действий достаточно широк, а в ситуации конфликта он чрезвычайно сужается. Порождаясь типами взаимодействия людей, он развивается уже по своим собственным законам, чисто психологическим законам, но по «железной логике», заставляющих людей, втянутых в него, действовать так, а не иначе.[3,с.156]. В действиях молодых людей, эта логика просматривается удивительно ясно и отчетливо. И она неумолима. Конфликт можно сравнить с паровозом, несущимся на всех парах по заранее проложенным рельсам. И вне зависимости от скорости и количества угля в топке этот паровоз не сможет свернуть с рельсов, как бы этого не хотел машинист и пассажиры. Свернуть не может, но может остановиться. И этим, так называемым, тормозом будут стратегии поведения. Подростковый возраст отличается конфликтностью[4,с.185].Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики[5,с.18]. Появление психических новообразований сопряжено со 0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%9%45%36%9%27%5%25%25%25%0%ДевушкиЮношисложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. Всвязи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене [6,с.32].Гипотезойисследования было предположение, что в конфликтной ситуации юноши и девушки используют различные стратегии поведения ипостностью подтверждена тем, что юноши и девушки действительно используют различные стили поведения в ситуации конфликта, что и доказало наше исследование.Результаты проведенного намиисследованияоказали содействие в выборе тактикии способствовалиснижению количества конфликтов в месте его проведения.

Ссылки на источники1.Запрудский Ю.Г. Социальныйконфликт: политологический анализ.РостовнаДону:Издательство Ростовскогоуниверситета, 1992.120 с.2.Кон И.С. Психология ранней юности.–М: Просвещение, 1989.–256 с.3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет : учебное пособие /И.Ю. Кулагина. –Издание 3е. –Москва : УРАО, 1997. –176 с.

4.Психология конфликта / Сост.и общ редакция Н.В.Гришиной. 2е изд. —СПб.: Питер, 2008. —480с: ил. —(Серия «Мастера психологии»)5.Берулава Г. А., Берулава М. Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве/Педагогика. № 4. Апрель 2012.С.11206.Сагилян Э. М. К проблеме исследования непродуктивных коммуникативных стереотипов в социальной сфере: научная статья/Гуманизация образования. 2013. № 2.С.3034