Духовно-нравственное воспитание студентов-хореографов средствами образцов мирового балетного искусства – основа духовного здоровья нации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павинская К. В. Духовно-нравственное воспитание студентов-хореографов средствами образцов мирового балетного искусства – основа духовного здоровья нации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86030.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранения духовного здоровья нации. В качестве решения проблемы автором предлагается духовно-нравственное воспитание студентов-хореографов средствами образцов мирового балетного искусства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павинская Кристина Владимировна,соискатель, педагог хореографии Самарского государственного институтакультуры,г. Самараkristaloriental@mail.ru

Духовнонравственное воспитаниестудентовхореографов средствами образцовмирового балетного искусства

–основа духовного здоровья нации

Аннотация.В статье рассматриваетсяпроблемасохранения духовного здоровья нации. В качестве решения проблемыавтором предлагаетсядуховнонравственное воспитаниестудентовхореографов средствами образцов мирового балетного искусства.

Ключевые слова:духовное здоровье, духовнонравственное воспитание, образцы мирового балетного искусства, студентыхореографы.

Одной из важнейших проблем современного общества, в целом, и педагогической науки, в частности,является духовное развитие личности.Угрозу национальной безопасности Российской Федерациипредставляет снижениедуховного,нравственного и творческого потенциала населения [1].Следовательно, в деле обеспечения национальной безопасности страныдуховнонравственноевоспитание имеет чрезвычайное значение.Не случайно вФедеральном Законе«Об образовании в РФ»духовнонравственноевоспитание молодежирассматриваетсякакодинизосновныхприоритетов деятельности образовательных учреждений:«содержание образования должно обеспечивать формирование и развитиеличности в соответствии с принятыми в обществе духовнонравственными и социокультурнымиценностями»[2,ст.12,п.1]. Однако,на сегодняшний день,сведенными к минимуму оказываютсядуховнонравственные обучающиеивоспитательныефункциидействующей системы высшего образования.Современные организации высшего образования нацелены на улучшение внешних условий, усиленное распространение научных знаний, изменение культурной средыорганизации, однако все этоне в состоянии нравственно улучшитьобучающихся,изменитьих духовность.Данная проблема характернадля всехучреждений высшего образования, в том числе итворческого профиля.Созидательнаясамореализация, к которойготовятобучающихся, невозможна без постоянной духовной деятельности.

Духовное здоровьепредполагает высокие нравственные идеалы человека, силу воли, овладение ценностями культуры. Духовноездоровьеотражает систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих и отечественных духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, в деятельностном отношениик миру, активной жизненной позиции [3,с.2729].Духовное здоровье является следствием воспитания.Процесс воспитания, как составная часть педагогики, это обучение нравственной жизни воспитанников, то есть обучение нравственным нормам и средствам. Основная задача воспитателя (любого образовательного учреждения) –привить азы духовнонравственной культуры.[4,c.3839].Следовательно, духовно–нравственное воспитаниедолжно являться неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса, которое осуществляется в системе профессиональной подготовки будущего педагога хореографа[4,c.41]. Процесс духовнонравственного воспитания в вузе долженпредставлятьсобой единое интегративное целое и участвоватьв организации сложного процесса всестороннего формирования личности. Обладая духовноразвивающимися качествами, нравственные чувства будут интегрироватьво все другие компоненты процесса всестороннего развития личности и тогда,духовнонравственное воспитание способно выполнятьсистемообразующую функцию [4,c.47].

По заключениюЛ.И.Родиной и А.Е.Федосова,духовнонравственное воспитаниеесть целенаправленная деятельность педагога, содействующая неискаженному усвоению индивидом объективных норм поведения, ориентации человека в его существовании на идеалы абсолютного бытия и развитию духовных свойств его личности[5, c.31].

По мнению А.А. Пожедаева,педагогический процесс, осуществляющий духовнонравственное воспитание,долженпротекать в форме сотворческогопоиска педагогом и воспитанником решения не отдельных задач, не включенных в общий жизненный контекст, а вечных, неразрешимых, общечеловеческих, экзистенциальных проблем, не имеющих общего для всех решения( В.Франкл). Решать их должен каждый сам для себя, и решение их для каждого человека является уникальным и неповторимым[6, c.67].

В.А. Сухомлинский создал уникальную систему воспитания нравственного, духовного «настоящего человека». Он практически показал путь влияния на самую утонченную сферу духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствованиячерез воспитание совести, силы духа, ответственности и долга, пишет в своем исследовании А.И, Щербина[4, c.53].

По утверждению, основанному на исследованияхГройсмана,один из наиболее действенных факторов, оказывающих значительное воспитательноевоздействие,—этоорганизация положительного опыта правильного поведения с проявлением желаемых качеств и свойств личности[7,с.104]. Ленинградские ученые Л.Г. Первов,О.В. Владимирская, Л.Н. Коптевотмечали, что театрализованные варианты воспитания как раз и связаны с особым значением эмоциональных факторов и благотворным влиянием сценических переживаний в корректировке поведения и переживаний человека. Коррекция поведения с помощью театрализованных средств основана на использовании эффектов социальной психологии. [7,с.148].Театрализованные формы, по мнению Гройсмана,являются вспомогательным методом психогигиенической работы, эмоционально склоняющей личность к исполнению положительных жизненных ролей [7,с.153].На основаниипроведенияболее чем ста экспериментальных проб, былоотмеченовидимое положительное изменение поведения соответственно заданному образу, изменялосьи действительное качество способности к деятельности соответственно заданному образу (эффект, отмеченный В.Л. Райковым) [7,с.105].

В структуре духовнонравственного воспитания С.Ю.Дивногорцева выделяет следующие компоненты, способствующие его формированию: информационный; духовнонравственного научения; деятельный.

На основаниианализа научных подходов о сущности духовнонравственного воспитания обучающихсяуместнопредположить, что сцелью духовнонравственноговоспитаниястудентовхореографовсредствами содержания курса«Образцы танцевального репертуара» необходима целенаправленная деятельность педагога. Данная деятельность будет не только содействоватьнеискаженному усвоению студентом идей произведений выдающихся балетмейстеров,представляющих духовнонравственные ценности культуры,но иобеспечит корректировкудуховнонравственных ценностейстудентовчерезанализ и обсуждение идей известныхпроизведений.Длятворческой самореализациистудентамхореографам необходимаориентацияна идеалы абсолютного бытия, представленные в мировых образцах балетного искусства, которые будут способствоватьразвитию духовных качествбудущих хореографов.Педагогический процесс, осуществляющий духовнонравственное воспитание,может протекать в форме сотворческого поискахореографических средств, которыми студентбудущий хореограф сможет выразить вечные, общечеловеческие проблемы в собственных творческих работах.Качественное, осознанноеисполнение хореографического текста композиций классического наследия балетного репертуара даст соответствующий практический опыт правильного поведения героя с проявлением желаемых качеств и свойств личностиобучающегося.Эмоциональное переживание духовнонравственного образа, представляющего ценностьпроизведенияхореографического искусства,поможет воспитать силу духа, ответственности и долга и,окажет благотворное влияние в корректировке поведения самихобучающихся.Творческая реализациястудентами духовнонравственной идеи, представленной выдающимсябалетмейстеромв своейтворческойработе,дастопыт изображения положительных, значимых в духовном плане,жизненных ролей собственными хореографическими средствами.Потворческим работам студентовхореографови можно будет судить обих духовном здоровье.

Обращение нами к образцам мирового балетного искусствав качестве средства духовнонравственного воспитания студентовхореографовобъясняется тем, чтоосновной ценностью любого вида искусства, в том числе и хореографии, является способностьсказать о проблемах, которые являются актуальными из века в век, языком, актуальным томувремени, ккоторому данное произведение принадлежит. Образцы мирового балетного искусства учат нас тому, чтотворчество должно носить идейный характер, а сцена должнаоставаться одним из главных и наиболее мощных центров распространения мыслей и высшей формой выражения философских, научных, политических, этических, моральных и общезначимых идей. Мы считаем, что хореография, как классическое искусство, должна быть средством выражения духовнонравственных идей XXI века и выступатьресурсом духовнонравственного развития российского общества. Следовательно, духовнонравственное воспитание студентовхореографов средствами образцов мирового балетного искусства, обучение их идейности в искусстве, обучение умению выражать общезначимые идеи хореографическими средствами,должно быть непременным условием духовнонравственного воспитания студентов хореографов. Именно совместный сотворческий поиск вечных, неразрешимых, общечеловеческих, духовнонравственных, экзистенциальных проблем действительности и хореографических средств их выражения,будет способствоватьпрактической реализации этих проблем нашими будущими хореографами средствами их собственного искусства.

В Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина Россиипредставлен современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ[8]. Именно такого гражданина

высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного икомпетентного, сможет воспитать действующая система высшего хореографического образованиясредствами образцов мирового балетного искусства.

На наш взгляд, эффективнымсредствомдуховнонравственного воспитаниястудентов

будущиххореографовявляется их знакомствос образцами мирового балетного искусствас позиции выделения и признания духовных ценностей произведений, а такжестимулированияактивной,деятельностнойпозиции по реализации духовных ценностей в студенческих творческих работах курса «Образцы танцевального репертуара».Что в свою очередь будет способствовать возрождениюдуховногоздоровья нации.

Ссылки на источники

1.Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 годаот 12 мая 2009 г. N 537 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/2.Федеральный Закон«Об образовании в РФ», принятый 29.12.2012, №273ФЗ (ред. от 31.12.2014)// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html3.Герчак Я. В. Формирование готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования: Дис.канд. пед.наук. Новокузнецк: 2007.4.Щербина А. И. Формирование духовнонравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: Дис. канд. пед наук.Москва:2013.5.Родина Л. И., Федосов А. Е. Организация духовнонравственного воспитания детей и молодежи через православную культуру// Потенциал социальной педагогики в духовнонравственном развитии современного человека: Сборник материалов Международной научнопрактической конференции. Самара:СИПКРО, 2013.6.Пожедаев А. А. Формирование готовности старшего школьника к духовнонравственной рефлексии: На материале физкультурно –спортивной деятельности: Дис.канд.пед.наук. Оренбург: 2003 7.ГройсманА.Л., ИконниковаА.Н. Общая психопрофилактика и психогигиена творческого труда / А.Л. Гройсман,А.Н. Иконникова.М.: «Когитоцентр», 2006.—160С.(4)8.ДанилюкА.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепциядуховнонравственного развития и воспитания личности гражданина России//[Электронный ресурс].Режим доступа:http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovnonravstvvospitanija.pdf