Профессиональная готовность педагога для работы в инклюзивной школе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гладких Н. А. Профессиональная готовность педагога для работы в инклюзивной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 371–375. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86080.htm.
Аннотация. Статья посвящена готовности учителей начальной школы к созданию и поддержанию инклюзивного процесса в условиях массовой школы. Подготовка кадров является одним из важнейших условий реализации самого инклюзивного образования. В статье представлены приоритетные направления подготовки будущих учителей начальной школы. Описаны проблемы педагога массовой школы при включении детей с различными типами в развитии в образовательный процесс.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гладких Наталия Александровна, директор МКОУ «ООШ № 21» пос. Новый Бешпагир, Шпаковского района, Ставропольского края

Профессиональная готовность педагога для работы в инклюзивной школе

Аннотация.Статья посвящена готовностиучителей начальной школы к созданию и поддержанию инклюзивного процесса в условиях массовой школы. Подготовка кадров является одним из важнейших условий реализации самого инклюзивного образования.В статье представлены приоритетные направления в подготовки будущих учителей начальной школы. Описаны проблемы педагога массовой школы при включении детей с различными типами в развитии в образовательный процесс.Ключевые слова:профессиональная подготовка, инклюзия, профессиональная компетентность, психологическая готовность, профессиональный стандарт педагога.

В последнее время в образовательные учреждения приходит много детей с ограниченными возможностями здоровья.Осенью 1992 годаданная проблема положила начало реализации проекта«Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детейинвалидов. И уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встала проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, наличие профессиональных стереотипов, психологической готовностии профессиональной компетентности.В связи с этим подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии.Инклюзия

(от inclusion включение) –процесс, при котором чтолибо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Новый универсальный словарь Вебстера.Инклюзивное (франц. inclusif включающий в себя, от лат. include заключаю, включаю) или включенное образование термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, т.е.инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка.И для достижения положительных результатов, необходимо, чтобы система оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья была профессионально сконструирована специалистами: психологами, учителями, врачами и могла реализовываться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и возможностей образовательного учреждения.Но,к сожалению,на сегодняшний день не все образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования уделяют должное внимание подготовки педагогических кадров. Ведь сама идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов. Выпускникам необходимы такие знания, как:

психологическая закономерность и особенностьвозрастного и личного развития детей в инклюзивной школе;

знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;

умение реализовать различные способы педагогического взаимодействиямежду всеми субъектами образовательной среды(с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегамиучителями, специалистами, руководством).А учителям уже работающим необходимо повышать свой профессионализм, через систему переподготовки и повышения квалификации, обмениваться опытом, оказывать консультационную помощь и т.д.Профессионализм предполагает, что учитель точно представляет стратегическую цель своей деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формируя, таким образом, задачи.

Профессионализм выращивается каждым в самом себе. Это результат особого рода труда. Профессионал выстраивает систему работы,отвечающую его собственным представлениям. Одним из ключевых документов, определяющих требования к профессиональности учителя является профессиональный стандарт педагога.В соответствии с принципами инклюзии и согласно профессиональному стандартупедагог должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

уметь проектироватьи создавать ситуации и события, развивающие эмоциональноценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружественную атмосферу.Наравне с профессионализмом, необходимо повышать недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов массовой школы, который заключается в понимании механизмов формирования нарушений имеющихся у ребенка, возможность использовать специальные средства и методы в педагогическом процессе.К важнейшим требованиям профессиональной компетенции относится: готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья.Педагоги массовой школы не все готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в успешности обучения которого они не уверены. Учитель не знает, как оценивать индивидуальные достижения детей с ОВЗ, каким способом проверять их знания.

Профессиональная деятельность должна заключаться в постоянном движении от незнания к знанию, в формировании особого способа мышления и даже образа жизни, так как педагогуприходится сталкиваться с очень непохожими проблемами и прогнозами развития детей, имеющие особые образовательные потребности. И одним из показателей профессионального мастерства педагога можно выделить умение подойти к любой ситуации нестандартно и осуществить психологический анализ ситуации.Компетенцией учителя, необходимой для реализации процесса включения ребенка с особыми возможностями здоровья в образовательный процесс, является умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка и отслеживать её динамику.Профессиональный стандарт также выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения, вне зависимости от ихсклонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей, а также умению и готовности педагога к взаимодействию и общению с родителями.Хорошо организованная и налаженная работа педагога с родителями поможет избежать причины, которые приводят к эмоциональному дискомфорту ребёнка. У педагога должна быть личная заинтересованность в сотрудничестве с родителями. Поскольку рождение ребенка с отклонениями в развитии, как правило, меняет весь строй жизни родителей, изменяет их психологическийклимат, родители оказываются в состоянии непрерывного нарастающего стресса, что провоцирует конфликтные отношения друг к другу, а также к ребенку.Основные направленияпедагогического общения с родителями –это взаимоуважение (сохранение уровня современной культуры общения), соучастие (готовность прийти на помощь семье), открытость (установление доверительных отношений).Личная профессиональная позиция учителя позволяет ему преодолеть опасения и тревоги, а также выйти на совершенно новый уровень профессионального мастерства.

Ссылки на источники1. Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования// Педагогический журнал.2013. № 1 (44). С.2632.2. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей.USAID,2007.3. Лошаков И.И., ЯрскаяСмирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей инвалидов// социальнопсихологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Издво Пед. инта СГУ,2002.4. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Автореф. дис. канд. пед наук. Шуя,2011126с.