Влияние межполушарной асимметрии головного мозга на склонность к суицидальному поведению у подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шарабарина Х. А. Влияние межполушарной асимметрии головного мозга на склонность к суицидальному поведению у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 766–770. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86166.htm.
Аннотация. Статья затрагивает актуальную проблему самоубийства подростков, приведены причины самоубийств среди подростков, указаны особенности подросткового возраста. Выдвинуто предположение о связи суицидального поведения с межполушарной асимметрией головного мозга, подробно рассмотрен этот феномен, выделены основные свойства каждого полушария. Экспериментально доказано наличие связи между доминирующим полушарием и склонностью R к суицидальному поведению подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шарабарина Христина Александровна,Студентка 3курса Лесосибирского педагогического института филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г.Лесосибирскclickoh@mail.ru

Влияниемежполушарной асимметрии головного мозга насклонность к суицидальному поведениюуподростков

Аннотация.Статья затрагивает актуальную проблему самоубийства подростков, приведены причины самоубийств среди подростков,указаны особенности подросткового возраста. Выдвинуто предположение о связи суицидального поведения с межполушарной асимметрией головного мозга, подробно рассмотрен этот феномен, выделены основные свойства каждого полушария. Экспериментально доказано наличие связи между доминирующим полушарием и склонностью суицидальному поведению подростков.Ключевые слова:асимметрия, суицидальное поведение, доминирующее полушарие, правое полушарие, подростки.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения суицид акт самоубийства с фатальным исходом, покушение на самоубийство аналогичный акт, не имеющий фатального исхода. Несмотря на то, что существует множество разработок по данной теме, суицид, как явление, не исчезает. Самоубийство –фатальный исходтяжелого психологического кризиса личности, обусловленного множеством различных причин. Именно подростковый возраст имеет определенные особенности, которые в большей мере способствуют возникновению суицидального поведения.БархатоваА. Ю.иКарповаН. Вотмечают, что: «вэтот период подростки учатся осмысливать свои конформные и негативные реакции на различные ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учатся подавлять импульсивные действия. Стремление развить свою уникальность требует от подростка обособления от семейного «Мы», которое раньше поддерживало в нем чувство защищенности и эмоциональной направленности. Однако находиться наедине со своим «Я» подросток еще не готов. Он не может объективно оценивать себя и поэтому подросток находит решение своей сложной задачи в общении со сверстниками»[1].Суицидальные личности подростковой группы могут быть адекватно приспособленными к школе и полностью свободны от проблем, по мнению Л.Б. Шнейдера. Он считает, что «…суицидальное поведение подростков можно разделить на следующие типы в зависимости от типа суицидальных попыток:1.Истинное истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место и время, чтобы никто не смог помешать).2.Демонстративношантажное проявляется в оказании суицидентом психологического давления на других.3.Аффективное оно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания» [2].Также «…суицидальное поведение подростков включает в себя две стадии:1. Предиспозиционная стадия, которая характеризуется исключительно высокой активностью человека, но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. С течением времени подростки, не находя решение проблемы, считают, что его нет и приближаются, таким образом, к самоубийству. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и не хочет дальше жить, но первые мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. На этой стадии еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.2. Собственно суицидальная стадия начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе происходит углубление дезадаптации» [2].Причин самоубийства у подростков множество. Обычно, подростки исключительно посвоему реагируют на те или иные ситуации, в которых один может покончить с собой, а другой

нет. Но в целом, можно выделить основные проблемы, которые могут привести к суициду. В первую очередь, это конфликты таких видов: 1.Связанные со спецификой жизнедеятельности (учебы, общения) и социального взаимодействия людей (адаптационные трудности; неудачи выполнения конкретной задачи; конфликты со сверстниками; межличностные конфликты со значимыми людьми).2.Личносемейные конфликты (неразделенная любовь; измена любимого человека; развод родителей; тяжелая болезнь; смерть близких людей; половая несостоятельность).3.Конфликты, обусловленные состоянием здоровья (психические заболевания; хронические соматические заболевания; физические недостатки).4.Конфликты, связанные с антисоциальным поведением (связанные с уголовной ответственностью; боязнь позора)Другими причинами суицидов в детском и подростковом возрасте могут быть следующие:1.Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает прекращение жизни. Они не понимают, что это будет их последний шаг.2.Отсутствие идеологии в обществе. Идеология является хорошим стимулом для человека. Она формирует целеустремленность и дает ощущение смысла жизни, а это важно для подростков.3.Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям. При этом предстаёт ситуация, по мнения подростка, не имеющая представления «как жить дальше», т.е. происходит утрата цели. 4.Социальное неравенство, недостаток материальных ресурсов.5.Отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливаютпроцесс отчуждения подростков. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентации человека, подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений [3]. Психическая организация подростка неустойчива, причем на всех уровнях: интеллекта, чувств, эмоций. Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при этом, как известно, являются максималистами; они не уверенны в своих знаниях и способностях, обладают переменчивым настроением, имеют часто высокий уровень тревожности. У них легко возникают страхи. Порой небольшой конфликт в семье или в школе может послужить толчком для того, чтобы ребёнок вошёл в депрессивное состояние.Многие ученые связывают особенности возникновения и динамики суицидального поведения с межполушарной асимметрией головного мозга. Реброва Н. П. и Чернышева М. П.дают следующее определение данному феномену:«межполушарная асимметрия –это одни из факторов, который определяет процесс адаптации к изменениям окружающей среды, склонность к психосоматическим заболеваниям, соотношение объективных и субъективных показателей здоровья»[4]. Межполушарная асимметрия означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других правое полушарие. «Практически все психические процессы являются сложными по их функциональной организации, ибо они могут совершаться на разных уровнях (непроизвольном и произвольном, неосознанном и осознанном, непосредственном и опосредованном). Это позволяет достаточно обоснованно предполагать, что существует тесное взаимодействие обоих полушарий, причем роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и от структуры ее организации» утверждает Хомская Е.Д.[5].Например, было выявлено, что люди, у которых левое полушарие доминантно по функциям речи, могут проявлять признаки доминантности правого полушария по другим показателям. Помимо этого, существуют «чистые» правши (с ведущими правой рукой, ухом и глазом) и праворукие (у которых при ведущей правой руке ведущими ухом и(или) глазом являются левые). Известно, что функциональная асимметрия включает в себя три вида:1.Моторная асимметрия (совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в процессе формирования двигательного поведения),2.Сенсорная асимметрия (совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств),3.Психическая асимметрия (включает в себя неравенство функций полушарий мозга в формировании целостной нервнопсихической деятельности) [6].В данной работе акцент сделан на психической асимметрии головного мозга. Считается, что человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, малоразговорчив, обладает хорошо развитым воображением. В двигательных действиях (особенно в бытовых) отмечается более или менее активное использование левой руки, наряду с правой. Левополушарный тип характеризуется прежде всего доминированием использования правой руки в разнообразных бытовых, игровых и профессиональных действиях. В оценке времени более ориентированы на будущее, на его прогнозирование; планирование строится с опорой на настоящее время. Левое (доминантное) полушарие играет существенную рольне только в мозговой организации самих речевых процессов, но и в мозговой организации всех связанных с речью высших форм психической деятельности —категориального восприятия, активной речевой памяти, логического мышления и др., в то время как правое (субдоминантное) полушарие в меньшей степени участвует в их протекании [7].Ранее выполненные исследования свидетельствуют, что при суицидальном поведении имеет место нарушение функциональной асимметрии мозга, причем в большинстве работ это связывают это с дисфункцией правого полушария. И.Вайнберг в своих исследованиях установил, что суицидальное поведение обусловлено недостаточно развитым правым полушарием. В таком случае нарушено восприятие боли, недостаточно развиты самоуправление и саморегуляция [8].Известным научным фактом является то, что при депрессии имеет место гиперактивность правого полушария, сопровождающаяся нарушением функции правого полушария. В состоянии депрессии люди способны совершить самоубийство, они могут легко принимать рискованные действия, поверхностно оценивают ситуацию. У лиц с суицидальным поведением имеются существенные нарушения функциональной асимметрии головного мозга, захватывающие все уровни, —метаболический, структурный и функциональный.Помимо этого, у лиц, совершивших суицидальную попытку, отмечается значительное увеличение левых профилей моторной и сенсорной асимметрии. Кроме того, они достоверно чаше используют правое полушарие для решения зрительнопространственных и вербальных задач [9].На данным момент известно, что подростки в большей степени предрасположены к самоубийствам, чем представители других возрастных групп ввиду своих особенностей: импульсивности, агрессивности, тревожности, низкой стрессоустойчивости. Мы предполагаем, что функциональная асимметрия также оказывает влияние на возникновение суицидального поведения подростков.Мы организовали экспериментальное исследование на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», в мае 2015 года с целью изучения суицидального поведения подростков. Выборка представлена подростками в возрасте 13 15 лет в количестве 29 человек.На первом этапе исследования (май 2015 г.) было организовано и проведено экспериментальное исследование на изучение суицидального поведения подростков с использованием методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел).На втором этаᴨе (сентябрь2015) с использованием аппаратнопрограммного комплекса «Активациометр» было установлено доминирующее полушарие каждого подростка. Для достоверности результатов было сделано 2 пробы.На третьем этапе (ноябрь2015) проведен анализ полученных результатов и сделаны выводы.Использование аппаратнопрограммного комплекса «Активациометр» позволяет диагностировать психоэмоциональные состояния, уровень активности и функциональную асимметрию полушарий головного мозга, склонность к риску, величину лабильности и психоэмоциональную устойчивость испытуемого. Анализируя результаты, полученные с использованием методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел) (Приложение А), мы сделали следующий вывод: Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению обнаружена у 10 опрошенных (34%). Аппаратнопрограммный комплекс «Активациометр» позволил установить,что среди опрошенных 12 (41%) человек обладают доминирующим правым полушарием, 2 человека (7%) имеют одинаковые показатели активности правого и левого полушарий, 15 (52%) человек имеют доминирующее левое полушарие.В Таблице 1 представлены данные по уровню активности левого полушария(LHи LH2) и правого полушария(RHи RH2) в первой и второй пробе, соответственно, а также бальный результат прохождения методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению»по шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению»(автор А.Н. Орел). Таблица 1Результаты диагностики доминирующего полушария подростков и склонности самоповреждающему и саморазрушающему поведению

РеспондентLHRHLH2RH2Склонность к самоповреждающему и саморазрушающемуповедениюО. И.42847В.В. 5042303818Р. Д.1284611К.З.4048101815Н.Р.2081046Д.А.221220163П.М.88224Б.О.81661212П.Д.66200Н.Р.1830242817Р. А.1214101615З.В.181620102В. А.41881614Е.А.121818147Л.Г.181618120М. Н.161212103П. И.263024282М.А.1241061Б.Н.182216225Н.А.1630122416Ф. В.283022264Д. А.8108123Р.С.162214145Т.Е.444028223Ч.Т.362830201М.М.242218106С. Э.141210104Л. Т.161018101Б. В.2410261613

Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу.Был сделан следующий вывод:Выявленаположительнаявзаимосвязь между активностью правого полушария в первой и второй пробе (RH, RH2) и склонностью ксамоповреждающему и саморазрушающему поведению (SH), это значит, что личности, у которых доминирует правое полушарие, отвечающее за воображение, фантазию и творчество, обладают готовностью реализовать различные формы аутоагрессивного поведения, в том числе и суицидального (r=0,38; r=0,44, при уровне значимости 5%).Таким образом, наше предположение подтвердилось, между активностью правого полушария и склонностью к суицидальному поведению существует положительная взаимосвязь. Подростки с доминирующим правым полушарием более склонны совершать суицидальное поведение, нежели подростки с доминирующим левым полушарием. Лица с доминирующим правым полушарием склонны к фантазиям и воображению. Их переживания носят более длительный и серьезный характер, поэтому и вероятность совершения самоубийства утаких подростков выше.

Ссылки на источники1.БархатоваА. Ю., КарповаН. В. Факторы риска возникновения суицидальных намерений у подростков //Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования. Ишим. 2013. С. 84922.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект, 2007. 336 с.3.Стадухина Л.К., Петрова Н.В., НоркинаЕ.Л., Маркова, О.А., Бондаренко, М.Ю. Суицидальное поведение подростков. Методические рекомендации. ЙошкарОла, 2013. 50 с.4.Реброва Н. П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. —СПб.: Речь, 2004.

96 с.5.Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.6.Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. —2е изд., перераб. и доп. —М.: Медицина, 1988. 240 с. ил.7.Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с.8.Weinberg I. The prisoners of despair: right hemisphere deficiency and suicide//Neuroscience and BiobehavioralReviews 24. 2000. P.7998159. Иванов О. В., Егоров А. Ю. Нейропсихологические аспекты суицидального поведения //Неврологический вестник. 2010.С. 6676