Формирование профессиональной компетентности бакалавров юридической специальности в условиях дистанционного обучения (e-Learning)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Эктов А. В. Формирование профессиональной компетентности бакалавров юридической специальности в условиях дистанционного обучения (e-Learning) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1151–1155. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86249.htm.
Аннотация. Проанализированы основные подходы ведущих отечественных и зарубежных учёных касательно преимуществ и недостатков использования дистанционных форм обучения в рамках компетентностного подхода. На примере юридического образования рассмотрены возможности и ограничения, распространенность и барьеры внедрения новых образовательных технологий e-Learning. Внимание уделяется традиционным методам обучения юридическим дисциплинам. Определена специфика применения технологий e-Learning в высшем профессиональном образовании. Разработаны организационно-педагогические условия реализации системы дистанционного обучения. Описываются современные учебные платформы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Эктов Алексей Владимирович,Аспирант, ассистент кафедры ТиМПО, Тульский Государственный Университет, Тулаa.ectov@yandex.ru

Формирование профессиональной компетентности бакалавровюридической специальности в условиях дистанционного обучения

Аннотация.Проанализированы основные подходы ведущих отечественных и зарубежных учёных касательно преимуществ и недостатков использования дистанционных форм обучения в рамках компетентностного подхода. На примере юридического образования рассмотрены возможности и ограничения, распространенность и барьеры внедрения новых образовательных технологий eLearning. Внимание уделяется традиционным методам обучения юридическим дисциплинам. Определена специфика применения технологий eLearning в высшем профессиональном образовании. Разработаны организационнопедагогический условия реализации системы дистанционного обучения. Описываются современные учебные платформы.Ключевые слова:профессиональное образование; компетентностный подход; дистанционное обучение, eLearning, образовательные технологии, учебнаяплатформа.

Согласно условиям Болонской декларации вместе с европейскими государствами, подписавшими ее, Российская Федерация принимает обязательства о единых требованиях подготовки кадров в структуре высшего образования и квалификаций выпускников. Цель процессов интеграции и модернизации отечественного образования заключается в выявлении оптимальных путей успешного вхождения России в европейское научнообразовательное пространство, позволяющее обеспечить условия для развития мобильности граждан, их самореализации в профессии и востребованности в обществе.В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное образование вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности (Ст.2, п.12) [1].Активно обсуждаемый в отечественной педагогической науке компетентностнодеятельностный подход выступает заменой существовавшей ранее системы обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетенций, которые будут сформированыу бакалавров, в том числе и у будущих юристов на основе обновленного содержания образования и в процессе их трудовойдеятельности. Компетенция по сравнению с понятиями «знания», «умения», «навыки» рассматривается как более сложная социальнодидактическая личностная структура. Она выражается в мобилизации личностью полученных знаний, опыта, поведенческих отношений в конкретной ситуации для решения разнообразных, сложных, реальных профессиональных задач [2,с. 34].Основная задача юридического образования вне зависимости от его уровня и профиля состоит в формировании профессионального понимания роли права в жизни общества и государства как средства защиты от самоистребления и в выработке соответствующего ключевого умения –недопущение нарушения правовых предписаний. Такое понимание ценности права выстрадано человечеством, и отход от него,в конечном счете,приводит к социальным по трясениям. Значимость теоретической подготовки юристов, направленной на формирование профессионального правосознания, подтверждается историей судебного реформирования в дореволюционной России, которое стало возможным тогда, когда появилось достаточное число деятелей, получивших солидное юридическое образование[3,с. 97]. При подготовке юристов нельзя основываться на буквально понимаемых практических потребностях работодателя, т.е. учить тому, что ему надо (например, как составить договор, по которому работодатель будет иметь только права и не нести никакой ответственности; как сфальсифицировать доказательства и т.п.).Под профессиональной компетентностью бакалавра юриспруденции будем понимать интегративныекачестваспециалиста, включающие уровень овладения им знаниями, навыками, умениями профессиональной деятельности на основе сформированных способностей к самообразованию, творческой деятельности, оперативной адаптации в быстро меняющейся обстановке(нормативноправовой базе), а также способность к решению задач, выходящих за пределы основного вида профессиональной деятельности[4].Реальность такова, что комплексное внедрениев современных коммуникационных систем (интеграции мобильной телефонии, компьютерных сетей, спутниковой и кабельной видеосвязи) и технологий виртуальной реальности вывели традиционное и дистанционное образование нановыйкачественный уровень.Дистанционное обучение обеспечивает многоуровневость и гибкость образовательных программ, дает большую возможность в образовательном пространстве для развития познавательного мышления студентов.На сегодняшний день в высших учебных заведениях Европы уже является традиционной практикой использование дистанционной формы обучения. Инициатором применения дистанционного обучения в мире стал Открытый университет Великобритании, который является лидером дистанционного образования в Западной Европе.Одним из первых университетов Германии, который начал активно проводить дистанционную подготовку специалистов, был Заочный университет города Хаген. Дистанционное обучение стало популярным и в университетах Испании. Открытый университет Мадрида(Universidad a Distancia de Madrid) широко применяет в обучении студентов следующие инструменты: Moddle, Gmail, GoogleDocs, GoogleSites, GoogleTalk, Facebook, Twitter, а также создал собственное трехмерное виртуальное пространство в Second Life. В рамках Европейского Союза лидером по разработке программного обеспечения и приложений для дистанционного обучения является Ирландия. Исходя из того, что дистанционное обучение является неотъемлемой составляющей национальной системы образования Ирландии, многие высшие учебные заведения применяют элементы elearning в учебном процессе [5].При изучении системы дистанционного образования будем рассматриватьопределение А.А. Андреева, как наиболее современное и достаточнополно отражающее сущность понятия: «Дистанционное образование –это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза» [6, С.36].Компетентностный подход как в дистанционном и в традиционном обучении бакалавров позволяет не только внедрять в образовательный подход новые педагогические технологии, но и обеспечивать мобильность в становлении личности будущего специалиста при изменяющихся условиях рынка труда, а также потребность в учении на протяжении жизни.В свою очередь традиционные методы обучения

юридическим дисциплинам, следует рассматривать,прежде всего,с точки зрения тех познавательных операций, которые студенты выполняют в процессе приобретения знаний по праву под руководством преподавателя.Так, напримерН. В. Бордовская, А. А. Реан и другие выделяют аналитикосинтетический и эвристический методы[7,С. 163].Аналитикосинтетический метод обучения при изучении юридических дисциплин является основным, так как вся познавательная работа обучающихся это,прежде всего, осуществление анализа и синтеза. При формировании правовых понятий студенты осуществляют главным образом обобщающую и абстрагирующую деятельность. Кроме того, данный метод соответствует природе самого права. Эффективность использования данного метода будет зависеть от соотношения в работе приемов анализа и синтеза, которые в свою очередь будут зависеть от природы изучаемого материала, от этапа и задачи его изучения, а также от психологических способностей и возможностей обучаемых. Эвристический метод направлен «на самое существо познавательных процессов, их активизацию». Раскрывая содержание эвристического метода,отечественные дидакты различают его разновидности: проблемный (проблемного обучения), поисковый, или частично поисковый, исследовательский[8, С. 95].Сущность проблемного метода обучениязаключается в создании преподавателем проблемной ситуации, в постановке перед студентами проблемных вопросов, в вовлечении обучающихся в процесс решения проблемных задач, в результате чего студентами усваивается опыт правовой деятельности и формируются их творческие способности. Проблемная ситуация это ситуация, порождающая задачу и необходимость ее решения; обучающиеся должны не только выяснить, что известно и что надо найти, проверить, но и найти новые, неизвестные ранее способы решения. Проблемная ситуация предполагает заинтересованность студентов, потребность решения, творческий вклад в работу[9,С.101].Поисковый, или частично поисковый, метод обучения подготавливает студентов к самостоятельной исследовательской деятельности. Он предполагает видение проблемы, умение ставить вопрос; находить и самостоятельно строить доказательство, обоснование; делать выводы из накопленных фактов; высказывать предложение (гипотезу); строить план проверки и подтверждение гипотезы; делить сложную задачу на ряд более мелких, частных и решать их. Преподаватель лишь руководит указанными умениями. Данный метод обеспечивает высокий уровень умственногои профессиональногоразвития обучающихся.Сущность исследовательского метода заключается в активном использовании преподавателем приемов, обеспечивающих привлечение самих обучающихся к наблюдению и накоплению правовых фактов, на основе чего они устанавливают связи между правовыми явлениями, делают обобщения, выводы, познают правовые закономерности. При реализации данного метода используются различные приемы (объяснение преподавателя, работа с конкретными нормативными правовыми актами и т.д.), которые в разных классификациях выступают как самостоятельные методы обучения. Исследовательский метод является высшей формой проявления познавательной активности обучающихся.При реализации всех этих разновидностей эвристического метода предполагается активная и самостоятельная деятельность студентов при умелом руководстве ею со стороны преподавателя, который может использовать различные приемы: беседу, демонстрацию, работу с нормативными правовыми актами, работу с таблицами, схемами и пр.Стоить заметить, что рассматриваемы методы успешно реализуются и в ходе дистанционного обучения юристов.В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов выделяются также рецептивные методы обучения [10,С.273274].Первый метод назван объяснительноиллюстративным. Он состоит в том, что преподаватель «сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиесявоспринимают, осознают и фиксируют в памяти этуинформацию» [10,С.273].Особые функции, по мнению авторов этой классификации, у так называемого репродуктивного метода, который призван формировать умение пользоваться знаниями, полученными объяснительноиллюстративнымметодом, и содействовать выработке соответствующих частных умений и навыков по предмету.Стоить заметить, что метод обученияявление сложное, в нем можно выделить ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. Ценность одного и того же метода или приема по отношению кразличным задачам обучения юридическим дисциплинам весьма неодинакова.Всовременном образовании бакалавров юридических специальностей необходимо использовать совокупность различных методов обучения анализ теоретических проблем с опорой на нормативные и научные источники, составление терминологических словарей, решение кейсов (задач, основанных на реальных ситуациях), выполнение практических заданий и др.[11]Именно такой комплексный подход в конечном итоге будет способствоватьформированию у студентов профессиональных компетенций, а не только усвоению ими определенных знаний по дисциплине.Развитию системы ДО способствует тот фактор, что традиционные формы проведения занятий (лекция и семинар, на котором разбираются основные теоретические проблемы определенной темы) уже не в полной мере отвечает задачам образования в высшем учебном заведении.Необходимо заметить, что применение различных технологий и моделей практикоориентированного дистанционного обучения в ВУЗе обуславливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, а именно наличием [12]:

нормативной базой образовательной организации (локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);

материальнотехнической базой (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);

уровнем кадрового потенциала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного и (или) дополнительного профессионального образования; методическое сопровождение педагогических работников, использующих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии).В последнее время приобретает заслуженную популярность система дистанционного обучения ELearning (электронное обучение)

как модель образования в современном российском обществе уже завоевало определенные позиции. В частности, свидетельство этого регулярно проводимая конференция НОТВ. Специфика применения технологий eLearning в высшем профессиональном образовании заключается в следующем: 1.Большинство студентов молодых людей в возрасте до 25 лет,являющиесяактивными пользователями компьютеров и Интернета, поэтому электронное обучение воспринимается ими как дружественное; 2.Издержки ВУЗа на обучения могут быть снижены, поскольку eLearningсущественно сокращает затраты(с учетом первоначальных инвестиций);

3.Задачей системы ВПО является подготовка мобильного в профессии и жизни молодого человека, а использование eLearningувеличивает объем человеческого капитала студента, выпускника, делает его более конкурентоспособным, т.к. информационная культура востребованный на рынке труда ресурс; 4.Противоречием использования eLearningв ВПО является зачастую низкий уровень информационной культуры преподавателей, иэто барьер инноваций; ELearning представляет собой целый набор образовательных технологий: способов, средств выбора и осуществления образовательного процесса из множества возможных вариантов его реализации. Совокупность новых образовательных технологий можно классифицировать по целому ряду оснований. Так, их можно представить в виде континуума как более и менее нагруженные электронным, компьютерным взаимодействием.

Американским специалистом в области образования Кори Мюрреем был представлен современный перечень образовательных технологий eLearning, которые постепенно проникают и в практику российского юридического образования [13].Рассмотрим наиболее адаптивные для отечественной системы обучения. Электронные книги и электронных версий учебников. Основные проблемы их применения в отечественной педагогической практике: авторское право, необходимость наличия в библиотеке вуза бумажных экземпляров во время аккредитации и аттестации («книгообеспеченность»), несмотря на потенциальное наличие у каждогостудента электронной версии и пр. Необходимо отметить, что эффективность использования электронных текстов пока относительно мала так, студенты и преподавателизачастую используют pdf и txt формат, а не более «продвинутый» вариант с активными гиперссылками.Использование учебных платформ онлайнсервисов, где можно хранить учебные материалы, обмениваться информацией, выполнять, хранить и сдавать задания тоже является весьма распространенным. Потенциально востребованная, кажущаяся атрибутивной рассматриваемая технология образования еще не получила повсеместного распространения. Причинами могут быть низкая мотивация преподавателей и студентов к освоению этойинновации, необходимость инвестирования в разработку электронного формата содержания образования, разный (зачастую недостаточно высокий) уровень информационной культуры преподавателей и студентов, «удобство» предлагаемой вузом платформы.Синхронное онлайнобучение онлайнобучение, когда студенты и преподаватели общаются, друг с другом в реальном времени используется в настоящее время в случае обучения студентов из филиалов. В отечественном юридическом образовании такая технология только начинает внедряться, и только в сегменте дополнительного профессионального образования повышения квалификации и профессиональной переподготовки юристов. К синхронному онлайнобучению можно отнести также многочисленные онлайнрепетиторские программы, но большинствоиз них локализованы в теневом образовательном пространстве.Открытые образовательные ресурсы цифровые материалы с открытой лицензией, доступные для всех и бесплатно современные медиатеки активно развивающаяся технология. Так, пожалуй, самой популярной является «Университетская библиотека oнлайн» электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалампервоисточникам, учебной, учебнометодической, художественной литературе ведущих издательств, научным монографиям современных авторов и вузов. Проблема с использованием этого (учебного, а есть специализированные научные например, Научная электронная библиотека elibrary.ru и др.) заключается в том, что «легальный» предложенный контент зачастую не соответствует выбору преподавателей: выбор из представленных текстов существенно ограничен.Массовый открытый онлайнкурс (МООС)

курс, все материалы и задания которого доступны онлайн любому желающему учиться одна из современных, объединяющая множество технологий eLearning, инновация. МООС крайне распространены в англоязычном сегменте образования, причем как формального (зачет кредитов для основной образовательной программы в университете), так и неформального (в режиме самообразования, повышения человеческого капитала участников курсов). Примером отечественной системы МООС является проект «Открытое образование» (https://openedu.ru/) в котором участвуют ведущие вузы страны.В настоящее время в открытом доступе представлено более 56 курсов по разным направлениям подготовки. По окончании курса, при условии успешной сдачи промежуточных заданий и финального экзамена, слушателю может высылаться сертификат об окончании. Конечно, это блестящая возможность инкорпорироваться в мировое научное и образовательное сообщество, что часто заявляется как цель ведущих отечественных университетов. Однако главной проблемой в данном случае является конвертация этого образования в формальном контексте возможность зачёта в оффлайнуниверситетекурса изученного вонлайнуниверситете.Электронный класс класс, оснащенный гаджетами, которые помогают в учебе.Как образовательная технология пока не получил широкой поддержкив Российских ВУЗах.Здесь подразумевается именно электронный класс, оснащенный соответствующим программным обеспечением, имеющийцелый ряд преимуществ: например, есть возможность с преподавательского компьютера следить за индивидуальной активностью обучающихся и т.д. Образовательная технология «Перевернутый класс» предполагает знакомство с темой до проведения занятия, а в аудитории вопросы и обсуждение, по сути выполнение домашнего задания. Таким образом, самостоятельная работа студентов (а мы помним, что в бакалавриате это 50 % учебного времени на освоение дисциплины) осуществляется сначала, а встреча с преподавателем и обсуждение материала после. В принципе, такой подход возможен и без eLearning, но последнее делает быстрым, доступным, а значит более эффективным возможности «перевернутой лекции или семинара».

«Цифровой сторетеллинг» модная образовательная технология,предполагающая «рассказы» студентов и преподавателей как новую форму и содержание учебного контента. «Истории» рассказываются с помощью цифровых технологий, в том числе используя современные возможности анимации.Виртуальная образовательная среда Понятие виртуальная информационнообразовательная среда многогранно и является совокупностью множества элементов. Виртуальный класс как образовательная технология, предполагает онлайнпространство, где взаимодействуют преподаватели и обучающиеся, не является оригинальной, а объединяет элементы описанных выше технологий eLearning.Новые образовательные технологии, представленные в зарубежном контексте, характеризуются для российского юридического ВПО фрагментарностью использования, наличием институциональных барьеров внедрения, противоречивым сочетанием с существующими госстандартами, спецификой мотивации и преподавателей, и обучающихся к использованию технологических инноваций, в частности, eLearning. А результаты обучения, несмотря на отсутствие возможности конвертации в формальное ВПО, увеличивают объем человеческого и социального капитала будущего профессионала и повышают его конкурентоспособность.К услугамвузов, использующих дистанционные образовательные технологии, сегодня предлагаются десятки всевозможныхпрограммных продуктов. Прежде всего, это различные платформы LMS (Learning Management System системы управления обучением), такие как Moodle, Blackboard, ILLAS, Sakai Projekt и др. Разработчики и дистрибьюторы этих программ, как правило, заявляют о том,что пользователям их продуктов не требуется специальная предварительная подготовка, поскольку эти программы обладают интуитивно понятным интерфейсом и достаточно просты вэксплуатации. Действительно, для новейших версий большинства перечисленных программ характерны высокий уровень сервиса, полноценная русификация и наличие качественных справочных ресурсов, внутренней и внешней помощи. Практически все они предоставляют пользователю возможность самостоятельно изучить их основные функции, затратив на это достаточно мало времени.[14, 44]

Новые развитые учебные платформыпозволяют ускорить передачу информации ученику (в т.ч. через асинхронное обучение), углубить его знания и привить дополнительные навыки за тот же период времени. Важно заметить, что сама по себе учебная платформа, вне зависимости от ее универсальности (например, Coursera, Moodle), не делает учебный курс практикоориентированным. Это может сделать только сам преподаватель, который изменяет логику обучения, превращая свое образовательное измерение из лектория в мастерскую.В настоящее время можновыделить две основных проблемы, затрудняющих адаптацию как обучаемых, так и преподавателей к электронной среде обучения. Первая связана непосредственно с особенностями организации процесса обучения. Вместо привычной синхронной модели обучения, когда обучение происходит при одновременном взаимодействии всех его участников, электронное обучение также может быть асинхронным. Примером синхронного обучения, то есть обучения в реальном времени, являются чаты, конференции, вебинары. В асинхронном режиме возможно, например, выполнение индивидуальных заданий. В данном случае студент обладает выбором времени и места выполнения задания, что является несомненным достоинством данной модели обучения. Однако отсутствие межличностного взаимодействия с преподавателем и/или другими обучаемыми не лучшим образом влияет на результат выполнения задания. Вторая проблема касается способности преподавателя работать в электронной среде, максимально реализуя все существующиевозможности. Однако важно учитывать, что для повышения эффективности процесса обучения в электронной среде преподаватель должен обладать определенными информационнокоммуникативными компетенциями, к которым относятся методическое проектирование собственного профессионального продукта (дистанционный курс, электронный учебник и т.д.) и практическое владение педагогическими технологиями дистанционного обучения (проведение вебинаров, виртуальных дискуссий, составление вебпроектов и т д.). Кроме того, необходимо владение технологиями адаптивного обучения, коллективного взаимодействия в электронной среде и технологией разноуровневого обучения.На наш взгляд, дистанционное обучение будет эффективным только при соблюдении следующих организационнопедагогических условий:Подготовленной в полном объеме и с высочайшим качеством учебнометодической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса как педагогу, так и обучаемому.

В образовательный процесс ВУЗа будутвнедряться специализированные платформы позволяющие интегрировать нескольких технологических трендов в образовательном процессе и сделать обучение по выбранному направлению обучения предельно эффективным.При обеспечении одновременного использованиядистанционных и контактных форм обучения.При организации полноценной системы сертификации и контроля качестваусвоения студентамиучебного материала (при строгом соблюдении технологийобучения педагогом). Внедрениеновых образовательных трендов в сложившийся процесс обучения сопоройна преподавателейпассионариев, т.е. таких преподавателей, которые готовы к изменениям в организации и желают их реализации. Особенно желательно их вовлечение в разработку технического задания образовательной платформы, так как они являются первыми ее пользователями.Будет проводитьсясвоевременныймониторинг и обновление информационного и технологического наполнения дистанционного курса.Организована реальная система производственной юридической практики в рамках прикладного бакалавриата.При составлении учебного курса по юридическим специальностям будут использованы кейстехнологииобучения. Включение мотивационного компонента в образовательный процесс действующего «в противовес» дистанционному обучению, которое снижает мотивацию ученика.ВУЗы будут обеспечены специально обученными опытными профконсультантами, как в вопросах рынка труда, так и проведении психологической консультации. Профконсультант должен быть знаком с последними разработками в области профориентации, а именно новейшими мультимедийными вебресурсами. Будет организовано асинхронное обучения в группах с целью взаимообмена информацией, обсуждения вопросов, вызывающих затруднения.В заключение стоит отметить, что несомненным достоинством электронной среды обучения является возможность выбора обучаемым индивидуального способа итраектории изучения материала.Однако современные вузы обладают большим количеством электронных образовательноинформационных ресурсов, используемых, однако, бессистемно и непродуктивно, что, в свою очередь, препятствует эффективной реализации образовательных программ. Единая электронная среда обучения, используемая в вузе, является решением данной проблемы.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ.URL: http://base.garant.ru/70291362/2.Сенашенко В.С., Медникова Т.Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. № 5. 2014. С. 34463.Верещагина А.В., Мартыненко О.О.Прикладной бакалавриат в юриспруденции: некоторые вопросы // Высшее образование в России, № 2. 2014. С.96100.4.Бондарева О.А. Нормативноправовая база и методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций бакалавра в условиях реализации ФГОС // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки . 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/normativnopravovayabazaimetodicheskoeobespechenieformirovaniyaprofessionalnyhkompetentsiybakalavravusloviyahrealizatsii (дата обращения: 10.02.2016).5.Корсун Г.О. Європейський досвід використання elearning у навчанні англійської мови фахівців технічного профілю / Г.О.Корсун // Вісник Черкаського університету. Сер.: Педагогічні науки. –Зб. статей: –Черкаси, 2015. –№3 (336). –С. 4750.6.Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение:сущность, технология, организация. М.: Издво МЭСИ, 1999. С. 196 .7.Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 304 с.8.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1991. 185 с.9.Козлова В.Н. Козлова М.М. Решение учебных юридических задач как средство формирования профессиональных компетенций студентовюристов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Грамота, 2014. № 4 (42): в 2х ч. Ч. I. C. 100107. ISSN 1997292X.10.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 576 с.11.Эктов А. В. Использование Кейс метода в образовательном процессе // Концепт. 2013. Современные научные исследования. Выпуск 1. ART 53085. URL: http://ekoncept.ru/2013/53085.htm. ISSN 2304120X.12.Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2015 г. N ВК1013/06 "О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ" Система ГАРАНТ. http://base.garant.ru/71003036/. (дата обращения: 10.02.2016).13.MurrayCorey Cutting through the buzzwords to talk about what matters in school technology // URL: http://www.edtechmagazine.com/k12/article/2012/12/24edtechtermsyoushouldknow(дата обращения: 10.02.2016).14.

Лешина А.В.,Павлов И.В. К вопросу о формировании готовности студентов к дистанционному обучению // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 3(55). С. 4449.