Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с различной учебной мотивацией

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Николаева М. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с различной учебной мотивацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1536–1540. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86329.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения учебной мотивации подростков. Автором данной статьи рассматриваются факторы, влияющие на учебную мотивацию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Николаева Марина Евгеньевна,Институт педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ (магистратура, психологопедагогическое направление), г. Ижевскmaraf86@mail.ru

Особенности эмоциональноволевой сферы подростков

с различной учебной мотивацией

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения учебной мотивации подростков. Автором данной статьи рассматриваются факторы, влияющие на учебную мотивацию.Ключевые слова: мотив,учебная мотивация, эмоциональноволевая сфера, подросток, личностноориентированный подход.

Изучение современной образовательной ситуации показывает, что происходит постепенное отчуждение детей от школы, растет число школьников, избегающих решения задач, которые возникают в их учебной деятельности. Это связано, в том числе, со снижением у школьников мотивации учебной деятельности, отсутствием желания проявлять самостоятельность в решении учебных задач. Педагоги и психологи начинают задаваться вопросом, чтоже является главенствующим фактором в становлении личности ученика в процессе обучения. В данной статье выдвигается мнение, что эмоциональноволевая сфера является главенствующим фактором развития мотивации учения подростка. Знание особенностей данных сфер позволит педагогам, психологам и учителям, работающим со школьниками в подростковом возрасте, не только эффективно организовывать учебновоспитательный процесс, учитывая особенности развития личности подростка, но и отслеживать его развитие, что составляет одну из приоритетных задач современной системы образования в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования.Оценивая связанные с учебной деятельностью факторы, способные удовлетворить потребности, ученик, учитывая свои способности, а также условия деятельности, решает принять или не принять учебную деятельность, и если принять, то в какой мере и в каком аспекте. Принятие деятельности порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает конкретную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности [12].Потребности личности в ходе обучения находят свой предмет в деятельности и, таким образом, происходит формирование структуры учебных мотивов и их осознание. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности и отдельных ее аспектов [8].Первой особенностью мотивации учебной деятельности является возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопления знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом,чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его привлекает [5].Удовлетворение учебной деятельностью возрастает по мере усложнения предмета, увеличения внем доли творческих компонентов, позволяющих ученику проявлять личную инициативу, реализовывать багаж знаний и умений. По мере роста учебного мастерства ученик начинает видеть пути самовыражения, самоактуализации в деятельности. Учебные неудачи приводят кформированию отрицательной мотивации [11].Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что отрицательно сказывается на стратегических, оперативных и тактических аспектах познавательного развития, приводит к фрустрациям, снижению мотивации и активности в обучении [5]. В отличие от старших школьников, для которых отметка становится показателем уровня их знаний, для учащихся средних классов она является,прежде всего,знаком поощрения или порицания, выражением общественного мнения и средством завоевания определённой позиции, для многих [2]. Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижениямотивации учения и аморфной познавательной потребности, изза чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит кформализму в усвоении знаний –уроки учат не для того, чтобы знать, а для того, чтобы получать отметки. Все это объясняется тем, что у подростков еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной деятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противоположном направлении, всетаки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок [5].Главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является, как считает Л. И. Божович [1], стремление найти свое место среди товарищей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявление ложной отваги, дурашливость и т.п. имеют ту же цель. Иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желаниедоказать свою неисправимость [2]. Как отмечает М. В. Матюхина, высокоуспевающие школьники осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень притязаний и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие школьникихуже осознают свою мотивацию учения. Их привлекает содержание учебной деятельности, но познавательная потребность выражена слабее: у них выражен мотив «избегания неприятностей» и уровень притязаний невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию учения [5]. Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых и обладающих большой «генетической» устойчивостью, передающихся из в года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающихся педагогическому воздействию). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или тем, кто списывает и пользуется подсказкой [9].В данной статье рассматривается учебная мотивация в контексте эмоциональноволевой сферы. Исследование особенностей эмоциональноволевой сферы подростков с различной учебной мотивацией было проведено на выборке подростков МБОУ СОШ № 17. Возраст испытуемых от 10 до 14 лет. Общая численность выборки составляет 87 человек, из которых 47 девочек и 40 мальчиков, являющимися учащимися 58 классов. Количество экспертов составляет 9 человек.Для обеспечения объективности результатов исследования были использованы валидные методики. Кроме того, при заполнении бланков опросников и их дальнейшей обработке соблюдался принцип конфиденциальности (анонимность ответов испытуемых). Все участники привлекались к исследованию на добровольной основе. По итогам исследования каждому участнику, пожелавшему получить информацию о своих результатах, они были предоставлены. Для изучения выраженности мотивации к учению использовался опросник «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (разработка Домбровской И.С.). В своей методике И.С. Домбровская дает норму показателям: если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех –о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень учебной деятельности в целом, по типу или уровню. В результате исследования выявили, что у испытуемых преобладает средний уровень учебной мотивации. Чтобы увидеть различия в выраженности познавательных и социальных мотивов у подростков, обратимся к таблице 1.Таблица 1Средние значения уровней мотивации к учению у подростков

Название группы мотивовСреднегрупповое значениеШирокие познавательные мотивы13,20Узкие познавательные мотивы12,70Саморазвитие14,05Широкие социальные мотивы14,01Узкие социальные мотивы14,05Сотрудничество14,74Познавательные мотивы (сумма уровней)

39,95Социальные мотивы (сумма уровней)42,80

Из таблицы 1 и рис.1 видно, что социальные мотивы по выборке выражены у подростков сильнее, чем познавательные. О данном факте, преобладании социальной мотивации над познавательной, пишут многие исследователи [10]. И не удивительно, ведь в данном возрасте ведущей деятельностью является общение. Именно в подростковомвозрасте, по словам Л.С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения [3]. По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не рядоположностью мотивов, а ихиерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций. С развитием процессов самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и осознанно принятого намерения. Возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив. Среди познавательных мотивов преобладает мотивация саморазвития, состоящая в направленности подростков на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Вероятно, у подростков уже достаточно сформированы общеучебные навыки, умения самоорганизации деятельности, чтобы самостоятельно добывать интересные и необходимые им знания и, в том числе, им уже не хочется это делать по указаниям учителя.Был проведён качественный анализ соотношения познавательных и социальных учебных мотивов по каждому испытуемому в выборке.

Рис.1. Количество подростков с разным соотношением учебных мотивов

Примечание: 1 –группа с преобладанием познавательных учебных мотивов; 2 –группа с преобладанием социальных мотивов; 3 –группа с одинаковой выраженностью социальных и познавательных учебных мотивов.Обнаружено, что по показателям выраженности и соотношения познавательных и социальных мотивов учебной деятельности подростки могут быть разделены на 3 группы: 1 группа – подростки с преобладанием по степени выраженности познавательных мотивов над социальными; 2 группа –подростки с преобладанием социальных мотивов над познавательными; 3 группа –подростки с одинаковой выраженностью познавательных и социальных мотивов.Для изучения эмоциональных состояний подростков были применены методики: тест на стресс и депрессию (8факторный личностный опросник Спилбергераи Радюка) и опросник «Доминирующие эмоциональные состояния» Куликова Л. В. (краткий вариант).В таблицах 2, 3 представлены среднегрупповые результаты использования данных методик на выборке подростков.Таблица 2Среднегрупповые значения по методике СпилбергераРадюка

Шкалы Среднегрупповые значенияИнтенсивность любознательности (Интерес)27,67 (близкое к выс)Интенсивность агрессии (Агрессия)19,09 (выс)Интенсивность тревоги (Тревога)16,82Интенсивность депрессии (Депрессия)15,48Частота любознательности (Любознательность)28,32 (близкое к выс)Частота агрессии (Агрессивность)21,27Частота тревоги (Тревожность)17,24Частота депрессии (Депрессивность)16,26

У подростков доминируют такие эмоциональные состояния как агрессия и агрессивность. Меньше выражены у них значения по показателям тревожности, 127%259%314%тревоги и депрессивности. Наименьшее значение имеет показатель по депрессии. Близкие к высокому значению имеют показатели интерес и любознательность.

По утверждению Е.П. Ильина [7] у подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость, обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих. Отсюда можно и отметить высокое значение по шкале агрессия.Таблица 3Среднегрупповые значения по методике «Доминирующие эмоциональные состояния» Куликова Л. В.

Название шкалыСреднегрупповые значенияАктивное/пассивное отношение к жизненной ситуации38,41Жизненный тонус35,90 (низ)Спокойствие/тревога35,09 (низ)Устойчивость/неустойчивость эмоционального тона36,24 (низ)Удовлетворенность/неудовлетворенность 40,75Положительный/отрицательный образ себя33,57 (низ)

Подросткам в выборке исследования характерна (таблица 3) усталость, несобранность, вялость, инертность, низкая работоспособность. Меньше возможностей проявлять активность, расходовать энергию, уменьшен ресурс сил, повышена утомляемость. У них отмечается склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.Наличествует склонность испытывать беспокойство в широком круге жизненных ситуаций, видеть угрозу престижу, благополучию, независимо от того, насколько реальны причины. Ожидание событий с неблагоприятным исходом, предчувствие будущей угрозы (наказания, потери уважения или самоуважения) без ясного осознания ее источников.Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, настроение изменчиво, повышена раздражительность, настроение изменчиво, повышена раздражительность, преобладает негативный эмоциональный тон, негативное отношение к себе.О данномфакте упоминает Л. А. Регуш [10]. Исследователь говорит, что пик эмоциональной неустойчивости приходится именно на подростковый возраст.Для изучения волевых качеств учащихся, была применена методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» А. И. Высоцкого (таблица 4). Таблица 4Среднегрупповые значения выраженности волевых качеств

Название волевого качестваСреднегрупповые значенияДисциплинированность3,58Самостоятельность3,47Настойчивость3,34Выдержка3,36Организованность3,46Решительность3,29Инициативность3,28

Все показатели развитости волевых качеств находятся в пределах нормы, но самое высокое значение имеет признак дисциплинированности. Далее идут самостоятельность, организованность и настойчивость. Меньше всего у подростков развиты решительность и инициативность. Как утверждают исследователи [4,6], в возрасте 1314 лет подростки уже имеют возможности, обеспечивающие овладение своим поведением ради определенной цели, отсюда и высокие показатели по развитости волевых качеств. Но не стоит еще их нагружать чрезмерными заданиями, т.к. они еще не придают цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять.По показателям выраженности и соотношения познавательных и социальных мотивов учебной деятельности подросткибыли разделены на 3 группы:1

24 подростка с преобладанием познавательных мотивов;2

51 подросток с преобладанием социальных мотивов;3

12 подростков с одинаковой выраженностью познавательных и социальных мотивов.Далее эти группы сравнивались по изучаемым характеристикам эмоциональноволевой сферы с помощью Hкритерия КрускалаУоллиса. Значимые различия представлены в таблице 5.Таблица 5Значимые различия в мотивации к учению,

эмоциональных состояниях и волевых качествах у подростков с разным соотношением познавательной и социальной учебной мотивации

Наименования шкалChiSquare критерийУровеньзначимости1 группа2 группа3 группаМотивация ученияШирокие познавательные мотивы17,0530,00015,3811,7114,92Учебнопознавательные мотивы17,0860,00014,8811,1615,25Мотивы самообразования14,8320,00115,5412,8816,75Познавательные мотивы (сумма уровней)19,7530,00045,7935,9848,08Эмоциональные особенностиУстойчивость эмоционального тона6,6130,03731,63 (сред.)36,45 (низ.)46,25 (низ.)Депрессия11,1120,0414,5416,4112,08Любознательность6,1980,04531,0027,0630,08Волевые качестваДисциплинированность9,6990,00816,0613,0215,33Самостоятельность6,0210,04915,0612,8814,67Инициативность7,0900,02914,5811,7113,42

В 1 группе среднегрупповые значения относительно выше по таким показателям, как устойчивость эмоционального тона, любознательность, широкие познавательные мотивы и выше показатели по сформированности волевых качеств: признаки дисциплинированности, самостоятельности и инициативности. Данный факт говорит о большей способности подростков с преобладанием познавательных учебных мотивов регулировать свои эмоции, самочувствие, умении сдерживать свои порывы, о наличии у них усидчивости, дисциплинированности. Можно предположить, что данные подростки комфортно себя чувствуют в процессе добывания знаний, они самостоятельны и инициативны. Они стремятся к познанию в широком смысле и именно это влияет на их эмоции и волю.У подростков 2 группы, с преобладанием социальныхучебных мотивов, среднегрупповое значение по показателю интенсивности депрессии выше, чем в двух других группах. Данный факт может говорить о том, что подростки данной группы чувствуют себя наименее комфортно, чем и вызван широкий интерес в реализации социальных контактов. Дети данной группы не могут реализовать себя в познавательных мотивах и выбирают наиболее легкий с их точки зрения путь самореализации себя как индивидуальности –через социальные мотивы. Также у подростков данной группы меньше всего выражены познавательные мотивы и развиты волевые качества. Может, они бы и хотели заниматься какойто конкретной деятельностью, но у них для этого недостаточно развиты волевые качества. Соответственно, и снижается и познавательные мотивы, т. к. они знают, что им не осилить эту деятельность. Возможно, отсюда и высокая депрессивность и желание переключиться на то, что можно осилить –социальные контакты. В 3 группе подростков значимо выше в целом познавательные мотивы, и в частности мотивы самообразования и учебнопознавательные мотивы. У подростков этой группы сильнее выражен нестабильный эмоциональный тон (таблица 5), что говорит о переменчивости настроения и желаний, раздражительности, быстроте и лёгкости возникновения возбуждения. Ниже по сравнению с другими группами выражена интенсивность переживания депрессии. Изменчивость эмоций может быть аналогична изменчивости и их учебной мотивации. Данный вопрос, об устойчивости учебных мотивов в данной работе не изучался, но можно предположить, что с одной стороны, изменчивость мотивации позволяет этим подросткам реализовывать себя и в сфере общения, и в познании. Данным подросткам не представляет труда выражать себя как в учебе, так и в общении со сверстниками и значимыми взрослыми. Также о способности к вариативности поведения в конкретной ситуации указывают самые высокие значения по учебнопознавательным (самостоятельное добывание знаний) мотивам и мотивам самообразования. Таким образом, было обнаружено, что доминирование различных учебных мотивов формирует различные эмоциональноволевые характеристики подростков.

ВыводыИтак,проведённое исследование, посвящённое изучению особенностей эмоциональноволевой сферы подростков с различной учебной мотивацией позволило сформулировать следующие выводы:1.

Мотивы подростков характеризуется большой устойчивостью, многие интересы принимают характер стойкого увлечения. Снижена эмоциональная устойчивость, легко возникает эмоциональное возбуждение, преобладает негативный эмоциональный тон. Волевые качества развиты в той мере, чтобы уметь обеспечивать овладением своим поведением ради определенной цели2.59 % подростков присуща познавательная мотивация, 27 % подростков присуща познавательная мотивация и лишь 14 % подростков присуща и познавательная, и социальная мотивация.3.Выявленызначимые различия по следующим показателям: широкие познавательные мотивы, учебнопознавательные мотивы, мотивы самообразования, познавательные мотивы, устойчивость эмоционального тона, любознательность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность.

В основу данной статьи легла выпускная квалификационная работа под руководством Шрейбер Т.В., к. психол. н., доцента кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ г. Ижевска.Ссылки на источники1.Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. – С. 744.2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1998. –231 с.3.Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. –1136 с.4.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие. –3е изд. / В.А. Иванников. Спб.: Питер, 2006. –208 с.5.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2002. –512 с.6.Ильин Е.П. Психология воли. 2е изд. –СПб.: Питер, 2011. –368 с.7.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. –Спб.: Питер, 2001. –752 с.8.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Академия, 2005. –352 с.9.Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Просвещение, 1990. –191 с.10.Психология подростка / под ред. А.А. Реана. – Спб.: Прайм, 2003. –480 с.11.Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М: Логос, 2003. – 210 с. 12.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. – 240 с.