Образование детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мирзоян М. А. Образование детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1776–1780. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86382.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме реализации права на образование детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Тема становится особенно актуальной в свете сложностей, с которыми сталкиваются дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, на своем пути, проанализировано определение понятия «трудная жизненная ситуация», детей, входящих в категорию находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Автором проводится анализ законодательной базы, раскрывающей данную тематику. Особое внимание уделяется реализации программ, способствующих решению проблемы образования детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абехтикова Мария Александровна,студентка 1 курса юридического факультета СКФ ФГБОУВО «РГУП» г. Краснодарabeht2013@yandex.ru

Научный руководитель –Матюшева Татьяна Николаевна,д.ю.н.,членкорреспондент РАЕ, профессоркафедры

Образование детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме реализации права на образованиедетей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.Темастановится особенно актуальной в свете сложностей, с которыми сталкиваются дети,находящиеся в тяжелой жизненной ситуации насвоем пути, проанализированоопределение понятия «трудной жизненной ситуации»,детей,входящихв категорию находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Автором проводится анализ законодательной базы,раскрывающей данную тематику. Особое внимание уделяется реализации программ,способствующихрешению проблемы образованию детей,находящихся в тяжелой жизненной ситуации.

Ключевые слова:образование, тяжелая жизненная ситуация, дети,находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, правона образование.

Образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка,независимоот его уровня развития, сформированных интересов, мотивации к обучению. Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социальноэкономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и так далее. На фоне этого разрушается семья, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи оказываются не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются впомощи государства.Государство,в свою очередь, должно уделить внимание качественномуобразованию детей,находящихся в тяжелой жизненной ситуации.

Данная проблема становится особенно актуальной в свете сложностей, с которыми сталкиваются дети,находящиеся в тяжелой жизненной ситуации насвоем тернистомпути.Право каждого на образование как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством,относится к числуконституционно защищаемых духовных ценностей современного мира. Право на образование непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства1.Определение понятия«трудной жизненной ситуации»употребляется в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124ФЗ2, содержание понятия –в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120ФЗ (далее –ФЗ от 24.06.1999 № 120ФЗ) 3и в Примерном положении осоциальнореабилитационном центре для несовершеннолетних.

Трудная жизненная ситуация ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно4.

Для того,что бы исследовать данную тематику, нужно разобраться,кто входит в категорию детей,находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся:

дети, оставшиеся без попечения родителей; –детиинвалиды; –дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; –дети жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; –дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; –дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; –дети жертвы насилия;–дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;–дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебновоспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; –дети с отклонениями в поведении; –дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи5.В последнем понятии рассмотренным Закономназваны дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств. Они не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, что исключает предыдущие показатели, так как приведенные выше в Законе категории детей (детиинвалиды; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев) не имеют возможности преодолевать трудные жизненные обстоятельства с помощью семьи либо самостоятельно.Как верно отмечает Т.Н. Матюшева,«Здесь присутствует как простое дублирование, так и нарушение законов логики при перечислении категорий детей: последнее является общей характеристикой для ряда предыдущих. Нечеткость определения прослеживаем и в следующем перечислении категорий детей: детиинвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети с отклонениями в поведении»6.Исследования показывают, что с начала ХХ столетия до 70х гг. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии.

В разных странах в этот перечень могли входить школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, слепоглухих, детей с речевыми нарушениями, физическими недостатками, трудностями в обучении, множественными нарушениями, проблемамиповедения, для детей, подверженных продолжительным болезням, длительно пребывающих в больнице, а также специальные школы при национальных научноисследовательских центрах7.

Система образованиядетей,находящихся в тяжелой жизненной ситуации,в середине 80х годов ХХ века достигла определенной степени слаженности.В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, с одной стороны, подчеркивалось, что «значительный вклад в развитие народного образования вносит советская наука», с другой стороны, неоднократно отмечалась недостаточность оказания практической помощи школе наукой.

Отношение к праву на образование дает основание отметить изменения в правовом обеспечении права на образование детей со специальным статусом в Российской Федерации. Уже в Конституции РСФСР 1918 года право на образование было провозглашено (ст. 17) как задача «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам всестороннее и бесплатное образование»; другим же классам право на образование не было гарантировано8.Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, была создана в Российской Федерации в1990е годы. Кардинальные изменения, происходящие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества жизни прежде всего семей с детьми. Бегство детей из семьи, увеличение числа детейотказников в родильных домах, лишений родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей–этот далеко не полный перечень явлений, свидетельствовавших о детском неблагополучии, требовал принятия государственных мер по обеспечению защиты детей9.Стратегия государственной деятельности была нацелена на защиту прав детей, ликвидацию детской беспризорности и безнадзорности, достигших в то время значительных масштабов. В этот период были приняты основополагающие федеральные законы в области прав детей–«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)10, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(1999 г.)11.В этих законах обозначены основные категории детей, которые нуждаются в государственной поддержке, а также все ведомства, службы, которые в той или иной степени занимаются детьми и семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Работа была ориентирована прежде всего на оказание помощи детям, уже обладающим статусом «находящихся в трудной жизненной ситуации», и сокращение их числа.

На данном этапеМинобрнауки РФ планирует создать в 2016 годуусловия для инклюзивного обучения детейинвалидов в 20% школ. Об этом на заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов: «В 2016 г. должны быть созданы условия для инклюзивного обучения детейинвалидов в более 20% российских школ», сказал Д.Ливанов.Он добавил, что также в 20162017 учебном году все первоклассники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны начать обучаться по федеральным государственным стандартам для детей с ОВЗ. Кроме того, по словам Д.Ливанова, в 2016 г. в РФ планируется создать пять ресурсных учебнометодических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе вузов12.В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 3 декабря 2015 годаотметил: «…надо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов»13.В 20162020 годах будет продолжено софинансирование из федерального бюджета региональных программ "Доступная среда". На эти цели планируется выделить порядка 20 млрд руб. Об этом сообщил заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекаревв ходе окружного семинарасовещания, посвященного предварительным итогам реализации госпрограммы "Доступная среда" в 20112015 годах и ее продлению до 2020 года."Эта сумма приблизительная. Сейчас идет ее согласование, цифры могут меняться. Нам предстоит еще серьезная работа с Минфином России", –подчеркнул замминистра. Также планируется софинансировать общественнопросветительские кампании по формированию дружелюбного отношения к инвалидам, организацию круглосуточных диспетчерских центров связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи. Финансовая поддержка будет оказана при условии включения указанных мероприятий в региональные программы.Лекарев напомнил, что для участия в госпрограмме в 2016 году субъектам РФ необходимо представить в Минтруд России свои региональные программы до 15 октября текущего года.Отметим, Правительство РФ решило продлить до 2020 года срок реализации госпрограммы РФ "Доступная среда" (распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2014г. № 2136р). Минтрудом России разработан проект правительственного постановления, предусматривающий поправки в проект государственной программы "Доступная среда" на период с 2016 по 2020 годы.Реализацию программы в указанный период планируется продолжить по трем ключевым направлениям:–обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;–совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;–совершенствование государственной системымедикосоциальной экспертизы14.Владимир Владимирович Путин отметил, чтонеобходимо улучшить качество образования, чтобы оно было доступно детям не только из благополучных детей, но и детям,находящимся в тяжелой жизненной ситуации:«недостаточно комфортных зданий, нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные обучающие технологии, возможности для творчества, занятий спортом и дополнительного образования». «Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя»,заявил президент. По его словам, необходимо, чтобы у ребят независимо от их места жительства и достатка в семье были равные возможности «для успешного жизненного старта»15.Таким образом, мы отмечаем, что государство заботится обобразовании детей, которые совершенно не по своей вине оказались в тяжелой жизненной ситуации. В Российской Федерации, таким образом, претворяются в жизнь конституционные принципы о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» (ст.2 Конституции), «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»(ст. 38). Это в итоге позволяет обеспечить условия получения образования детям, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации.

Ссылки на источники1. Матюшева Т.Н. Право на образование –конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. –2008. –№ 12.

2. Федеральный закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124ФЗ// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 38023.Федеральный закон«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120ФЗ//СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 31774. Примерное положение о социальнореабилитационном центре для несовершеннолетних//СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 48225.Федеральный закон«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124ФЗ// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 38026. Матюшева Т.Н. Правовое образование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях гражданского общества. Современное право. 2015г.

7. http://www.studfiles.ru/preview/3053645/page:6/Дата обращения 12.02.2016г.8. Матюшева Т.Н.Правовое регулирование образования детейсирот, детейинвалидов и детей с девиантным поведением в дореволюционной России и в СССР.Современное право №6 20109. http://www.rfdeti.ru/files/1296588517_gord.pdf(Дата обращения 16.02.2016г.)10. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124ФЗ (ред. от 28.11.2015)"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 380211. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120ФЗ (ред. от 23.11.2015) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ.28.06.1999. № 26. ст. 317712. http://dislife.ru/news/view/43005Дата обращения 12.02.2016г. 13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015г. // Российская газета. 04.12.2015.// http://www.rg.ru/2015/12/04/putin.htmlДата обращения 12.02.2016г. 14. Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2014 №2136р «О внесении изменения в перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный РаспоряжениемПравительства РФ» от 11.11.2010 №1950р// СЗ РФ.03.11.2014, №44, ст. 611115.См. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015г.