Практические аспекты развития экологических знаний школьников как элемента экологической культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батанова С. В., Киселев С. А. Практические аспекты развития экологических знаний школьников как элемента экологической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1801–1805. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86387.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры молодежи. Развитие экологических знаний школьников – важная задача экологического воспитания и экологической культуры. В статье рассматриваются возможности расширения круга знаний и умений в области экологической безопасности школьников в исследовательской деятельности во внеурочное время; описан опыт организации работы кружка с использованием методики экологического мониторинга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батанова Светлана Владимировна,Студентка магистратуры факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им.А.И. Герцена, г. СанктПетербург.Svetik93@mail.ru

Киселев Сергей Александрович,

Аспирант факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена, г. СанктПетербург.

Практические аспекты развития экологических знаний школьников

как элемента экологической культуры

Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры молодежи. Развитие экологических знаний школьниковважная задача экологического воспитания и экологической культуры. В статье рассматриваются возможности расширения круга знаний и умений в области экологической безопасности школьников в исследовательской деятельности во внеурочное время; описан опыт организации работы кружка с использованием методики экологического мониторинга. Ключевые слова: экологическая культура, экологическая безопасность, экологические знания, внеурочная исследовательская деятельность., экологический мониторинг.

Нарастание экологических угроз в современном мире, снижение уровня экологической безопасности выдвигает на первый план потребность в формировании экологического, «экоцентрического» [2] сознания и экологически безопасного поведения населения и, прежде всего, молодого поколения. Важность проблемы экологического воспитания подчеркивается в требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОC) к задачам и содержанию образования школьников. Экологическое воспитание, т.е. формирование понятий о важности окружающей среды, наличии проблем, связанных с пренебрежительным отношением к экологии, и способы их решения, должно присутствовать с детства. В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе должно занимать формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения: к природе (экология природы),

к себе как составной части природы (экология здоровья),

к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души) [1].Выпускник общеобразовательной школы должен быть, обладающий экологической культурой, включающей экологические знания, экологическое мышление и готовность к экологически оправданному поведению.Экологическая культура включает в себя знания о закономерностях и условиях сохранения экологической безопасности, систему нравственных ценностей, потребности и умения экологического поведения, а также готовность к охране окружающей среды. Таким образом в структуре понятия экологическая культура можно выделить мотивационный, аксиологический и знаниевый (гностический) компоненты. [9]Экологическое воспитание и формирование экологической культуры в школе реализуется во всех формах деятельности: урочной, внеурочной и самостоятельной работе школьников. В результате целенаправленного обучения учащиеся обогащаются экологическими знаниями на уроках биологии, химии, безопасности жизнедеятельности. Внеурочная деятельность является частью образовательного процесса, организуется с учетом индивидуальных потребностей и интересов учащихся. Внеурочной деятельность должна быть свободной, эмоционально наполненной средой деятельности увлечённых школьникови учителя. Перспективным направленем внеурочной деятельности учащихся представляется учебноисследовательская [6].Исследовательская деятельность учащихся–это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста –руководителя исследовательской работы [4,5].

Большой интерес в целях экологического воспитания будущего поколения представляет использование данных экологического мониторингав образовательном процессе. Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за элементами окружающей природной среды в пространстве и времени (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде). Экологический мониторинг является инструментом получения информации о качестве окружающей среды, как совокупности показателей, характеризующих состояние окружающей средыВ России основные концепции экологического мониторинга заложены еще в 70х гг. Ю. А. Израэлем, который рассматривал мониторинг окружающей среды как систему наблюдений, оценки и прогноза антропогенных изменений состояния абиотических компонентов биосферы, ответной реакции экосистем на эти изменения и антропогенных изменений в экосистемах, связанных с воздействием хозяйственной деятельности.В нашей работе представлены возможности использования экологического мониторинга для развития экологических знаний в учебновоспитательном процессе общеобразовательной школы.В курс ОБЖ в 8 классе включена тема по экологической безопасности: «Нарушение экологического равновесия», при изучении которой возможно использование данных экологического мониторинга, с учетом местных условий, что позволяет учителю дать учащимся наиболее полноценное представление о решение задач современного комплекса проблем экологической безопасности, на основе общей теории безопасности. Следует отметить, что существующие программы по ОБЖ в недостаточной мере уделяют внимание вопросам развития знаний экологической безопасности. Вот почему, представляется интересным проведение такой работы во внеурочной деятельности с использованием данных экологического мониторинга для эффективного формирования экологических понятий и представлений, для развития готовности учащихся к экологически безопасному поведению. В период подготовки к педагогической практике нами была разработана программа кружка «Экологическая безопасность в моем окружении» для учащихся 9ых классов.Программа кружка рассчитана на 12 часов ( один час в неделю).Цели программы:развитие экологических знаний как элемента экологической культуры школьников.Задачи:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейучащихся в процессе учебноисследовательской деятельности(экологических мониторингов, экспериментов, работы с различными приборамии источниками информации); формирование и развитие у учащихся умений и навыков исследовательского поиска; знакомство с основными понятиями экологии и экологической безопасности; развитие готовности использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Тематическое планированиекружка

Темы занятий

СодержаниеМетоды и формы работыПонятие «Экология»Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды. Нормативноправовое обеспечение Ообьяснительноиллюстративный.

Приборы, измерения показателей среды. Приемы работы с приборами.Дозиметры, шумомеры, нитратомер, пылемер, термометры, гигрометры, люксометр, измеритель качества воды, (ВПХР)Понятие экологического мониторинга.Обьяснительноиллюстративный.Репродуктивный

Экологическое состояние и проблемы атмосферного воздуха

Источники загрязнения. Веществазагрязнители. Понятие о токсичности, ПДК.Влияние загрязнение атмосферного воздуха на здоровье человека. Состояние атмосферы и методы исследования. Меры борьбы с загрязнением воздуха.Репродуктивный Частичнопоисковый (эвристический)Мониторинг степени запыленности воздуха в гардеробе, кабинете ОБЖ и рекреациях 1,2,3 этажей в течение учебного дняСреда жизнедеятельности человекаЭкология человека. Экологические факторы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средойПроизводственная среда, её характеристика. Микроклимат. Условия освещённости, температуры, воздушного режима, шумового воздействия и их влияние на здоровье. Экология жилища. Проблемного изложенияПрактическая работа«Измерение и оценка параметров микроклимата помещения».Микроклимат в помещенииПараметры микроклимата. Световой режим: его компоненты, влияние на здоровье человека. Акустический режим. Внутридомовой шум, его устранение. Внешний шум. ИсследовательскийПрактическая работа«Измерение и оценка параметров микроклимата помещения».Микроклимат в помещенииВоздушный режим. Сухой воздух: его влияние на здоровье и жилище. Оптимальная влажность. Вентиляция, тепловой режим. Потери тепла в квартире. Оптимальный тепловой режим. Источники пыли в квартире. Влияние пыли на здоровье человека. ИсследовательскийМониторинг классного помещения(оценка естественной и искусственной освещённости, температурного режима в течении дня).Бытовые отходы.

Общая классификация бытовых отходов. Способы избавления от отходов. Основные направления решения проблемы бытовых отходов: сбор компонентов бытового мусора, рециклинг (повторное использование). Влияние бытовых отходов на состояние окружающей среды.ИсследовательскийМониторинг качественных и количественных характеристик бытовых отходов, производимых одной семьей за несколько дней.Экологическое Роль пищи в жизни человека. Рациональное Исследовательскийкачество продуктов питания.

питание. Биологические и химические загрязнители пищи. Экологически чистые продукты. Распределение нитратов в овощах. Способы уменьшения содержания нитратов. Пищевые добавки. Консерванты. Ароматизаторы.Мониторинг «Изменение уровня нитратов в овощах и фруктах в зависимости от уровня спелости».Состав и качество питьевой воды.Содержание воды в организме человека. Основные требования, предъявляемые к питьевой воде. Органолептические показатели воды. Опасность загрязнения воды. Качество питьевой воды и здоровье человека. Способы очистки воды.

Практическая работа

« Химический состав питьевой воды»Способы поддержания экологически безопасного состояния окружающей среды.Способы поддержания экологически безопасного состояния окружающей среды.Частичнопоисковый (эвристический)Проблемного изложения

Итоги экологических мониторингов. Рекомендации по экологической безопасности школы Рекомендации по экологической безопасности школыЧастичнопоисковый (эвристический)

Занятия кружка проводились в период педагогической практики в базовых школах СанктПетербурга. На занятии использовались различные методы –практические работы, рассказ, дискуссии, подготовка рефератов и презентаций. Особое внимание уделялось организации исследовательской работы. Ребята изучали вопросы теории, а затем знакомились с устройством приборов и оборудования для экспрессмониторинга. Далее проводился экспрессмониторинг наблюдениеза объектом,

экологическим фактором, имеющемзначениедляздоровья человека, с помощью необходимых приборов и оборудования. В ходе практических работ ребята осваивали методики определения средовых факторов и сравнивали их значения с рекомендательными нормами. Наблюдения позволили учащимся самостоятельно увидеть неблагоприятные изменения средовых факторов, и предложить меры, позволяющие снизить влияние антропогенных факторов на окружающую среду и собственное здоровье. Итоги нашей исследовательской работы показали высокий положительный эффект в развитии мотивации экологическогомышления и формирования экологических знаний. Занятия способствовали развитию познавательной активности и творчества. Вместе с тем проведение подобной работы требует оснащения большим количеством измерительных приборов, которые имеются в наличии далеко не во всех школах, что затрудняет реализацию исследовательской деятельности школьников по изучению экологических факторов среды.

Ссылки на источники1.Бондарева С.В., Киселев С.А. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ. «Молодой ученый»2015 № 6.4. С 2.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическое образование в условиях экологического кризиса // учителю об экологии детства. –М.:1996. –С.1631.3.Киселев С.А. Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении. «Педагогика высшей школы»

2015 № 3 С.4.Киселева Э.М., Гаврилова Л.А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 5 (34), 20135.Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // «Завуч», № 1, 2001.6.ПоповаР.И., АвдееваН.В.Возможности компетентностноориентированного подхода корганизации учебноисследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ //Мир науки, культуры, образования, 2010.—№5.—С.73–767..Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 2232. 8.Шабанов Д. А., Кравченко М. А. Материалы для изучения курса общей экологии с основами средоведения и экологии человека. –Научный журнал №7.2009.146 с.9.Шарапов А.А. Мониторинг средовых факторов образовательного пространства как условие сохранения здоровья школьников. «Молодой ученый»2014 № 5.1. С