Приемная семья как альтернативное решение проблемы сиротства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Брюман В. А. Приемная семья как альтернативное решение проблемы сиротства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1846–1850. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86396.htm.
Аннотация. В статье проанализирована проблема сиротства. В контексте статьи были рассмотрены такие понятия, как «приемная семья», «социальное сопровождение», «формы семейного устройства детей-сирот», а также выделены особенности одного из этапов подготовки приемных родителей к опекунству и предоставлена статистика социального сиротства в мире.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Брюман Владислава Александровна,студентка факультета общественных наук и международных отношений Днепропетровского национального университета им.О.Гончара, г. Днепропетровск, Украинаbr.vlada97@gmail.com

Приемная семья как альтернативное решение проблемы сиротства

Аннотация. В статье проанализированапроблема сиротства. В контексте статьи были рассмотрены такие понятия, как«приемная семья», «социальное сопровождение», «формы семейного устройства детейсирот», а также выделеныособенности одного из этапов подготовки приемных родителей к опекунствуи предоставлена статистика социального сиротства в мире.Ключевые слова: социальная работа, социализация, приемная семья, социальное сопровождение, опека.

Социальную работу,как прикладную науку и учебную дисциплину,можно считать многоотраслевой, но несмотря на такое «разнообразие направлений», главной задачей социальной работы является изучение общества и введение системы социальной помощи тем, ктопопал в сложные жизненные ситуации. Эта система предусматривает не только помощь нуждающемуся населению, но она предназначенаи для того, чтобы предоставить возможность обогатить и восстановить собственные ресурсы для решения общественно значимых проблем.Как было ранее сказано, социальная работа сформировалась в результате слияниядругих фундаментальных наук и имеет многовековую историю. Что касается направлений, то на сегодняшний день актуальным является вопрос, связанный с распространением такого явления,как социальное сиротство. Семья еще с давних времен–времен Киевской Руси –имела большое значение. В обществе закрепилось мнение о целостности семьи, ибо это является залогом воспитания детейи формирование морально здорового общества. С развитием которогопроисходят изменения структуры семьи и взаимоотношений между отдельными ее членами:малодетность, уменьшение роли отца в воспитании детей, трудовая занятость женщин, материальные и жилищные трудности.[4]Если проанализировать все этапы становления института семьи,то становится понятным, что выше указанное является причиной изменений отношений между женщиной и мужчиной. Из этого можно сделать вывод, что проблема неэффективного функционирования института семьи носит долговременный характер.Сегодня современное общество сталона путь изменений во всех сферах: экономической, политической, социальной. Первое, что подверглось негативному влиянию,был институт семьи. Именно эта нестабильность ведет к тому, что наше современное общество познает такое явление,как сиротство. Причин распространения социального сиротства, к сожалению, очень много. Их можно разделить на внешние и внутренние.Внешние причины порождаются в государстве и тесно связаны с социальноэкономическими факторами. К ним можно отнести:

экономическую нестабильность;

бедность;

рост преступности;

безработица;

жилищные проблемыВсе эти и другие причины негативно влияют на «эмоциональное» состояние семьи, формируется чувство напряжения, что в дальнейшем ведет к возникновению проблемы воспитания детей.В отличие от внешних, внутренние причины возникают непосредственно в кругу семьи, однакоочень часто бывает так, что семейные конфликты были вызваны действием внешних факторов.

Внутренние факторы можно разделить на:

отказ от новорожденных младенцев;

плохие материальные и жилищные условия;

жестокое отношение к детям;

проблема алкоголизма, наркоманииИтак, внешние и внутренние факторы влияют на моральнопсихологический климат семьи. Но кроме выше рассмотренного можно выделить:

моральноэтические –асоциальное поведение родителей, насилие и др.

психологические–раннее материнство, конфликтность, неполная семья.

медицинские –родители не могут выполнять свои обязанности изза болезни.[5]Каждый ребенок, чьи родители не выполняют свои обязанности,может попасть в группу риска.Социальная работа с детьми, которые лишены родительской опеки,достаточно трудоемкая и сложная. Детисироты –это дети, у которых умерли или погибли родители. Но сегодня также можно выделить социальных сирот–это дети, родители которыхбыли лишены родительских прав по решению суда,или же дети при живых родителях, не лишённых родительских прав, но нуждающиесяв воспитании.[1]На данный момент система опеки над детьмисиротами устарела. Используя международный опыт, а также идеи современного поколения необходимо улучшать данную систему. Есть несколькоформсемейного устройства детей, что представлено на блоксхеме.







Схема 1.Формы устройства детейсирот.

Наиболее приемлемой формой опеки является приемная семья. Роль семьи, детскородительских отношений играет важную роль в процессе социализации. В обязанности родителей входит воспитание, уход за ребенком, атакже финансоваяи юридическая ответственность. Родители, как родные, так и приемные,должны дать детям ту заботу и любовь, передать опыт, понятия моральных ценностей, которые помогут ребенку чувствовать себя полноценным членом общества. Приемную семью можно назвать своеобразным «заменителем», она должна выступать примером счастливого семейного очага. Основная цель приемных родителей привить социальные и бытовые навыки, оказывать влияние на процесс социализации ребенка. Данная форма опеки будет наиболееэффективной, так как детский дом не может полностью подготовить ребенка ко взрослой самостоятельной жизни.Дети живут и воспитываются строго по установленным правилам.Выходя из интернатов и детских домов, воспитанники изза отсутствия социальных навыков и неспособности реагировать на негативное влияние со стороны окружающих начинают вести асоциальный образ жизни.Приемная семьяГосударственные учрежденияУсыновлениеОпекаДетский дом семейного типаЧто представляет собой приемная семья? Вопервых, количество детей, которых можно взять под опеку составляет от 1 до 4человек. Вовторых, семьи специализируются на воспитании детей:

с особенными потребностями

тяжело больных

ВИЧинфицированных

химически зависимых детейСпециализацию приемной семьи осуществляет специальная Комиссия, которая занимается вопросами семейной опеки. Окончательное решение комиссия оглашает после того, как будет пройден курс подготовкиродителей, при этом учитывается иих мнение.Условия, при которых лица не могутстать приемными родителями.Не могут быть приемными родителями лица: –которые не находятся в браке;–не прошли курс подготовки кандидатов в приемные родители;–признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;–лишены родительских прав;–бывшие опекуны (попечители, усыновители), лишенные соответствующих прав за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;–лица, которые имеют глубокие органические поражения нервной системы; алкогольнуюи наркотическую зависимости; больные СПИДОМ, открытой формой туберкулеза, психотические расстройства, в которых официально зарегистрированы асоциальные проявления; наклоны к насилию); –со среднемесячным совокупным доходом на каждого члена семьи (исчисленным за последние шесть календарных месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления о создании приемной семьи), не меньшим, чем уровень прожиточного минимума (гарантированного минимума), установленный законодательством.[4]Ранее было сказано, что существует несколько форм опеки. Второй эффективной формой воспитания детей –сирот является детский дом семейного типа. Если приемные родители могут брать на воспитание до 4 детей, то для детского дома семейного типа берут от 5 до 10 детей. Главная задача –это дать полноценное воспитание, подготовить к самостоятельной жизни, создать благоприятные условия для воспитания, показать,какой должна быть семья. Такой дом создается только с согласием супругов, а также учитывается мнения самих детей (с 10 лет требуетсяи ихсогласие).[6]Основным направлением семейной жизни является сферародительского долга и любви. При ее отсутствии родители не смогут влиять на детей. Чтобы избежать негативных последствий, обязанностямисоциального работникав процессе общенияс приемными семьями входитизучения характеристик семьи, подготовка родителей к содержанию детейсирот или детей, которые лишились родительского воспитания, социальное сопровождение, подготовка детей для приемной семьи.

Социальное сопровождение –это целенаправленная деятельность социального работника (или группы работников) по созданию необходимых условий для оптимального функционирования приемной семьи и развития ребенка. Данная процедура состоит из встреч социального работника с родителямис определенной последовательностью, во время которых он изучает условия воспитания, предоставляетпомощь в решении вопросов, касающихся воспитания.[4]Основные задания социального сопровождения:1)эффективное использование доступных ресурсов для быстрой адаптации приемных родителей и приемного ребенка;2)помощь в решении всех вопросов, возникающихв процессе воспитания;3)установлениепартнерских взаимоотношениймежду социальной службой и приемной семьей.Приемная семья выполняет такие же функции, как и биологическая: воспитательная, коммуникативная, экономическая, юридическая и т.д.Главная особенность –это сохранение целостности. Процесс адаптации достаточно трудный и долгий, особенно первые 2 года, за этот период часто возникают конфликты.И обязательным условием социального сопровождения являетсяподготовка приемных родителей. Важным фактором выступает моральная и эмоциональная подготовленность самих супругов, они должны подходить к данному вопросу осознанно. Огромную роль играютисоциальные службы. При подготовке приемных родителей лучше всего использовать такие методы, как:

тренинги;

секционные занятия;

групповые/индивидуальные обсуждения по вопросам воспитания.Перед тем,как супруги хотят стать приемными родителями, они проходят специальные тренинги, на которых выносится решение готовы ли они или нет. Основными заданиями тренинга являются:

1)Предоставление информации относительно правовых основ функционирования приемной семьи;2)Ознакомление кандидатов со спецификой работы приемных родителей;3)Ориентация будущих приемных родителей на решение проблем в интересах ребенка;4)Формирование “команды” приемных родителей и социальных работников, определение основных путей дальнейшего сотрудничества.[4]Кандидаты имеют полное право изменить свое решение, и,как показывает практика,«отрицательное считается положительным». Отказавшись от своих намерений, семья здраво оценивает собственные возможности, что позволяет в дальнейшем избежать негативных последствий, например, возращение ребенка обратно в детский дом. Пройдя эти курсы, семья полностью подготовлена к тому, чтобы воспитать приемных детей.Эффективное родительствовключает в себя ряд особенностей: характер человека, желание, желательно опыт воспитания собственных детей, умение решать конфликты и т.д. Поэтому можно составить социальный портрет приемной семьи:1.Взаимоотношения между родителями и детьми:

опыт воспитания родных детей;

методы поощрения и наказания;

детскородительские отношения;2.Личностные характеристики родителей:

открытость;

эмоциональная стойкость;

самоконтроль;

терпимость;

низкий уровень агрессивности.Достигнуть успеха можно в том случае, если оба супруга понимают, какую ответственность они на себя берут,и имеют четкое представление о том, что такое приемная семья.

Сравнительная статистика сиротства в разных странах мира.Усыновление –это одна из самых приоритетных форм устройства детейсирот во всех странах мира. По статистическим данным, в США в 1992 г. общее количество усыновленных детей составляло 126 951, из которых 53 525 проживали у родственников или в семьях с отчимом/мачехой. В США существует значительный спрос на международное усыновление детей, особенно из России, Румынии и Китая. В 1998 г. их число составляло 157 741, то в 2000 г. уже 18 477. Можно назвать также другие страны, в которых развивается данная форма опеки. Например, Франция (3 777 усыновлений ежегодно), Канада (2 222), Германия (1 567). В Норвегии, Дании, Голландии, Израиле изза практически полного отсутствия собственных детей, оставшихся без попечения родителей, большая доля усыновлений приходится на другие страны.[2]ВыводыТаким образом, проблема сиротства –одна из наиболееважных проблем в современном обществе. Количество детейсирот растет с каждым годоми этот фактне должно оставаться без внимания государства. Ныне существующаясистема опеки устарела и подлежит изменениям,усовершенствованию, при этом можно использовать международный опыт. Приемная семья выступает «заменителем»биологической, и родителидолжны со всей ответственностью подойти к этому вопросу. Следует приложить все усилия, чтобы помочь ребенку социализироваться, подготовить ребенка к трудовой деятельности, передать моральные ценности и опыт.Важную роль играют социальные службы и социальный работник, которые занимаются подготовкой приемных родителей к опекунству. Процесс подготовки занимает много времени и включает в себя несколько этапов. Но это помогает кандидатам принять осознанноерешение и не допустить ошибок в воспитании детей.

Ссылки на источники1.Лукашевич М.П., Семигіна Т.В. Соціальна робота (теорія і практика): Навчальний посібник К–: ІПК ДСЗУ, 2007. –341 с. с.2872.О. В. Бессчетнова. Усыновление детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США, 2009 г.3.Прийомнасім’я: методика створення і соціального супроводу: Науковометодичний посібник / Г. М. Бевз, В. О. Кузьмінський, О. І. Нескучаєва та ін. –К.: Центр стратегічної підтримки, 2003. –92с. (Бібліогр.с. 42)43). с.9,с.8194.Тюптя Л.Т., Іванова І.Б. Соціальна робота: теорія і практика: Навч. посібник. –2ге вид., перероб. і доп. –К.: Знання,2008. –574 с.c.4364605.Яремчук В.В.Феномен соціального сирітства як наукова проблема//Вісник психології та педігогіки[Електронний ресурс]: Збірник наук. Праць.–Випуск96.Ювенальное право: Учебник для вузов/Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. ЗАО Юстицинформ, 2005 г.