Возможности воспитания сочувствия у современных дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернобровкина Н. В., Машковцева Л. М. Возможности воспитания сочувствия у современных дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1911–1915. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86409.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена проблема воспитания сочувствия у детей дошкольного возраста. Даны различные определения сочувствия. Описаны причины появления так называемых несочувствующих детей. Охарактеризованы особенности проявления сочувствия у ребенка-дошкольника. Приведены рекомендации по воспитанию сочувствия посредством этической беседы, ситуаций нравственного выбора, сказки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чернобровкина Наталья Владимировна,студент института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировchernobrovkina79@mail.ru

Машковцева Лариса Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. КировLariskin1@yandex.ru

Возможности воспитаниясочувствия у современных дошкольников

Аннотация.В статье рассмотрена проблема воспитания сочувствия у детей дошкольного возраста. Даны различные определения «сочувствия». Описаны причины появления так называемых несочувствующих детей.Описаны причины появления, так называемых, несочувствующих детей.Охарактеризованы особенности проявления сочувствия у ребенка –дошкольника.Приведены рекомендации по воспитанию сочувствия посредством этической беседы, ситуаций нравственного выбора, сказки.Ключевые слова:сочувствие, нравственные чувства,эмоции, этическая беседа, ситуации нравственного выбора, сказка.

На современном этапе необходимой задачей становления России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении индивидуальности и самобытности каждого. Особенную актуальность начинает приобретать процесс утверждения новых ценностей, ключевой из которых считается становление духовной культуры личности, обязательной частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сочувствию, состраданию, сопереживанию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения, их следует воспитывать. Сензитивным периодом для эффективности осуществления данного процесса педагоги и психологи определяют дошкольный возраст (Р.С. Буре, Е.М. Кульчицкая, Т.А. Маркова, Г.А. Урунтаева).Дошкольный этап –важнейшая ступень в воспитании человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей, равнодушными и агрессивными. В детстве просоциальное поведение выражено в способности ребенка оказать помощь другому ребенку, уступить в чемто, поделиться важными для самого ребенка предметом. В данном поведении проявляется действительно гуманное, нравственное отношение к окружающим. Нравственные мотивы поведения меняются и развиваются на протяжении всего детства, так как дети усваивают и осознают нравственные нормы и правила поведения. Меняется и структура эмоциональных процессов. Детские переживания становятся сложнее и глубже. Особенную важность представляют такие эмоции как сочувствие, сопереживание. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение [1].

Сочувствие, сорадость, сопереживание –это важные чувства, которые необходимы человеку и обществу.У каждой личности должны быть эти качества. Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются эмоционально –

нравственные основы культуры личности, то именно этот период наиболее благоприятендля развития у детей сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности.Сочувствовать –значит принимать и осознавать чувства, эмоции, мысли другого индивида, уметь переживать то, что переживает он. Сочувствие ограничивает эгоизм людей, позволяя представить себя на местеиногочеловека, увидев в нем себе подобного. Индивид переживает неблагополучие другого как собственное. Оно возникает лишь в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера актуализирует нравственные побуждения в его пользу и вызывает потребность помочь ему (Н.И.Аникеева, Т.П.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, Н.А.Менчинская, Л.П.Стрелкова, П.М.Якобсон).Следует сказать, что сочувствие принадлежит к той категории психологических явлений, которое изучается несмотря на тот факт, что не существует общего согласия по поводу точного определения. С позиций Л.А.Венгера «сочувствие –отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям другого»[2].Р.С.Буре считает, «сочувствие –это понимание чувства и мысли другого человека, переживание того, что переживает он»[3]. Считается, что дошкольный возраст является наиболее удобным и благоприятным для нравственного развития, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми [4].Дошкольные годы –этовремя, когда ребенок открывает себя миру, а мир для себя. Важное, что дети в этом возрасте общаются с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, осваивают сущность человеческих отношений. Действия родителей, воспитателей и психологов должны быть направлены на то, чтобы оказать своим детям помощь и научить их правильно жить среди других людей, эмоционально отзываться, быть готовыми проявить гуманное отношение к окружающему миру. В одних и тех же ситуациях дети проявляют себя по –разному: одни заботливы, чутки, готовысразу прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть, другие равнодушны, эгоистичны, таких детей волнует только то,что касается их лично, третьи агрессивны, могут ударить, оскорбить, отнятьсломать игрушку. К сожалению, современный ребенок становится жестоким и безразличным[3]. Но каковы же причины такого проявления отношения к окружающим?Одна из первопричин появления, так называемых, несочувствующих детей –это задержка речевого развития. За последние двадцать лет число речевых нарушений у детей возросло более чем в шесть раз. А ведь речь это не только внешне выраженное средство общения, мышления, воображения, осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и, в конечном итоге, себя в целом. Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся, а порой и отсутствующее вовсе, живое, эмоционально –непосредственное общение родителей со своими детьми. При его отсутствии ребенок не может «полноценно» участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и, что гораздо важнее, эмоциями и чувствами, затруднено накопление опыта вчувствования, соучастия и содействия [5]. При этом одна из причин неумения общаться и взаимодействовать с окружающим у детей это недостаточная развитость выразительности речи. 5 –6 летний возраст наиболее благоприятен для развития произвольной выразительности речи, так как преимущественно в этом возрасте психические процессы приобретают произвольный характер и применение интонационных средств выразительности речи может применяться ребенком осознанно[6].

Еще одна немаловажная причина данного явления –это «дефицит концентрации» у современных дошкольников. Его симптоматика –это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем –нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства: что интересует наших дошкольников, каковы их предпочтения и склонности, на каком нравственном содержании их воспитывать, в какие виды деятельности вовлекать. Отсутствие внутреннего нравственного содержания отражается на поведении детей: им неинтересно общаться со сверстниками, не о чем разговаривать, скучно друг с другом. Компенсация приходит в форме агрессивности и жестокости по отношению к таким же, как и он. Изменение психологии современныхдошкольников, в первую очередь, вызвано недостатком общения со значимыми для них близкими взрослыми, в отсутствии совместной жизнедеятельности с ними. В этом нас убеждают и научные исследования и отдельные жизненные факты [5].Рассмотрев причины возникновения неумения проявить сочувствие к другому, следует проанализировать и охарактеризовать особенности проявления сочувствия у ребенка –дошкольника.В самом общем виде они зависят от многих психофизиологических, психологических и социальных факторов, к которым можно отнести: • индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические качества личности; • характер мотивации личности; • степень близости с объектом сочувствия и частота общения с ним;• интенсивность стимула сочувствия; • представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных переживаний; • социально –нравственные установки и требования [5].Необходимо создать условия обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия, чтобы способствовать развитию и становлению личности. Это значит установить доброжелательные взаимоотношения между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении с взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков. Самая трудная и сложная задача воспитания –научить ребенка сочувствовать близким, эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Воспитание сочувствия идет параллельнос воспитанием у детей доброты, заботы,помощитоварищу, в защите слабого. Как же научить ребенка сочувствию? Каковы могут быть рекомендации по воспитанию такого нужного и важного свойства личности как сочувствие?Впервую очередь взрослые должны обращать внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребенка проявить сочувствие к окружающим его людям, поддержать его добрые намерения. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, сожаление, печаль. Благородные, хотя и незначительные, поступки детей необходимо оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше [3].Также учитьсочувствию следует посредством сказок, решения ситуаций нравственного выбора, этических бесед.Этические беседы являются эффективным средством общения с детьми. Они формируют у дошкольников определенную систему эталонов и ценностей и привлекают внимание педагогов прежде из –за нравственного влияния, которое оказывают на детей. Содержанием этических бесед является окружающая действительность: люди, природа, взаимоотношения и т. д. Этическая беседа помогаетраскрыть ребенкувнутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем. Еще одно достаточно эффективное средство воспитания сочувствия –это ситуации нравственного выбора. В них перед ребенком встает противоречие между действием по правилу и потребностью удовлетворить свое желание. С их помощью можно закрепить знания о морали, правилах поведения. Чтобы управлять нравственным выбором детей необходимо понимать, что он опирается на нравственно –оценочную деятельность сознания ребенка, на нравственные чувства, нравственное поведение детей. Для этого следует мотивировать детей, объяснять им содержание ситуаций, прогнозировать возможности их реализации в будущем, направлять внимание на причины и следствия того или иного вида выбора; активизировать самостоятельность выбора, поощрять правильный выбор, акцентировать внимание на добрых делах и поступках.Ситуации нравственного выбора могут быть использованы в разных видах игр, ситуациях общения детей, в процессе занятий, в проблемнопрактических заданиях, упражнениях, беседах и др.Одним из любимых и одновременно эффективным средством нравственного воспитания является сказка. Сказка–занимательноезнакомство с окружающим нас миром, системой человеческих ценностей и характерами персонажей. Дети, которым читают сказки с раннего, обладают бурным воображением и творческой фантазией, имеют представления о гуманности, добротек людям и животным. Отсюда следует, чтопольза сказок неоспорима. Тем более актуальны те произведения, в коих говорится об отзывчивости ребят, сочувствии, заботе об находящихся вокруг людях. Так, в маленькомразговоре после чтения сказки В. Катаева « Цветик –семицветик» нужно направить заботуребят на то, что истратив практически все чародейные лепестки на саму себя, девчонка не возымела ни малейшейрадости, напротив, оказалась одинока с собственным богатством. И лишь только сделав доброе дело для иного,исцелив болезненного мальчугана, она и сама искренневозрадовалась. Означает, делая пользу другому, и сам становишься счастливее.Рассмотрим, в качестве примера, богатые нравственными чувствами сказки Г.Х.Андерсена, рекомендуемые для работы с дошкольниками. Смысл каждой его сказкиоченьглубок, а тематика разнообразна.1) Гуманизм, геройство и самоотверженность. Данным сильным качествам посвящены сказки автора, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». 2) Сила любви. Толькоэточувство, которое помогает справиться с разлукой, бедой, разочарованием,движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и Стойким оловянным солдатиком. 3) Сочувствие, сопереживание и благородство. ДобротаГерды помогла ей справиться со злобой,несправедливостью, и равнодушием.Не стоит бояться читать сказки Андерсена, хотя некоторые из них имеют грустную концовку, тему смерти.Автор хочет показать этим, что главное это поступки человека, как прожита им жизнь. Таким образом, основу гуманного отношения к другому человеку и животному составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность и способность субъекта чувствовать, сопереживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам, т.е. степень развития у него эмоциональной отзывчивости.

Дети–дошкольникиспособны к оказанию взаимопомощи, и формы ее могут быть разнообразными. Это дружелюбное отношение к товарищам, сочувствие их переживаниям, активность в поиске способов помочь им. Дети в доступной им форме выражают внимание к своим сверстникам, утешают при огорчении, помогают выполнить трудное задание, делятся игрушками. Безусловно, подобные формы отношения проявляются далеко не всеми детьми. Можно наблюдать, что при полном осознании нужд и желаний сверстников, ребенок зачастую может их игнорировать, проявлять равнодушие.Воспитание сочувствия необходимо рассматривать в тесной связи испытываемыми эмоциями. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе общения с другими людьми, при восприятии произведений искусств, чтения художественной литературы, посредством проведения этических бесед, решения ситуаций нравственного выбора.Чтобы ребенок научился сочувствовать, так же необходимо показывать сочувствие к самому ребенку, показывать сопереживание к другим, говорить с ребенком о сочувствии. Посещать людей, которые нуждаются в помощи и сочувствии, читать с ребенком о тех людях, которые прославились своим состраданием и сочувствием. Делиться с ребенком разными историями о том, как вам ктото помог, поддержал и что вы чувствовали, как на вас повлиял этот случай. Если мы хотим, чтобы наши дети в будущем заботились о нас, проявляли сочувствие, то показывать пример такого поведения должны мы сами.

Ссылки на источники1. СергеичеваГ.Г. Гуманистическое воспитание детей в общественном дошкольном образовательном учреждении. –Брянск: БГУ, 2004. –132 с.2. ВенгерЛ.А., МухинаВ.С. Психология: учебное пособие для учащихся педучилищ. –М.: Просвещение, 1988. – 366 с. 3. БуреР.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. –М.: Просвещение, 1989. –96 с.4. КозловаС.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. –М.: Просвещение, 2002. –134 с.5. ГайворонскаяТ.А., ДеркунскаяВ.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2007. –144 с.6. МашковцеваЛ.М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 32. –ART 14875. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14875.htm. –ISSN 2304120X.].