Политический лоббизм в современной России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Башук А. С. Политический лоббизм в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2286–2290. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86486.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы политического лоббизма в России. Определяются особенности воздействия различных групп и слоев общества на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, рассматриваются форме лоббизма в современной России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Башук Артем Сергеевич,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкmr.bashuck@yandex.ru

Научный руководитель –Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкserdyuk.irina@rambler.ru

Политический лоббизм в современной России

Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемыполитического лоббизма в России. Определяются особенности воздействия различных групп и слоев общества на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, рассматриваются форме лоббизма в современной России.Ключевые слова:лоббизм, лоббисты, лоббистская деятельность, парламент, легитимизация.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда власть не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения. Итак, давайте разберемся, что же такое лоббизм?

(англ.lobbyism, отангл.lobby—кулуары)—давление на парламентариев путём личного письменного обращения либо другим способом со стороны какихлибо групп или частных лиц, цель которого—добиться принятия или отклонения законопроекта.Лоббизм зародился в XVI веке в монастырях. Именно этим словом lobby называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово «лоббизм» получило близкое к сегодняшнему значение.

Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта. В советские времена пик лоббистской деятельности приходится на рубеж 80х90х годов. Весной 1995 г. были проведены парламентские слушания в Государственной Думе по проекту Закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти».Однако до принятия окончательного текста закона в то время так и не договорились[1].Как уже было замечено ранее,политический лоббизм присутствует в политических системах всех стран. Независимо от характера политического режима, политической культуры и исторических традиций. Обладая значительным политическим, экономическим и организационным потенциалом, политический лоббизм оказывает весомое влияние на политический процесс современных государств.В политическом лоббизме, как и в любом другом виде деятельности, наличествуют субъекты и объекты воздействия. В Российской Федерации в разработанном Государственной думой законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти» к объектам лоббизма относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей[ 2].Уровень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики.В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством ну или главой государства, то есть фактически с законотворческой властью. В странах же, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббистская деятельность ведется на парламентском уровне.Что касается сферы судебной власти, тут уместно говорить о такой форме «лоббизма», как организация пропагандистских кампаний в СМИ, поскольку в связи с независимостью судей речь здесь может идти лишь о косвенном лоббировании. Однако при этом нельзя не учитывать мощное воздействие СМИ на сознание и поведение людей. Субъектами же можно назвать различные организации, партии, группы граждан или отдельные граждане, а также должностные лица и чиновники, которые оказывают влияние в выгодном им плане на органы государственной власти.Первую, и, по моему мнению, самую верную, классификацию субъектов (лоббистов) предложила в конце XIX века газета Evening Star:

–«бедно одетые, нервные и напуганные» —ходоки,

просящие за себя и своих родственников; –«умные парни с хорошо подвешенным языком» —профессиональные лоббисты, работающие за деньги на кого угодно; –«самые опасные» —корпоративные лоббисты, располагающие неограниченными ресурсами, нанимающие других лоббистов, используя свое влияние и незаконные методы в интересах своих корпораций. Необходимо знать наиболее эффективные инструменты лоббистской деятельности в условиях современной России. Учеными были выделены:–рекрутирование своих сотрудников во власть;–подкуп должностных лиц;–неформальные контакты (в том числе игра на личных слабостях).–участие в работе политических и общественных организаций (в том числе профессиональных объединений);–покровительство чиновников;–судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты);–СМИ (в том числе печатная пресса, телевидение, интернет).Прежде чем переходить к пояснению лоббизма на примере, необходимо определиться какие бывают формы и виды лоббистской деятельности.В мировой практике распространены следующие формы лоббизма:–выступления лоббистов в профильных комитетах законодательных органов;–составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента;–организация пропагандистских кампаний в СМИ, в случае с судебной властью, то здесь применимо только косвенно лоббирование посредством средств массовой информации;–проведение научнопрактических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей;–организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей законодательной и исполнительной властей;–психологическое давление на депутатов и представителей исполнительной власти;–подкуп должностных лиц, с которыми связано во многом отрицательное отношение общества к лоббизму;

личные связи, или «коридорный лоббизм», которые реализуются путем личных, дружеских контактов и визитов к государственным деятелям.Виды лоббистской деятельности различаются в зависимости от:–объекта лоббирования (законодательный, исполнительный и судебный лоббизм); –субъекта лоббирования (политический, экономический, социальный, региональный, иностранный лоббизм); –взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования (плюралистский и корпоративный лоббизм); –механизма достижения целей (правотворческий, реализуемый через нормативные акты в законодательных органах власти, и правоприменительный, достигаемый через акты применения права, лоббизм); прямой влияние на личной встрече на объект давления либо через его родственников, друзей и т.д. и непрямой –косвенное влияние на объект давления, формирующее его представление о вопросе.–от времени действия (долгосрочный, т. е. постепенный, и краткосрочный, направленный на принятие одного или нескольких решений лоббизм).На основе всего вышеизложенного можно привести пример лоббистской деятельности: в России, довольно успешно работают такие лоббистские структуры, как Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия»,Всероссийский союз страховщиков, Ассоциация российских банков, «ОПОРА России», Торговопромышленная палата РоссийскойФедерацииидр.Осуществляя лоббистскую деятельность, они как выразители интересов хозяйствующих субъектов стремятся к тому, чтобы представляемые ими интересы были в максимальной степени учтены в решениях официальных органов. Но лоббистский потенциал каждой из них, безусловно, не одинаков. Разность потенциалов этих организаций и, как следствие, различная степень их влияния на политический процесс и эффективность лоббирования связана не только с тем, что отрасли и сектора экономики имеют разный уровень представительства в политической сфере и в органах государственной власти, но в большей степени напрямуюзависитотрасполагаемыхимиресурсов.Учитывая данное ограничение, наибольшими возможностями в лоббировании интересов российских предпринимателей на основе институциональных отношений, наибольшим потенциалом влиять на власть в рамках правового поля обладает Торговопромышленная палата Российской Федерации, и в целом вся сложившаяся система торговопромышленных палат России.Данные объединения отстаивают интересы входящих в них компаний. Их основные усилия сосредоточены на желании институционализировать себя в системе принятия государственных решений. Представляя интересы бизнеса, они не стремятся к политической ответственности, но заинтересованы в формулировании данных интересов на общенациональном уровне, чтобы оказать влияние на процесс принятия решений.И сейчас перед нами стоит такой вопрос, а каким может и должен стать лоббизм в России? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно определить и решить проблемы российского лоббизма (если таковые существуют), например такой как отражение проблем всей политической системы России. Когда центр принятия важнейших государственных решений оказывается в руках правящей бюрократии, а реально действующие управленческие структуры, по самой логике функционирования классической бюрократической машины, находятся в тени, то существующие группы влияния отходят от форм партийного представительства (а значит, и от общественного контроля), в сторону непубличных практик обрастания ведомственными связями. И так как вся вертикаль власти замыкается на административных инстанциях, то возникающий вслед за этим безальтернативный механизм реализации групповых интересов представляет существенное препятствие на пути становления в России практики «белых» лоббистских технологий.Сегодня вопрос стоит не о полезности и преимуществах лоббизма, они очевидны. Вопрос в том, какая его модель утвердится в России. Олигархический лоббизм, продиктованный эгоистическим стремлением узкого круга людей подмять под себя все, включая государственные институты? Или его цивилизованная модель, когда при условии эффективного государственного регулирования будут созданыотносительно равные условия для представительства в органах власти отраслевых и разнообразных общественных интересов? Скорее всего, этот вопрос еще долгое время будет оставаться открытым. Востребованность процесса легитимизации этого общественного феномена в Российской Федерации явная. От этого выиграют государство, группы интересов, корпорации, общество в целом. Процессы влияния станут более транспарентными для подверженности общественному и финансовому контролю. Таким образом, цивилизованное отношение к лоббизму, позволяет ему занять нишу в политической системе, которая не может пустовать по своему назначению и определению, а отстаивание групповых интересов –это данность, с которой целесообразно считаться во избежание конфликтов и общественного напряжения.

Ссылки на источники1.Келлер В.Ю. Проблемы модернизации в России в начале XXвека. Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития. // В сборнике:Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развитияМатериалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 067070.2.Молодчев Д.В., Королюк Е.В. Политические партии и общественные движения на юге России (На материалах Краснодарского края). Ставрополь, 2015.