Психологическая готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Спасибенко А. В. Психологическая готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2491–2495. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86528.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема психологической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности после окончания высшего учебного заведения. Определяются причины и методы решения отсутствия психологической готовности к трудовой деятельности. Указывается на необходимость поиска «своего» места в обществе, правильного выбора профессии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кораблина Елена Павловна,доктор психологических наук, профессор РГПУ им А.И. Герцена, научный руководитель;г. СанктПетербург

Спасибенко Алена Владимировна,магистрант по программе психологическое консультирование РГПУ им А.И. Герцена; г. СанктПетербургalya1326@mail.ru

Психологическаяготовностьстудентов к предстоящей профессиональной деятельности

Аннотация.В данной статье рассматривается проблема психологической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности после окончания высшего учебного заведения. Определяются причины и методы решения отсутствия психологической готовности к трудовой деятельности.Указывается на необходимость поиска «своего» места в обществе, правильного выбора профессии.Ключевые слова:психологическая готовность, профессиональная подготовка, профориентация, деятельность.

«Гением становится человек, познавший свое предназначение».Гете

В процессе получения высшего образования у студентов формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности, что в свою очередь определяет будущее психологическое здоровье сотрудникаи качество выполняемых им работ.Стоит отметить, что проблема готовности к выбраннойпрофессии изучаетсядавно. Известны случаи, когда студент, имеющий красный диплом, столкнувшись со своими обязанностями на практике в реальности,оказывается совершенно непригодным профессионально, не готовымпсихологически. Такие ситуации заставляют задуматься о причинах возникновения этой проблемы. Многие школьники при поступлении в высшие учебные заведения не имеют представления,чем они будут заниматьсяпосле получения диплома. По данным российской статистики,на август 2012 года по полученной специальности работают лишь 40 процентов выпускников, при этом респонденты подчеркивают, чтосамымраспространеннымспособом трудоустройства являются личные знакомства[1].Вывод напрашиваетсясам собой: работодатели не уверены в профессиональной и психологической готовности молодых специалистов. В свою очередь, подтверждая, серьезность и насущность проблемы готовности.Доктор психологических наук А.Г. Асмолов в книге «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» приводит довольно интересные статистические данные, которые, как мне кажется, могут являться предпосылками отсутствия у студентов психологической готовности к предстоящей деятельности.Например, десять самых востребованных профессий2010 года в 2004 году даже не существовали.В министерстве труда США спрогнозировали, что те, кто учится сегодня примерно к сорока годам жизни сменят около десяти рабочих мест. Автор обращает внимание читателя на рост уникальной технической информации, которая удваивается каждые два года. Это ведет к тому,что информация, полученная студентами на первом курсе,к концу третьего года обучения уже перестанет быть актуальной.А.Г. Асмолов полагает, что студенты, которые в данный момент проходят путь получения образования,в дальнейшем будут заниматься той деятельностью, которая еще не создана, будут задействовать технологии, которые еще не придуманы и искать способы преодоления задач, которые сейчас даже трудно представить.[2]Учитывая эти данные,можно лишь предположить,насколько низкими будут показатели психологической готовности к предстоящей деятельности у выпускающихся студентов и какой серьезной проблемой это обернется для профессиональных структур.При изучении современных исследований по этой теме возникаетобраз сравнения психологической готовности со стволом дерева, которое обрамляется кроной из успешности, благополучия и профессионализма.Корнямидерева является учебная профессиональная подготовка. Этому этапустоит уделитьособенное значение. Ведь и внаше время, увы, не утратилосвоей актуальности известное высказывание А.С. Пушкина:«Мы все учились понемногу чемунибудь и какнибудь».Например,во многих высших учебных заведенияхтакой предмет как введение в специальность проходит на уровнетеории, не выходя в практическое пространство. Часто осознание студентамиособенностейвыбранной деятельности приходит только на преддипломном этапе, где влившийся в трудовой коллектив будущий выпускник с удивлением узнает, что увиденное им на рабочем месте разительно отличается от услышанногов стенах родного Вуза. Можно предположить, что это несоответствие и вызывает психологическую неготовность студентовк предстоящей профессиональной деятельности.

Рисунок 1. Образ психологической готовности к профессиональной деятельностиЧаще всего молодым специалистам, особенно на технических специальностях, приходится выполнять однотипные,лишенные творчества манипуляции, используякогдатоуже наработанные схемы и стандарты«работа по старинке». Новый сотрудник, только пришедший на работу сразу после обучения может испытывать психологическую неготовность еще и по причинетяжелого трудового графика. В России по данным аналитиков каждый третий работник минимум один раз испытывает сильный стресс. Стоит ли говорить,как трудно вчерашним выпускникам справиться с непривычными нагрузками и как отражается это на психологической готовности к трудовойдеятельности.За рубежом уже давно ищут способы решения этойпроблему с помощью специально оборудованных комнат психологической разгрузки. Тихая музыка, мягкие удобные диваны, аквариумы с рыбками и даже массажные кабинеты –все направлено для улучшенияпсихологического состояния, сохраняющегося в процессе всего рабочего дня.Нароссийских производствахпрактика обустройства комнат для разгрузки пока приживается медленно, но этот процесс,надеемсянеизбежно будет набирать обороты.Однако есть категории студентов, которые оказываются наиболее подготовленными психологически к предстоящейдеятельности. К ним относятся учащиеся, которые являются продолжателями рабочих семейных династий. Эти молодые люди с малых лет наслышаны от родителей о трудовой специфике, возможно в детстве их часто бралис собой на работу. Таким образом, будущим студентамприходилось растив атмосфере, пропитанной будущейнынешней специальностью. Отдельно можно выделить категорию студентов, которым пришлось уже поработать по выбранному направлению, например, после обучения в колледжах,училищах или после первого высшего образования.К третьей группе можно отнести студентов, занимающихся заочнойиливечерней формойобучения, которыеимеют возможностьсовмещают работу с получением специальности. У них есть условиядля применениясразу же на практике полученныхтеоретическихзнанийи корректированияприобретенныхнавыковв соответствии с сегодняшним днем.

Можно предположить, что психологическая готовность студента к будущей трудовойдеятельности формируется при условииправильно проведенных профориентационной работев школе.Часто приходится сталкиваться с тем, что будущую профессию ребенку выбирают родители,при этом забывая учитывать склонности и желания своего дитя. Если бы все семьи руководствовались главным принципом, пришедшим из медицины «не навреди», тоне нарушалось бы равенство сторон и каждый бы ребенок ориентировался на свой внутренний голоси предпочтения. Стремление получить популярную, престижную и высокооплачиваемую профессию вопреки результатам тестирования и своим склонностям становится камнем преткновения при выборе специальности, что приводит к потерям полноценной и гармоничной самореализации как профессионала. Все в нашем мире имеет стремление развиваться, а значит изменяться, поэтому не стоит забывать золотое правило: быть прагматичным не прагматично.Учащиеся, будущие студенты нуждаются в информативном сообщении о специфики различных профессий. К примеру, в США профобучение начинается с начальной школы. Окончательно определиться с выбором конкретной специализации можно даже после первого или второго года обучения в Вузе. В Соединенных Штатах Америки введен курс Career Development, ставшийчастью образовательной программы, которыйвключаетв себя встречи с представителями различных профессий, а также посещение предприятий [3].На мой взгляд, вэтой системе хорошо отражается китайская пословица:«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, вероятно, запомню, вовлеки меня, и я пойму». Таким образом,школьники узнают больше о существующих специальностях, понимают, что все занятия важны,и определяются со своим призванием. Е.А. Климов в научных работах также отмечает необходимость полного понимания своей будущей специальности: «Без ясности в вопросе о том, образ чего (какого результата деятельности) должен удерживать в сознании профессионал или обучающийся профессии, повышающий профессиональную квалификацию, мы не сможем рассчитывать ни на хорошую постановку профессионального образования, ни на хорошую организацию труда, ни на разумное проектирование каждым человеком своих очередных шагов на профессиональном жизненном пути, нидажена хорошее взаимопонимание людей в обществе»[4]. Обязательно необходимо подвергнуть мысленному разбору свою профессию, взвесить все трудности и осмыслить ответственность,а такжехладнокровно представить и выделить спецификувыбранной деятельности наментальном уровне. Не стоит забывать, что мотивация студентов к изучению предлагаемых наук, способности и понимание своей профессии являются значимыми компонентами психологической готовности. Е.П. Кораблина в диссертации«Психология подготовки к профессиональной деятельности психологаконсультанта»определяет психологическую готовность как сознательное отношение к ценности и смыслу профессиональной деятельности в контексте принятия своей способности к ее выполнению при мобилизации мотивационноволевого состояния. Также,понимание психологической готовности через ценностносмысловой и мотивационноволевой аспекты профессиональной деятельности приводит к необходимости формирования этих аспектов в сознании будущих специалистов[5].Ведь не уверенный в своих знаниях и умениях,выпускник будет испытывать спектр от неблагоприятных чувств и эмоций до полной растерянности при решении профессиональных задач, что, скорее всего, приведет к низкому результату.Нужно находить новые методы вовлечения студентов в учебный процесс, подкреплять каждую теоретическую лекцию практическим заданием, показывая, как именно новые знания можно применять за пределами высшего учебного заведения.В частности, на лекцияхпо математическому анализуобъяснять студентам не только формулировку и доказательство теоремы Чебышева, но и подробно останавливаться на возможностях реализации этого научного заключения, например,определять качество крупы по небольшой пробе.

Для современного выпускника сегодня чрезвычайно важно иметь первоклассноеобразование не только на бумаге, но и в голове.Человек —это сложная развивающаяся система, которая имеет множество ресурсов, а для того чтобы использовать эти ресурсы эффективно,требуется обучение и практика.Студент, будущий специалист должен максимально учиться у преподавателей, полезно, если его будут окружать люди, стремящиеся к постижению новых знаний, умений, желающихсозидать и создавать.Именно поэтому стоит серьёзно отнестись к психологическому отбору преподавательского состава. Психологические профессиональные диагностики должны выявлять преподавателей, стремящихся к развитию и самообразованию, которые не стоят на той же ступени, что и в момент получения научного звания. В народе давно отмечено:чтобы иметь право учить,нужно постоянно учиться самому. А также нельзя не учитывать разностороннийчеловеческий фактор.Педагогдолжен иметь соответствие своей работе не только по своему портфолио, которое включаетвысшее профессиональное образование и навыки, но и обладать определенными, нужными для преподавательской деятельности внутренними качествами. На мой взгляд, важно, чтобы педагогический состав имел профессиональный опыт в практической деятельности. Одно дело читатьлекциистудентампо учебникам и услышанным семинарам, а другое ознакомить учащихсяс тонкостями рабочих моментов.Основываясь на своих ощущениях и опыте обучения могу утверждать, что преподаватель, который имеет стаж в рабочей структуре по преподаваемой им дисциплине,вызывает больше уважения, возникает уверенность, что он обучает соответственно действительности.Грамотный педагог способствует развитию у студентов психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.

Конечно, бывают и другие причины, по которым бывший выпускник испытывает психологические трудности с готовностью к новым обязанностям. Бывает так, что человек получил желаемое образование, возможно,даже имея склонности и поддержку всех профориентационных методик,но при этом ощущает внутреннее несоответствиеожидаемого и фактического.Возникшее ощущение неудовлетворенности от своей работы и осознание отсутствия психологической готовности являются звоночками, что возможно,ваш путь обучение –карьера еще не достиг своего апогея и продолжается. Назовем это первой ступенью к истинному профессиональному предназначению.М.А. Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета, долгое время работая на врачебном поприще.Он понимал, что его душа тянется к литературному труду. Признанный автор многих произведений входит в число великих писателей. Остается только предполагать,стал бы он таким известным автором, если бы определился со своим предназначением раньше и сразу бы увлекся литературой? Или врачебный путь был обязательной предпосылкой его мировому признанию? Скорее, медицинское образование привнесло изюминку в его литературные труды.Все мы знаем его творения «Морфий», «Собачье сердце», в которых искусно описаны тонкости медицинской науки. Однако, читая роман «Белая гвардия»,естьстроки, которые и на сегодняшний день стоитпризнать меткими и современными: «Целых лет двадцать человек занимается какимнибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом –вдруг оказывается, что римское право не при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом люди попадают на свое место только к концу жизни1».Можно обратиться к примеру, из жизни ПьераФерма, получившегоюридическое образование. На удивление,вопреки этому, свою известность он приобрел благодаря математике, которой посвящал все свободное время. Занимаясь любимым делом, (сейчас мы бы назвали это хобби), он стал в один ряд с великими математиками. Неизвестно, если бы занятия по теории чисел были бы основными рабочими задачами добился лион такого успеха, не угас лив нем запал, не пропала лижажда к математическим исчислениям? В любом случае, П. Ферма нашел свое жизненное предназначение и смог в нем максимально реализоваться. Для меня самым ярким примером поиска истинного пути является «Моцарт психологии» Л.С. Выготский, поступивший в свое время сразу на два факультета –юридический, по настоянию родителей,и историкофилософский по своему желанию. Примечательно, что психологического образования он не имел. Можно сказать, что сама жизнь привела его в науку о душе, где он стал величайшим психологом, признанным во всем мире. Л.С. Выготскийгений! Именно так называл А.Р. Лурия своего одаренного учителя.Лев Семенович Выготский первым ввел в детскую психологию исторический принцип. Наверняка, именно его обучение на факультете истории стало условием формирования этого метода. Стоит задуматься, всегда ли изначально «неправильный» выбор специальности является проблемой для реализации профессионального предназначения? Действительно ли есть ошибочный выбор?Карл Маркс в своем выпускном сочинении на тему «Размышления юноши при выборе профессии»[6]пишет о том, что человеку указана его общая цель –облагородить себя и общество в целом,отмечая, что для выполнения этой миссии 1М. А. Булгаков. Белая гвардия. М: ЭКСМО, 2010г.352 стр.

каждый из нас выбирает инструмент и место в обществе, которое позволяет раскрыть свои способности наилучшим образом. Мыслитель предупреждает, что выбор деятельности является важным действием, так как в противном случае может сделать человека несчастным. Если выбор пал на профессию, к которой нет наклонностей, то обеспечено провальное исполнение ее достойным образом, как следствие могут возникнуть мысли о своем бесполезном существовании и появится презрение к самому себе, лишний раз подчеркивая отсутствие психологической готовности к выполняемой деятельности. Однако, по мнению философа,есть способ избавитьсяот подобных психологических проблем –изначально проанализировать выбор своего профессионального пути. Для этого Карл Маркс призывает слушать робкий, но уверенный голос сердца и задавать себе вопросы: действительноли меня вдохновляет избранная профессия? Не окажется ли мой выбор самообманом? Приветствует ли этот выбор мой внутренний голос?Система проверки соответствия профориентации с выбранной профессией уже запущена и в ближайшем будущем будет только еще больше распространяться в различные рабочие структуры. Многие руководители уже используют психологические методики и тесты по их прямому назначению. К примеру, глава Министерства внутренних делВладимир Колокольцев заявил, что планирует проверять психологическую готовность новых сотрудников.Он призывает развивать психологические службы для того, чтобы сделать набор новых кадров более усовершенствованным, не допустить к работе людей,не готовых к выполнению этой деятельности.Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин считает, что психологические и управленческие исследования кадров сильными психологами надежнее,чем даже проверка на детекторе лжи.

Изучение и развитие психологической готовностистудентов к предстоящей профессиональной деятельностиявляется необходимостью.В ближайшее время планируем изучить становление психологической готовности студентов с разным профилем обучения к предстоящей профессиональной деятельности, принимаяко вниманию все предпосылки психологической неготовности,учащихся к труду,и разработатьсоответствующие поддерживающие программы.Б. Брехт утверждал, что самая главная наука –научить человека думать. А для этого необходимо, как мне кажется, постоянное стремление развиваться, идти вперед и слушать свой внутренний голос при выборе профессионального пути. Мы нужны этому миру мыслящими, исполняющими свое предназначение, живущими в гармонии с собой, друг с другом и с окружающей природой.

Ссылки на источники1.Балтийское информационное агентство(2012 г.) URL: http://www.baltinfo.ru/2012/08/13/RosstatPospetcialnostirabotayuttolko40rossiyan297586[02.02.2016]2.А. Г. Асмолов. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012.3.Загребнюк Ю.В. Общая характеристика профориентации в США// Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы IX Международной научнопрактической конференции –2013 №5 –208 с.4.Климов Е. А. "Образ мира в разнотипных профессиях".МГУ 1995.

5.Кораблина Е.П.Психология подготовки к профессиональной деятельности психологаконсультанта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук СанктПетербург,2006.6.Маркс К. и Энгельс Ф. Из раннихпроизведений. М., 1956. с.15.