К вопросу об эволюции конституционного законотворчества во Франции в конце XVIII–XIX вв.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сайфуллина А. Р. К вопросу об эволюции конституционного законотворчества во Франции в конце XVIII–XIX вв. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2761–2765. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86583.htm.
Аннотация. В статье предпринят анализ конституционного законотворчества Франции в период 1791–1875 гг. Обозначаются сущностные особенности 12 конституционных актов, раскрываются их недостатки, выявляется степень преемственности между ними. Делается вывод о специфике французского конституционного законотворчества и его месте в мировой конституционной практике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сайфуллина Альмира Рубиновна,Студент НГПУ (Набережночелнинский государственный педагогический университет), г. Набережные ЧелныAlmiraSay@yandex.ru

Научный руководитель –Уткин Алексей Анатольевич,

кандидат исторических наук, доцент

К вопросу об эволюцииконституционного законотворчества во Франции вконцеXVIIIXIX вв.

Аннотация.В статье предпринят анализ конституционного законотворчества Франции в период 17911875 гг. Обозначаются сущностные особенности 12 конституционных актов, раскрываются их недостатки, выявляется степень преемственности между ними. Делается вывод о специфике французского конституционного законотворчества и его месте в мировой конституционной практике.Ключевые слова:конституция, принцип разделения властей, республика, монархия, Франция.

Франция обладает чрезвычайно богатой конституционной историей. Яркой иллюстрацией к этому является тот факт, что ей принадлежит европейский рекорд по количеству принятых конституций со времен Великой французской буржуазной революции конца XVIII в. Традиционно внимание исследователей привлекали проблемы французского конституционноправового развития. Однако в большинстве случаев превалирует либо его комплексное изучение, либо же акцент делается на исследование одного из конституционных актов. Аспектному же изучению отдельных ключевых вопросов(таких как реализация принципа разделения властей), регулировавшихся в ходе конституционного законотворчества, внимания уделялось сравнительно мало. Практически за столетний период во Франции (17911875) сменили друг друга более 10 конституций. Катализатором такого активного конституционного законотворчества послужили революционные события, самым первым и наиболее важным из которых явилась Великая Французская буржуазная революция конца XVIII в. По выражению Ж.П. Жакке,«революционный период предстаёт в качестве поля конституционного экспериментирования»[1].Частая смена государственного строя влекла за собой череду Конституций, призванных легализоватьновоустановленную власть и заявить во всеуслышание о тех принципах, на которых она должна была зиждиться. Первая в истории Франции, Конституция 1791 г. стала неким эталоном для нескольких дальнейших Конституций, когда правилом стало предварять текст Основного закона Декларациейправ человека и гражданина (1789 г.), а основными принципами провозглашались принципы разделения властей и народного суверенитета. С.В. Бочкарев отмечает, что в Конституции Пятой республики «почти дословно была повторена формулировка из Конституции 1791 г.: «Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить осуществление национального суверенитета» [2]. Ещё был свеж в памяти, понятен и близок монархический уклад, поэтому создателями первой Конституции 1791 г. было решено не отказываться от него полностью, а лишь ограничить власть главы государства. Таким образом, была введена конституционная монархия. Король наделялся полнотой исполнительной власти, законодательная вручалась Национальному законодательному собранию.Отдельную, независимую ветвь власти представляла судебная власть, при этом особо подчёркивалось, что «власть судебная не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем» [3]. В Конституции 1793 г. (её ещё называют Конституцией I года республики) на смену конституционной монархии пришла республика, а представительное правление заменялось, сообразуясь с идеей народного суверенитета, полупрямым осуществлением законодательной власти народом. Избираемое Законодательное собрание формировало Исполнительный комитет, осуществлявший административную власть. Таким образом, реализация принципа разделения властей была сомнительной, поскольку две ветви власти, –законодательную и исполнительную, –фактически сосредотачивало в себе Национальное собрание. Можно сказать, что Конституция 1793 года «установила принцип единства государственной власти» [4], чем нанесла «серьёзный удар по принципу разделения властей» [5]. Однако, несмотря на этот недостаток, потенциал Конституции 1793 г. был весьма многообещающим.Недаром исследователями она причисляется к числу «одной из самых демократических буржуазных конституций Нового времени» [6]. Проверить на практике жизнеспособность устанавливаемого ею государственного строя не довелось. Вначале отложенная до окончания войны,Конституция 1793 г. так и не была введена в действие, поскольку потом потеряла актуальностьв связи с новым государственным переворотом и последовавшей сменой власти. Следует отдать должное, исправление вышеозначенного недостатка было поставлено задачей создателями следующего основного закона –Конституции 1795 г. (III года республики). Однако найденное решение проблемы,введение жёсткого разделения властей, также не оказалось универсальным. Судебная власть представляла отдельную ветвь власти, законодательная вручалась парламенту, впервые в истории Франции ставшему двухпалатным (ранее считалось, что неделимость нации обязывает её к представительству в единственной палате), исполнительная –Директории, избираемой законодательным корпусом, но не нёсшей передним никакой ответственности, т.е. абсолютно от него независимой. Полная независимость законодательной и исполнительной власти, в результате не имевших возможности конструктивно взаимодействовать и оказывать влияние друг на друга, стала источником конфронтации между ними, и как следствие, политической нестабильности установленного режима.В этом свете нам представляется закономерным государственный переворот 18 брюмера VIII г. республики, совершённый заговорщиками во главе с Наполеоном Бонапартом менее чем через 5 лет после введения Конституции 1795 г. и сигнализировавший о том, что существующая организация государственной власти полностью себя исчерпала. Была поспешно принята Новая Конституция 1799 г. (Конституция VIII года). Согласно документу, законодательная власть вручалась уже трём государственным органам –Государственному совету, Законодательному корпусу и Трибунату, по факту сковывавших друг друга и потому неспособных выполнять возложенную на них миссию. Исполнительная власть осуществлялась тремя консулами, полномочия первого из которых по сравнению с двумя другими были не в пример широкими. Судебную власть возглавлял Блюстительный сенат. Фактически, запутанность и дробность системы законодательных органов власти парализовали её работу и превращали в подконтрольный первому консулу Наполеону Бонапарту законотворческий аппарат, что позволяло ему сосредоточить в своих руках всю полноту власти. На этом основании устанавливаемый Конституцией 1799 г. режим принято характеризовать как «диктатуру Наполеона». Более категоричен в своих высказываниях А.И. Денисов, заявляющий, что Конституция 1799 г. «по форме республиканская, на деле вводила монархический строй с декоративными, лишёнными власти, полуконституционными учреждениями» [7].Тенденцию авторитаризациивласти Наполеона продолжила Конституция 1802 г. (X годареспублики). Государственная структура оставалась прежней. Лишь в системе законодательных органов бóльшую власть получал Сенат, и значительно расширялись полномочия первого консула, срок которого становился к тому же пожизненным. «От конституционной пристройки не осталось ничего, резюмирует А.И.Денисов. –Этим была подготовлена почва для перехода от консульства к империи» [8].Завершением этого перехода явилась Конституция 1804 г. (XII года). Её введение знаменовало окончательное превращение Франции в империю, хотя официально подобный статус государство получило позднее, только в 1808 году. Прежние органы государственной власти сохранялись. Упор в Основном законе 1804 г. был сделан скорее не на государственную структуру, а на регламентацию статуса императорской особы. С особой скрупулезностью рассматривались такие вопросы, как престолонаследие, положение монаршей семьи, присяга императору, регентство, и т.п. За счёт других ветвей власти, терявших своёзначение, хотя формально и не отмененных, укреплялась власть монарха –Наполеона Бонапарта. Органы законодательной власти теперь «не играли существенной роли, оставаясь ширмой самовластия, или использовались только в той мере, в какой это было выгодно режиму» [9].В 1814 году, после отречения НаполеонаIот власти, произошла реставрация королевской династии Бурбонов, на престол был приглашён Людовик XVIII . В мае 1814он даровал французскому народу Хартию, первую октроированную конституцию Франции, предусматривавшуюкоренные изменения в системе государственного аппарата. Как и в 1791 году, произошел возврат к конституционной монархии. Законодательной властью наделялся король (законодательная инициатива принадлежала только ему) и двухпалатный парламент (включавший Палату пэров и Палату депутатов). Вся полнота исполнительной власти вручалась королю, судебная власть осуществлялась от имени короля «судьями, которых он назначает и определяет на должность» [10]. Как видим, согласно Основному закону 1814 г., корольобладал большими правомочиями, чем по Конституции 1791 г. В Хартии 1814 года, отражающей взгляды консервативной дворянской верхушки, прослеживается стремление к восстановлению дореволюционного порядков, однако возврат к абсолютной монархии после Великой французской буржуазной революции был невозможен.Очередной волной революции, в июле 1830 года, монархия Бурбонов была окончательно свергнута, иустановлен более либеральный режим, оставшийся в истории под названием «Июльской монархии». Восшествие на престолЛуиФилиппа Орлеанского было закреплено новым Основным законом. Хартия 1830 года представляла собой более либерализованный вариант предшествующей Хартии 1814 года. Сохранялось введённое в 1814 году политическое устройство, были несколько ограничены права короля. Теперь законотворческой инициативой, помимо монаршей особы, наделялся законодательный корпус. Однако право утверждения законов, равно как и вся полнота исполнительной власти, оставались за королём. Эта либерализация во многом была обязана тому, чтоХартия 1830 года «имела форму пакта, заключённого между королём и палатами» [11]. Как видим, парламент становился всё более влиятельным и поэтому утверждаемый Хартиями государственный строй существовал на протяжении более длительного времени–около 16 лет действовала Хартия 1814 года и 18 лет –Хартия 1830г. соответственно. Новое разочарование монархией последовало в 1848 году, когда революцией был свергнут прежний строй и установлена Вторая республика. Вновь пересмотренная структура государственных органов фиксировалась в Конституции 1848 года. Закреплялось строгое разделение властей: законодательную власть сосредотачивало Национальное собрание, исполнительную –Государственный Совет и президент. При этом президент был полностью независим от парламента и мог распоряжаться военными силами и полицейскобюрократическим аппаратом по своему усмотрению. Судебная власть существовала отдельно, судьи должны были назначаться президентом. Предусматривался и комплекс мер в случае узурпации власти президентом. По факту, Конституция 1848 г. провозглашала во Франции президентскую республику. Национальное собрание на практике не могло влиять на политику исполнительного аппарата, что лишало её авторитета и политической силы. Таким образом, несмотря на явные прогрессивные стороны, слабости Конституции 1848 года, в частности отсутствие системы сдержек и противовесов, и как следствие шаткость организации государственной власти, сыграли свою негативную роль в постреволюционной ситуации во Франции. Это в числе других причин предопределило падение установленного Конституцией 1848 г. республиканского режима.Несмотря на все меры предосторожности, принятые создателями Конституции 1848г., не удалось избежать того, чего они опасались, а именно узурпации власти главой государства. Избранный в конце 1848 г. президентом Луи Наполеон Бонапарт, проведя легализовавший государственный переворот плебисцит, где он был поддержан, установил открытую личную диктатуру. В январе 1852 года им был промульгирован новый Основной закон. При составлениитекста нового основного закона привлекался опыт предшествующих конституций. Так, в качестве его юридических источников можно признать Конституции 1799 и 1848 гг., причём, как подмечает А.К. Волков, «первый был использован как позитивный источник, а второй—как негативный» [12], т.е. неудачный. Из наполеоновской Конституции 1799 г. было заимствовано довольно много положений –расщепление законодательного аппарата, авторитарная диктатура, даже терминология («сенат, законодательный корпус»). Согласно Конституции 1852 г., законодательная власть «осуществляется совместно Президентом Республики, Сенатом и Законодательным корпусом» [13].Исполнительную власть сосредотачивал в своих руках президент. Относительно организации судебной системы в Конституции был упомянут лишь Высший суд, которому поручались дела «о покушениях, заговорах и убийстве Президента, также преступления против внешней и внутренней безопасности государства» [14]. Конституция 1852 года явилась переходным этапом между республикой и монархией.В ущерб других органов власти, президент сосредотачивал в своих руках огромные властные полномочия, что фактически превращало его в авторитарного правителя. «При помощи этого акта, резюмирует А.К.Волков, Бонапарт старательно демонстрировал свою приверженность демократическим и республиканским ценностям, что ставилось многими под сомнение после государственного переворота» [15].Через год после государственного переворота, совершенного Луи Наполеоном, 2 декабря 1852 года, Франция согласно решению плебисцита была провозглашенаимперией, а сам Луи Бонапарт под именемНаполеонаIII становился её императором (соответственно, изменялись ст.1 и ст.2 Конституции 1852 года). Таким образом, завершился переход к монархической форме правления.Принятие следующего Основного закона,Конституции 1870 года, стало реакцией на нарастающее народное недовольство «политикой бонапартизма», и император Наполеон III был вынужден пойти на уступки во избежание новой революции. Конституция 1870 года имела в своей основе Конституцию 1852 года и сенатусконсульты, принятые в промежутке времени между этими двумя событиями. Можно признать, что поправки были незначительны настолько, что исследователи даже расходятся во мнении, был ли Основной закон 1870 г. новой Конституцией или поправкой к прежней. Государственное устройство не изменялось. Единственно, что отныне Сенат и Законодательный корпус составляли двухпалатное собрание с законодательной инициативой, а министры частично несли ответственность и перед парламентом, помимо монарха. Однако принятие новой Конституции не спасло монархию. А.К. Волков подчёркивал, что «общественное мнение оценивало режим Империи как авторитарный, несмотря на реальное установление принципа народного суверенитета» [16].В результате Сентябрьской революции 1870 г. Франция была объявлена республикой, однако разработка Конституции велась вплоть до 1875 года. Особенностью Конституции 1875 г. являлась то, что она являлась некодифицированной, т.е. состояла из пяти законов, изданных в этом же году –трёх конституционных («Об организации Сената», «Об организации государственной власти», «Об отношениях государственной власти») и двух так называемых органических законов («О выборах в Сенат» и «О выборах в Палату депутатов»). Именно с этим обстоятельством связана фрагментарность, беспорядочность изложения конституционных норм, неразработанность некоторых вопросов государственного устройства, как например, организация судебной власти.Учреждаемый Конституционными законами 1875 г. государственный строй можно охарактеризоватькак парламентскую республику.Законодательная власть, согласно ст.1, вверялась двухпалатному парламенту, состоявшему из Сената и Палаты депутатов [17]и обладавшему наиболее значительной реальной властью.Исполнительную власть сосредотачивали правительствоипрезидент, избиравшийся на совместном заседании обеих палат парламента. Конституционные законы 1785 г. закрепили дуалистическую систему, в соответствии с которой правительство формировалось с согласия президента и палат, а президент обладал широким кругом полномочий. В качестве наиболее широко привлеченных юридических источников можно назвать Конституцию 1848 года и Хартию 1830 года, откуда были почерпнуты основы республиканского режима и важнейшие элементы парламентаризма. Нормы Конституции 1875 г. являются хорошей иллюстрацией той борьбы, которая происходила в то время между двумя важнейшими политическими группировками монархистами и республиканцами. Она предопределила «как формальноюридические особенности Конституции, так и правовой статус высших органов государственной власти» [18], и главное двойственность учреждаемого Конституцией государственного строя, оказавшегося в конечном счете в прямой зависимости от расстановки политических сил.Такимобразом, французский конституционализм в период 17911875 гг. прошёл значительную эволюцию. За это время в поиске идеального государственного механизма были опробованы различные структуры власти, разработаны системы взаимодействия органов государственного аппарата, введены разнообразные представительные органы государственной власти, предусмотрены разные системы сдержек и противовесов. Если в начале конституционного законотворчества, в конце XVIII века, это были скорее пробные шаги, то в дальнейшем при создании каждой из конституций учитывался как положительный, так и отрицательный опыт предшествующих Основных законов. Это вело к большей жизнеспособности учреждаемого государственного строя, о чём свидетельствует все более увеличивающийся срок действия конституций. Последний Основной закон рассматриваемого периода Конституция 1875 года, вобрал в себя богатый опыт предшествующих конституций. Нам представляется, что в том числе и с этим обстоятельством следует связать прочность введённого ею государственного механизма, поскольку она действовала не в пример дольше, чем остальные, вплоть до 1940 г.Далеко не всегда направление конституционного законотворчества во Франции было прогрессивным. За рассматриваемый период дважды происходила узурпация власти главой государства, когда республику сменяла диктатура, а затемимперия. Принимаемые в этот промежуток Конституции служили лишь прикрытием истинных намерений диктатора и вели к учреждению выгодного для него режима (Наполеон I и Конституции 1802 и 1804 гг., Наполеон IIIи Конституция1852 гг.). Франция в рассматриваемый период лавировала между двумя формами правления –республикой и ограниченной монархией. Как показывает практика, монархическая форма правления оказывалась более прочной, нежели республиканская; возможно, это связано с тем, что республика не удовлетворяла потребности в стабильности, в которой так нуждалась то и дело сотрясаемая революциями Франция. В XIX веке при формировании государственного механизма всё большее значение уделяется парламентарной форме государственного устройства.Нельзя переоценить общеисторическое значение Конституций. Обогромном вкладе французского конституционного законотворчества в17911875 гг. в мировой конституционализм свидетельствует тот факт, что отдельные положения введённых в рассматриваемый период Конституций активно заимствовались в других странах, а некоторые остаются актуальными и в настоящее время.

Ссылки на источники1.Жакке Ж.П. Конституционное право и политические институты. М.: Юристъ, 2002. С. 217. 2.Бочкарев С.В. Начало французского конституционализма: Конституция 1791 г.. // Правовая инициатива. 2014. № 4.

С.54.3.Конституция Франции 1791 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1791.htm4.ДенисовА.И.Конституцииидекларации французской буржуазной революция//Вопросы государстваиправавоФранцузской буржуазной революции XVIII века. М.: Юридическое издво НКЮ СССР, 1940.–С. 27.5.Там же.–С. 26.6.МанфредА.З.Великаяфранцузскаяреволюция. М.: Наука,1983.С.145.7.ДенисовА.И.Конституцииидекларации французской буржуазной революции//Вопросы государстваиправавоФранцузской буржуазной революции XVIII века. М.: Юридическое издво НКЮ СССР, 1940. –С. 29.8.Там же.9.Собуль А. Первая республика, 17921804. М.: Прогресс, 1974. С.359.10.Конституционная хартия французского королевства 4 июня 1814 года [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://constitutions.ru/?p=869011.ЖаккеЖ.П. Конституционное право и политические институты. М.: Юристъ, 2002. –С.226.12.Волков А.К. Мнимая конституция в правовой системе Франции в 1852 1870 гг. // Правовая система общества: проблемы теории и практики . СПб., 2011. С. 391.13.Конституция 1852 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=127697914.Там же.15.Волков А.К. Мнимая конституция в правовой системе Франции в 1852 1870 гг. // Правовая система общества: проблемы теории и практики. СПб., 2011.

С.391.16.Волков А.К. Конституционные акты Второй империи // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2007. № 2. С.176.17.Конституционный закон «Об организации государственных властей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fr1875_2.htm18.Бочкарев С.В. Сущность и особенности французских Конституционных законов 1875 года // Правоведение. –1998. №4. –С.94.Saifullina Almira Rubinovna(Thesis adviser: сandidate of HistoricalSciences, docent Utkin Aleksei Anatolevich)Student of Naberezhnye Chelny State Pedagogical University. Naberezhnye Chelny.AlmiraSay@yandex.ru