Личность преступника, совершившего дорожно-транспортное происшествие

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Спиваков В. Р. Личность преступника, совершившего дорожно-транспортное происшествие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2941–2945. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86621.htm.
Аннотация. В статье на основе данных статистики проводится анализ личностных характеристик преступника, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Делается вывод, что нарушителем на момент совершения преступления двигают желания, эмоции, потребности. Преступнику, совершившему преступление против безопасности дорожного движения, это вменить нельзя (исключая случаи умышленного наезда и т. д.), так как данный вид преступлений классифицируется как «совершенный по неосторожности», то есть водитель заведомо не предполагал о наступлении вредных последствий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Спиваков Вадим Романович,студент 4 курса, направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке (Тихорецк)spivakov.vadik@yandex.ru

Научный руководитель ‬Васильев Алексей Михайлович,

доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики, филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк alexey771977@mail.ru

Личность преступника, совершившего дорожнотранспортное происшествие

Аннотация. В статье на основе данных статистики проводится анализ личностных характеристик преступника, совершившего дорожнотранспортное происшествие. Делается вывод, что нарушителем на момент совершения преступления двигают желания, эмоции, потребности. Преступнику, совершившему преступление против безопасности дорожного движения, это вменить нельзя (исключая случаи умышленного наезда и т.д.), так как данный вид преступлений классифицируется как «совершенныйпо неосторожности», то есть водитель заведомо не предполагал о наступлении вредных последствий.Ключевые слова: личность, правонарушитель, преступник, дорожнотранспортное происшествие.

За последние годы дорожнотранспортная ситуация на дорогах страны неулучшается, вне зависимости от мер предупреждения происшествий. Происшествия, связанные с нарушением правил дорожного движения, отличаются своей распространенностью и опасностью для участников дорожнотранспортных отношений. Успешное расследование таких преступлений в значительной степени зависят от представления о наиболее распространенных типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего происходят дорожнотранспортные происшествия. Немаловажную роль играет и криминологическая личность преступника, совершающего данный вид преступления против общественной безопасности. Личность преступника является главной криминологической проблемой. Именно личность преступника ‬начальная точка в анализе причин его поведения, а так же, непосредственно, объект воздействия профилактического с целью предупреждения преступления.1Важность изучения личности заключается в выяснении путей, и способов, причин формирования криминогенных качеств, и, несомненно, условий их реализации. К рассматриваемой категории субъектов преступлений будут отнесены все водители автотранспортных средств, совершивших ДТП. Однако, «при изучении конкретной личности преступника должно сочетаться с изучением всех лиц, совершивших преступления (на статистическом уровне).2

Но не стоит употреблять исключительно определение виновного лица, как преступника. Следует применять это понятие условно, т.к. правильнее было бы говорить «личность, совершившая преступление». В общем можно определить личность преступника как человека, совершившего преступление ввиду своих психологических особенностей, взглядов, системы моральных ценностей и выбора своего собственного пути для удовлетворения своих потребностей.Таким образом, лицо, совершившее преступление можно охарактеризовать как некую социально ‬психологическую модель со специфическими чертами. Представление о социальнойдемографической структуре лица, совершившего дорожно ‬транспортное происшествие, дают возможность в криминологии выделять социальные и демографические признаки: пол, возраст, образование, семейное положение, уровень образования, профессиональную принадлежность, материальная обеспеченность, национальная принадлежность 3 и т.д. Наибольший интерес для нас представляют: пол, возраст и стаж вождения. Данные о половом составе преступников указывает на преобладание в России водительской специальности и отражаются в том, что большинство лиц, совершающих ДТП ‬это мужчины. Но в последние годы число водителей ‬женщин увеличивается, и будет возрастать. Объяснить это можно, как увеличение количества личного транспорта. Однако, низкий процент аварий, с участием женщин ‬водителей объясняется следующим: чаще всего женщины имеют одинаковые социальные установки; они не пренебрегают правилами безопасности, реже допускают лихачество и другие сознательные нарушения, влекущие общественно опасные последствия. Согласно данным статистики у женщин ‬нарушителей реже, чем у мужчин наступают тяжкие последствия. Так, по данным ГИБДД России в период с января по ноябрь 2015 года по Краснодарскому краю в ДТП с участием женщинводителей пострадало 902 человека, погибло ‬61 человек; с участием мужчин ‬водителей пострадало ‬785 человек, погибло ‬5252 человек. В тоже время, женщины ввиду особенностей психоэмоционального состояния труднее, чем мужчины реагируют на экстремальные ситуации. 4

Исходя из данных криминологического анализа, преступления совершаются исходя из мотива. Как известно, первопричиной мотива является потребность. Однако нельзя полагать, что все преступления, совершенные против безопасности дорожного движения имели под собой основанием мотив. Так, ст. 264 УК РФподтверждает наше суждение, ибо в формулировке ее частей прямо указано, что «…повлекшее по неосторожности смерть человека…» 5 и т.д. Именно неосторожность, пожалуй, главная причина совершения дорожно ‬транспортного происшествия. Немаловажно учитывать и возрастные особенности лиц, совершающих преступления. Возраст выступает индикатором развития личности, в разный период которого достигаются и приобретаются социальные позиции, роли, личностные особенности, о которых можно судить лишь по возрастным критериям. Так, по данным изученных уголовных дел, в Краснодарском крае за период с января по ноябрь 2015 года, из 4875 совершенных ДТП, водителями мужчинами составляет 77% (4193 случаев), водителями женщинами ‬13% (682 случая). Совершено лицами в возрасте от 18 ‬24 лет ‬791 ДТП, от 25 ‬40 лет 2255, от 40 лет и выше 1780, несовершеннолетними ‬66 [6] Удивительно, что большее количество ДТП в Краснодарском крае совершено в 2015 году лицами старше 40 лет, чей водительский стаж более 10 лет, хотястатистика 2013 ‬2014 гг. утверждает, что самая высокая криминогенность приходится на возрастную группу от 18 до 24 лет, а после 30 лет резко снижается. Как показывает статистика, наибольшее количество дорожно ‬транспортных происшествий совершают лица со стажем вождения от 10 лет и больше ‬2799 ДТП (пожилые люди; самоуверенные водители) и до 5 лет (лихачи молодые люди, только получившие права; женщины ‬новички, не способные мыслить критично) ‬1158 7. Эта группа лиц является наиболее криминогенной, так как они не заняты общественно ‬полезной деятельностью люди. Составляют данные лица, почти треть всех нарушителей правил дорожного движения. Количество ДТП уменьшается с уменьшением водительского стажа, например, от 5 до 10 лет ‬927 случаев. Анализнравственно ‬психологических качеств лиц, которые стали виновниками ДТП во время управления транспортным средством, показал, что большему количеству из них присущи: самоуверенность, легкомыслие, недостаточное умение оценивать ситуацию.Кроме этого, в поведении лиц можно заметить социально ‬психологические предпосылки, которые негативно влияют на отношения к правилам дорожного движения, предосторожности, в том числе и до наступления вредных, общественно опасных последствий. Именно взгляды убеждения, ценностные ориентации личности влияют на ее поведение и складывающиеся вокруг него ситуации. Пожалуй, определяющими факторами в изучении личности, совершившей дорожно транспортное происшествие, является его интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства[8]. Знание правил дорожного движения должны являться одним из столпов безопасной езды водителя и нахождения его и иных лиц на проезжей части дороги. Однако, многие начинают управлять транспортным средством, так и не получив основательных знаний. Такиеволевые качества, как способность своевременно принимать решение, умение регулировать свою деятельность, обладание выдержкой 9 ‬немаловажные свойства личности водителя. Не многие молодые водители со стажем вождения менее 5 лет, могут правильно сориентироваться в экстремальной или незнакомой ситуации. Некоторые водители со стажем более 10 лет, могут полагать, что все участники дорожного движения думают и мыслят одинаково с ним, и имеют такой же стаж и опыт вождения (однако, следует различать понятия стажи опыт вождения, т.к. по длительности они могут быть разными). Исходя из вышеизложенного, отметим, преступника не всегда следует называть именно так, наиболее уместно выражаться, что это ‬«лицо, совершившее преступление». Нарушителем, на момент совершения преступления, двигают желания, эмоции, потребности, но преступнику, совершившему преступление против безопасности дорожного движения это вменить нельзя (исключая случаи умышленного наезда и т.д.), так как данный вид преступлений классифицируется как «совершенный по неосторожности», то есть водитель заведомо не предполагал о наступлении вредных последствий.Кроме этого, личность преступника не следует рассматривать только исходя из его свойств и качеств. Наиболее целесообразным представляется вариант рассмотрения его качеств в совокупности с обстоятельствами, благодаря которым они смогли проявиться. Большое влияние оказывают половозрастные характеристики, при отслеживании которых из года в год, меняется количественный и качественный состав водителей, нарушивших правила дорожного движения.

Ссылки на источники1.Вчерашний Р.В. Насильственные преступники и хулиганы // В сборнике: Актуальные вопросы юридической науки и практики Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции. 2014. С. 3943; Сирик М.С. Общая характеристика уголовной ответственности за компьютерные преступления // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики Материалы II Межвузовской научнопрактической конференции; под общей редакцией Е. В. Королюк. Министерство науки и образования РФ, Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке. 2014. С. 179182.2.Сирик М.С. Социальные характеристики потерпевшего в преступной ситуации // Ретроспективы и перспективы права. 2011. № 1. С. 9496.3.Гвоздева Е. В Типология преступников, совершивших уголовно наказуемое нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Электронный ресурс //Режим доступа: http://www.centerbereg.ru/m3160.html; Сирик М.С., Вчерашний Р.В. Уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 30. С. 201205; Сирик М.С. Данные о потерпевшем и его поведении: целесообразность изменения ч. 3 ст. 60 УК РФ // В сборнике: Уголовная политика и уголовное законодательство: проблемы теории и практики Сборник материалов конференции. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина; отв.ред. В.Б. Малинин. 2008. С. 384387.4.Сайт Госавтоинспекции МВД России по Краснодарскому краю краю Электронный ресурс //Режим доступа: http://www.gibdd.ru/r/23/stat/; Сирик М.С. Определение потерпевшего от преступления в уголовном праве России // В сборнике: Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовноисполнительного права Безверхов А.Г. межвузовский сборник научных трудов. под общей редакцией А.Г. Безверхова. Самара, 2013. С. 143151.5.Сирик М.С., Сирик С.Н. Категория морального вреда в уголовном судопроизводстве РФ // В сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее VIII Международная научнопрактическая конференция. 2015. С. 501505.6.Сайт Госавтоинспекции МВД России по Краснодарскому краю краю Электронный ресурс //Режим доступа: http://www.gibdd.ru/r/23/stat/; Сирик М.С. Потерпевший как субъект отношений, охраняемых уголовным законом, которому причинен преступлением вред // В сборнике: Актуальные вопросы юридической науки и практики Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции. 2014. С. 118121.7.Васильев А.М., Сирик М.С. Нарушения требований исполнительного законодательства сотрудниками федеральной службы судебных приставов россии // Исполнительное право. 2015. № 2. С. 37; Сирик М.С. Определение потерпевшего от преступления в уголовном праве России // В сборнике: Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовноисполнительного права Безверхов А.Г. межвузовский сборник научных трудов. под общей редакцией А.Г. Безверхова. Самара, 2013. С. 143151.8.Чурсинова Н.В., Васильев А.М. Значение правовых норм в формировании морального облика сотрудника уголовноисполнительной системы // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы 2ой Международной научнопрактической конференции. . 2015. С. 185187; Сирик М.С. Воинская преступность и правовое воспитание военнослужащих // В сборнике: Инновации в современной науке Материалы III Международного зимнего симпозиума. Научный редактор: Г.Ф. Гребенщиков. Москва, 2014. С. 282288; Мошкин С.В. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды // Научный вестник филиала Кубанского государственного университета. 2015. № 45. С. 140144.