Теоретические основы формирования и развития кластеров в региональной экономике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кормильцина Т. В. Теоретические основы формирования и развития кластеров в региональной экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3686–3690. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86775.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования и развития кластеров, а также развитию экономики регионов посредством этих кластеров.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кормильцина Татьяна Викторовна,Студентка 2 курса факультета Экономики и Управления ЧОУ ВО Южный Институт Менеджмента, г. Краснодарkormiltsina@bk.ru

Теоретические основы формирования и развития кластеров

в региональной экономике

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования и развития кластеров, а также развитиюэкономики регионов посредством этих кластеров.Ключевые слова:кластер,кластерная политика,региональная экономика, инновационная деятельность.

На сегодняшний день в развитии региональной экономикибольшой интерес вызывает формирование и развитие экономических кластеров. Кластерная модель развития экономики рассматривается как эффективный способ развития региона. Большинство экономик ведущих стран мира охвачено процессами кластерообразования.

В работе Акинина П.В. есть современное определение понятия кластера. Под кластером он понимает группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентоспособность отдельных предприятий и кластера в целом. [1]Самой распространенной модельюразвития кластерасчитается модельпо ©тройной спиралиª. Она включает в себя три основных компонента: науку, бизнес и власть. Данная модельсчитается наиболее эффективной в инновационной сфере, так как в дополнение к традиционным функциям этих трех элементов они начинают дополнять друг друга. Формирование и развитие экономических кластеров очень затратный процесс, и не всегда предприятия имеют возможность его осуществить. Зачастую большую часть финансирования принимает на себя государство посредством федерального и регионального бюджетов. Но это не исключает использования и других способов финансирования.Существует несколько основных направлений содействия государственной власти в развитии экономических кластеров:1. Институциональное развитие, то естьстратегическое планирование кластера и формирование соответствующего информационного поля. 2. Реализацияпроектов, обеспечивающих конкурентоспособностьучастников кластера посредствомповышения эффективности их взаимодействия. 3. Создание благоприятных экономических и правовых условийв регионе. 4. Разработка стратегий, направленных на рациональное использование знаний в существующих кластерах и создание новых сетей сотрудничества между структурами, входящими в кластер.Особенность хозяйственной деятельности кластера состоит в том, что он не является ни юридическим лицом, ни единым хозяйствующим субъектом. Основными категориями участников экономических кластеров как за рубежом, таки в нашей стране являются:1)профильные организации; 2)фирмыпоставщики товаров или услуг для профильных организаций; 3)предприятия, обслуживающие отрасли общего пользования; 4)организации рыночной инфраструктуры; 5)некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торговопромышленные палаты; 6)научноисследовательские учреждения и образовательные организации; 7)центры поддержки предпринимательства,порегиональному и муниципальному развитию, привлечению инвестиций и другие.Иногдав состав кластера входяторганизациирегиональной и муниципальной власти, которые зачастуюоказывают существенное воздействие на процессы его формирования и развития. Мировая практика показывает, что основойвозникновения кластеров могут стать быстро развивающиеся предприятия или отрасли инаучноисследовательские учреждения.Установление кластерных связей является приоритетной задачей большинства инновационных стратегий, так как инновационная ориентированность является важнейшей отличительной чертой кластера. Наличие кластерной структуры может рассматриваться в качестве основного критерия оценки инновационной деятельности отрасли и региона.Кооперация и специализация участников кластера дает им возможность приобрести некие немаловажные преимущества: повысить конкурентоспособность, эффективность своей деятельности и финансовую устойчивость. Предприятия, входящиев состав кластера не только конкурируют между собой, но и совместно работают над поиском решений разнообразных проблем, среди которых на первом месте находится необходимость распространения инновационных разработок и подготовка соответствующих квалификационных кадров. В качестве результата функционирования кластера рассматривается возможность повышения устойчивости развития региона. Однако перед участниками кластера такая задача напрямуюне ставится. Границы кластеров стремятся к расширению благодаря современным средствам электронной коммуникации и развитию транспортной инфраструктур. Тем не менее, стимулирование кластеризации экономики наиболее актуально именно на уровнерегиона. Расположениеучастников кластерав одном регионе позволяет им быстро иоперативно обсудить проблемы,найти их решения иопределить то направлениедеятельности, которое в данный момент является наиболее конкурентоспособнымна данной территорииили будет выгодным в будущем. Осуществление проектов развития кластеров дает возможностьпреодолеть ряд негативных факторов, препятствующих развитию предприятий и организаций, входящих в состав кластера. Обобщая результаты исследований, можносделать вывод, что в данномслучае могут быть эффективно решены следующие проблемы: 

нехваткаквалифицированных кадров; 

слабо развиты транспортная и инженернаяинфраструктуры; 

низкийуровеньорганизационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования и эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера; 

ограниченный доступк зарубежным рынкам; недостаточный уровеньконкурентоспособности внешних поставщиков, включая качество и технологичность поставляемой ими продукции и оказываемых услуг; 

низкая эффективностьпроцесса коммерциализации инноваций; 

доступк финансовым ресурсам для техникотехнологической модернизации производств кластера. При этом вне зависимости оттипа государственной поддержки или профиля деятельности предприятия кластер –нерешениевсех проблем. Есть иобратная сторона медали. Кластеры довольно чувствительныкглобальным кризисам, вне зависимости оттого, идёт лиречь опроизводстве конфетили автомобилей. Последний мировой кризис подтвердил этот факт. При этом падение спроса напродукцию кластера может ©утянуть надноª и весь регион.[3]Правительство Российской Федерации рассматривает кластерную политику в числе ключевых инвестиционных инициатив, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики и являющихся инструментариями ее диверсификации.[3]В августе 2012года ПравительствоРоссийской Федерацииутвердилопроект перечня инновационных территориальных кластеров. В перечень вошли 25 кластеров, которым Министерствоэкономического развития России должно оказать государственную поддержку:1.Алтайский край. Биофармацевтический кластер.2.Архангельская область. Судостроительный инновационный территориальный кластер.3.Калужская область. Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины.4.Кемеровская область. ИТК ©Комплексная переработка угля и техногенных отходовª.5.Красноярский край. Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск.6.Москва. Кластер ©Зеленоградª.7.Москва. Новые материалы, лазерные и радиационные технологии (г. Троицк).8.Московская область. Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино9.Московская область. Инновационный территориальный кластер ядернофизических и нанотехнологий в г. Дубне.10.Московская область. Кластер ©Физтех XXIª (г. Долгопрудный, г. Химки).11.Нижегородская область. Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии.12.Нижегородская область. Саровский инновационный кластер.13.Новосибирская область. Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий.14.Пермский край. Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения "Технополис ©Новый звездныйª15.Республика Башкортостан. Нефтехимический территориальный кластер16.Республика Мордовия. Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением.17.Республика Татарстан. Камский инновационный территориально—производственный кластер.18.Самарская область. Аэрокосмический кластер.19.СанктПетербург. Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций.20.СанктПетербург. Ленинградская область. Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий.21.Свердловская область. Титановый кластер.22.Томская область. Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии.23.Ульяновская область. Консорциум "Научнообразовательнопроизводственный кластер ©УльяновскАвиаª.24.Ульяновская область. Ядерноинновационный кластер города Димитровграда.25.Хабаровский край. Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения. Данные инновационные территориальные кластеры характеризуются высокой конкурентоспособностью мирового уровня. Базирующиеся на их территории предприятия показываютвысокую динамику роста объёмов производства. [4]Евгений СергеевичКуценко говорил: ©…реальность состоит в том, что в любом регионе существует пространство для множества различных успешных кластеров, где каждый из них может играть свою уникальную роль. Тем самым кластерная политика, апеллируя к сложившейся структуре экономики, способствует более полному раскрытию потенциала регионаª.[2]Иначе говоря, кластерная политика занимает значимое место в развитии предприятий и региона в целом.

Ссылки на источники1.Акинин, П.В. Кластеризация инновационнообразовательного пространства / П.В. Акинин, Н.Д. Фролова // Финансы и кредит. –2012.–№ 27. 2.Шутилов Ф.В. Территориальное развитие экономических систем на основе кластерного подхода [Электронный ресурс]: монография/ Шутилов Ф.В., Прохорова В.В.—Электрон. текстовые данные.—Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012.—128 c.—Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15826.—ЭБС ©IPRbooksª3.http://www.promros.ru/magazine/2012/oct/mariyagluhovaklasterynuzhnylionirossijskojekonomike.phtml4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%805.http://refdb.ru/look/1803260p39.html