Педагогическая подготовка магистров: история и современность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лапшина Д. И. Педагогическая подготовка магистров: история и современность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3931–3935. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86825.htm.
Аннотация. В статье рассматривается исторический аспект педагогической подготовки студентов магистратуры. Делается попытка выявить и обосновать причины появления педагогической подготовки для студентов магистратуры непедагогического профиля в современных условиях вузовского образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лапшина Дарья Игоревна,Аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. СанктПетербургdaria.i.lapshina@gmail.com

Педагогическая подготовка магистров: история и современность

Аннотация.Встатье рассматривается исторический аспект педагогической подготовки студентов магистратуры. Делается попытка выявить и обосновать причины появления педагогической подготовки для студентов магистратуры непедагогического профиляв современных условиях вузовского образования.Ключевые слова:педагогическая подготовка, магистратура непедагогического профиля, история педагогической подготовки, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность.

Высшееобразованиевсегда являлось ценностью, а его получениебыло важнейшим этапом в жизни человека. На протяжении многих столетийоно было привилегией,и не каждый человек мог его получить. Сегодняполучение высшего образования считается нормойи приобрело массовый характер. Для большинства людей оноявляется обязательной частью социализации ивхождения человека в профессиональную сферу. Так, например, по данным общероссийского опроса82% респондентов считают, что в наше времяважно иметь высшее образование[9].Однако, для работодателей главным фактором при приемена работу остается не наличие диплома,итем более не его цвет, а готовность выпускника вуза к самостоятельной профессиональной деятельности.Сегодня все большее значение приобретает осознание самого человека как уникальной и неповторимой индивидуальности, готовой взять на себя ответственность за направляемое им самим развитие общества[5]. Складывающиеся в нашей стране экономические отношения не могут не отразиться на подготовке будущих специалистовв вузе.Деятельность современного специалиста становится полипрофессиональной, т.к. для исполнения трудовых обязанностей требуются знания порой из нескольких областей. Таким образом, студент,обучаясь в вузе, должен научиться конструировать свое будущее и наращивать свои компетенции.Государство, общество, работодатели видят выпускника вузакак профессиональноопределившегося специалиста, мотивированного на выполнение своих трудовыхобязанностей, обладающего фундаментальными знаниями и системным мышлением, умеющим ориентироваться в быстро меняющейся экономической ситуации, решать большой круг профессиональных задач, умеющий ставить и достигать поставленных целей,стремящийся к постоянному саморазвитию и профессиональному росту, т.е. быть профессиональнокомпетентным. Одним из элементов структуры профессиональной компетентности, на наш взгляд, является педагогическая компетентность специалиста, готового к осуществлению педагогической деятельности.Взаимосвязь педагогических и специальных знаний становится значимой как на уровне государства, так и на уровне требований рынка труда. Универсальность педагогических знаний проявляется ввозможностиих широкогопримененияв личностнопрофессиональной деятельностив сфере любой профессии.Педагогическая подготовка направлена на комплексное изучение человеческих возможностей, освоение механизмов развития и реализации творческого потенциала личности и социальных групп, способов социальной коммуникации, управления и продуктивного общения, создание эффективных моделей и целостных технологий познания и образования, самообразования и самосовершенствования, что соответствует сущности универсальных социальных функций и проблем профессиональной деятельности [3]. Потребность государства и общества вспециалистах, обладающих педагогической компетентностью, обусловливают необходимость получения ими педагогической подготовки.Под педагогической подготовкоймы понимаемсоставляющую образовательного процесса, в ходе которого у студентаформируетсяпедагогические компетенции.В настоящее время осуществляется подготовка бакалавров, магистров и научнопедагогических кадров по различным направлениям подготовки. Новым для подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования стала возможность подготовки студентов непедагогических специальностей всех уровней к педагогическойдеятельности. Анализ ФГОС ВО(121 стандарт)подготовки магистрантов непедагогического профиля показал, что 79% включают развитие готовности к педагогической деятельностии 25%–к научно‐педагогической деятельности. Таким образом, целью магистерского образования можно определить подготовкуквалифицированных компетентных специалистов, готовых как к профессиональной, так и к научно‐исследовательскойи педагогической деятельности. Попробуем разобраться, чем обусловленапотребностьпедагогической подготовки магистрантовнепедагогического профиля, в чем ее отличия и преимущества перед уже существующими моделями. В научных исследованияхФ.Г. Паначина,В.А. Сластенина,И.С. Батраковой, Н.Ф. Радионовой, Л.И. Лебедевой, Ю.Г. Фокина О.Л. Жук др.были попытки рассмотренияпроблемпрофессиональной подготовки магистров с различных сторон. Так, изучался исторический аспект подготовки магистров к педагогической деятельности в России, рассматривались вопросы развития высшего профессионального педагогического образования и подготовки студентов магистратуры к педагогической деятельности, поднимались вопросы повышения качества подготовки в магистратуре и ВУЗе.Однако, как отмечаетА.С. Роботова,проведенные исследования, посвящённыемагистерскому образованию, не даютответа на ряд вопросов: действительно ли магистры становятся высококвалифицированными специалистами, существенно отличающимися от прежних специалистов? Каково их трудоустройство? Какие виды деятельности, перечисленные в ФГОС, оказываются предпочтительными для выбора выпускников?[7].Эти же вопросы представляют интерес и для нашего исследования.

Для всестороннего понимания появлениясовременноймоделиподготовки студентов магистратуры непедагогического профиля к педагогической деятельности и исследованияперспектив дальнейшего развития необходимо вывить становлениеи развитиетакой подготовки в историческом аспекте. Основываясь на историческом опыте,можно с большей уверенностью говорить о перспективах развития и путях разрешения проблем, возникающих в профессиональной педагогической деятельности.Весь исторический период подготовки к педагогической деятельностив высших школахможно условно поделить надонаучный и научный период. Подготовка к педагогической деятельности в донаучный период происходила опосредованно–педагогика не была самостоятельной наукой, к педагогической деятельности как к таковой не готовили. Образи поведениеучителя, манера его общения с учеником были примером для подражания и воспитания, а так жеподготовки будущих учителей и преподавателей к педагогической деятельностис помощью бесед и наставлений. Так, ученик СократаАнтисфеносновным методом воспитания считал пример наставника. Аристотель считал, что воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, т.к.последние дают нам не только жизнь, а достойную жизнь.Видами учебных заведений были гимназии, философские и риторские школы. Вершиной образовательной системы представляливысшие школы, имевшиеопределенную специализацию.В некоторых школах преподаватели считались государственными служащими,получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. В этот период появляются своеобразные кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. Занятия проводились в форме лекций. Нельзя не оценить вклад античных философов в развитие педагогической деятельности. Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания занимали видное место в сочинениях древнегреческих философов. Эти высказывания не были самостоятельными педагогическими теориями, а являлись компонентами философских систем или проектов организации общества.Так, Квинтилиан в своем педагогическом труде «Обучение оратора» теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью и открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Один из учеников Сократа –Ксенофонт подарил нам первое античное педагогическое сочинение «Воспитание Кира», в котором полагал, что образование, прежде всего –это дело государства, которому нужно воспитывать совершенных граждан. Эти идеи остаютсяактуальнымии в наши дни.В период Средневековья продолжают свое развитие и становление педагогические идеи. Появилась идея необходимости всеобщего обучения и подготовки учителей (Альбин Алкуин), в трактате о системе средневековой образованности Гуго СенВикторским были объединенывоедино знаниятого временипо преподаванию в высшей школе.В эпоху Возрождения педагогическая мысль обращается к античным идеалам, развиваются идеи гуманизма, впервые появляется педагогическая практика как форма подготовки к педагогической деятельности.В эпоху нового времени важнейшей идеей для нашего исследованияпослужила работа немецкого педагога ВольфгангаРатке, который в своем труде «Всеобщее наставление» подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования.Ратке создал новую науку –методологию образования,установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования [2].О зарождении подготовки магистровв вузе можно говорить с появлением первых университетов в Европе в XIIXIII веках.Историческая наука сегодня различает три базовых, сменяющих друг друга модели европейских университетов: «доклассическую», «классическую» и «постклассическую». «Доклассическая» модель связывается с организацией и функциями средневекового корпоративного университета, «классическая» –с исследовательским университетом XIX –первой половины XX века, «постклассическая» –с массовым университетом в современном мире[1].

Университет, как научная корпорация, имел право на присвоение ученых степеней. Первоначально слово magister употреблялось как почетный личный титул,носитель которого достиг высокого уровня знаний и, соответственно, может передавать их другим. В 1314 лет будущий студент записывался к профессору, который в течение 7 лет был за него ответственным. Этим титулом, как правило, он награждал своего ученика, отличая, тем самым, от менее успешных учеников.В связи с большим количеством учителей и выбором наиболее достойных из них, для преподавания необходимо было получить одобрение всей коллегии преподавателей, в последствие–сдать экзамены. Тем самым титул магистра превращался впоказатель ученой квалификации. ВXIII в. экзамены приобрели многоступенчатый характер. На низшей ступени стоялибакалавры,прошедшие начальные ступени экзаменов на своем факультете, затемлиценциаты,прослушавшие все лекции, выдержавшие полные экзамены у своих профессоров и получающие, вследствие этого, право на преподавание, но пока еще к этому преподаванию не допущенные. Чтобы полноценно вступить во владение своим правом, т.е. получить звание магистра (оставшееся только на философском факультете) или доктора (на остальных факультетах), нужно было пройтипубличный экзамен.Получение звания было закреплено определенными процедурами в зависимости от университета[1]. Однако, между преподавателем и студентом нельзя было провести четкую границу. Магистр был, с одной стороны, преподавателем, учителем, а с другой оставался учеником. Содержание обучения определялось программой семи свободных искусств. Занятияпроводились в форме лекций,диалогов,проводились диспуты.В основном, труды ученыхтого временибыли направлены на воспитание детей и методику преподавания отдельных дисциплин. В XIXвеке с развитием философии и педагогической мысли, в университетах начинают читать лекции по педагогике, пишутся педагогические сочинения. Многие философы начинают выделять педагогику как отдельную науку. При этом на смену универсальномумировоззренческомуобучению, приходит рациональноенаучноезнание. Поэтому целью образования, педагогической подготовки становится подготовка людей для жизни в обществе, активно развиваются естественнонаучная подготовка.Педагогическая мысль средневековой Руси касалась в основном воспитания, которое в основном осуществлялось в семье. Примером высшего учебного заведениявКиевской Русиможет служить школа книжного учения, куда приходили ученики, умевшие читать и писать.Учителями были священнослужители,книжники,которые наставляли учеников и обучали своему ремеслу. Однако, до XVII века системы специального высшего образованияпрактически не было. Лишь в 1681 году в Москве была открыта первая высшая школа

государственноеТипографское училище, впоследствии объединившееся со Славногреколатинской академией. Начиная с 16 векаможно говорить о научном периоде педагогической подготовки, которую в Европе связывают с именем чешского мыслителя Я.А. Коменского. Обобщиви теоретически осмыслив практику европейского воспитания,ученыйсоздал стройную педагогическую систему. В «Великой дидактике» Я.А. Коменского рассмотрены основные проблемы обучения и воспитания.

Вэтот период университетах начинается изучение педагогической литературы, происходит переосмысление значимости подготовки к педагогической деятельности.К началу XIX в. В Европе сложилась традиция подготовки и присуждения ученых степеней, которые подразделялись на три категории: ординарные профессора, экстраординарные профессора, приватдоценты(привлекались к чтению лекций, но содержания от государства не получали).На современномэтапе развития университетского образованияв европейской системе сложилась практика присуждения следующих магистерских степеней Master of Arts, Master of Science иMaster of Law, которые так же можно получить на некоторых магистерскихпрограммахи в России.В России основоположником научной педагогики явился К.Д. Ушинский. Он считал, что учительвоспитатель должен быть профессионалом, мастером своего дела. Он впервые высказал мысль о специальной подготовке учителей, об открытии педагогических факультетов с целью обучения квалифицированных педагогов, сочетая в образовании учителя высокую теоретическую и основательную практическую подготовку. Образовательные учреждения в России создавались по западноевропейскому образцу. Первые педагоги России были подготовлены в петровской школе математических и навигационных наук, часть выпускников которой, выбрали себе учительскую стезю.С конца ХIХ века, традиционно преподавателямив России становились выпускники, успешно окончившие высшее учебное заведение непедагогического профиля и на основании строгого отбора. Отобранные кафедрой кандидаты, приглашались для освоения преподавательской деятельности. Получение места преподавателя на кафедре считалось высоким достижением, должность преподавателя престижной. Академическая степеньмагистра присуждалась в Московскомуниверситете (1755 г.)на философском факультете уже в XVIIIвеке. По образцу немецких университетов, для получения степени магистра была введена процедура сдачи экзамена и защиты диссертации. После защиты магистр получалправо чтения университетских лекций и право заведовать кафедрой. Содержание образования в магистратуре заключалась в подготовке к устному экзамену, чтению пробных лекций, написании «ученого сочинения»или диссертации. С 1760х гг. для обозначения выпускников университета, еще не прошедших процедуру получения степени магистра и преподающих ученикам гимназии и студентам первого года обучения начальные предметы (например, арифметику), появилось наименование бакалавров.Профессорами университета активно переводились известные педагогические труды, составлялась различные учебная и методическая литература. В 1771 году профессорскопреподавательским составом Московского университета был подготовлен трактат «Свод учения», где излагались идеи об активном и сознательном обучении [4].

Реформы в высшем образовании в XIX в. потребовали изменения подготовки научных и преподавательских кадров. В 1803 году императорским указом в России была введена ученая степень магистра. В 1819 году утверждено «Положение о производстве в ученые степени», регламентирующее порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присужденияученых степеней. Важным являлось то обстоятельство, что право присуждения ученых степеней получили все российские университеты. Так же всеуниверситеты руководствовались одинаковыми требованиями к уровню подготовки претендентов на ученые степени и процедуре их получения. Одновременно с указанными изменениями существовала нехватка профессорскопреподавательского состава. С целью решения данной проблемы в 1828 году создаются специальныецентрыдля их подготовки: Курс правоведения при Петербургском университете, Главный педагогический институт в Петербурге. Вторая половина XIX–начало XXвека характеризуется сравнительно быстрым развитием педагогического образования. В 6070х годах XIX в. в России активно организуются различные педагогические учебные заведения. При этом научные специальности по педагогике, психологии и по социологии отсутствовали.Магистерская подготовка в России была прекращена в 1917 г. Вплоть до 90х годов ХХ века продолжалась практика обучения преподаванию на собственном опыте, которая не соответствовала подготовке специалистоввысшей школы на научной основе.Начиная с 1992 года,Россия перешла на двухуровневую модель подготовки. Наряду с подготовкой дипломированных специалистов стала осуществляться подготовка бакалавров и магистров. Новая структура высшего образования преследовала цель расширить возможности вузов в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности, повышения научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом потребностей экономики и рынка труда. Современная магистратура позволяет сделать осознанный плавный переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование, планируется создание практической модульной магистратуры с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования [6].

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения закрепляли подготовку магистров к педагогической деятельности, которая в основном сводилась к обеспечению их готовности к решению двух типов профессиональных задач: преподаванию определенных дисциплин в образовательных организациях различного уровня и разработке методического обеспечения учебного процесса.На сегодняшний день в России сложилась трехуровневая система высшего образования. Современные возможности получения педагогической подготовкивесьма многообразны. Педагогическую подготовку можно получить в различных образовательных организациях в соответствии с образовательными программами, которые предусматривают такую подготовку. Основным способом подготовки педагогических кадров в России является получение педагогического образования, которое готовит будущих учителей. Важной особенностью развития системы педагогического образования является возможность свободного входа в педагогическую профессию лиц, не имеющих педагогического образования. Получить педагогическую подготовку сегодня можно в форме второго высшего образования или дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.На сегодняшний момент в России сложились следующие модели педагогической подготовки:

1.Фундаментальная модель педагогической подготовки в педагогических вузах(РГПУ им. А.И. Герцена, МГПУ).2.Модель педагогической подготовки при классическомуниверситете, где созданы:педагогический факультет, например факультетпедагогического образования МГУ, где студенты и аспиранты непедагогических специальностей могут получить дополнительную квалификацию «Преподаватель» или «Преподаватель вуза»[8];кафедрапедагогики, котораялибо разрабатывает интегрированные педагогические учебные дисциплины в рамках подготовки специалистов классических специальностей и помогает в организации и методическом обеспечении учебного процесса, либо готовит выпускников по направлению«Педагогическое» или «Психологопедагогическое образование» (СПбГПУ).3.Курсы повышения квалификации и переподготовки как педагогических,так и непедагогических кадров, например, программа профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы»(РГПУ), «Инженерная педагогика» (СПбГПУ).4.Получение второго высшего (педагогического) образования.С принятием ФГОС ВПО третьего поколения, а также в следующем поколении ФГОС ВО (3+) студенты магистратуры непедагогического профиля получиливозможность готовитьсяк педагогической деятельности как к одному из основных видов деятельности. Данная модель подготовки является, на наш взгляд, наиболее перспективной, т.к. будет ориентирована на людей,в основном, делающих осознанный выбор своего профессионального пути и дальнейшего развития, желающих повысить свою профессиональную компетентность, расширить кругозор.

Таким образом, взгляд в историю позволяет увидеть, что в разные исторические периоды слово «магистр» имело разную смысловую нагрузку. «Magistr» в переводе с латинского языка означает «наставник», «учитель», «руководитель». В русском переводе это «мастер своего дела». В Древнем Риме «магистр» это важное должностное лицо, соответствующее более пятидесяти должностям. В Византии «магистр» это высший титул служебной знати. В средние века «магистр» это ученик ремесленника, впоследствии особое звание, которое носил учитель «семи свободных искусств». В современной англоамериканской системе высшего образования «магистр» занимает промежуточное положение между «бакалавром» и «доктором наук», в России между «бакалавром» и «кандидатом наук».Во все времена ученика высшей школы, впоследствии, магистра, всегда отличал высокий уровень знаний и накопленный за время учебы опыт, уважение и признание коллег. К получению ученой степени готовили лучших выпускников университета, они имели право чтения лекций и проведению занятий наравне с профессорами.Исторический аспект педагогической подготовки показывает, что в донаучный период велась подготовка к преподавательской деятельности, которая заключалась в передаче накопленного опыта и знаний следующему поколению, нравственном воспитании учеников.Педагогическая деятельность в профессиональном смысле стала рассматриваться с тех пор, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себеи что нужна специальная организация деятельности человека, направленная на приобретение знаний и умений. Однако педагогические идеи, зародившиеся в научный период, и научнопедагогические труды в большей степени касались обучения и воспитания детей. Развитиеэкономических отношений,появление новых общественных отношений,расширениетрудовыхфункций, обязанностей итребований государства и общества, предъявляемых к выпускнику вузакак профессиональнокомпетентному специалисту, привело к необходимости его педагогической подготовки. Именно современная педагогическая подготовка в магистратуре должна стать основой дляпрофессиональногостановления и развития будущего специалиста, готового к решению задач в педагогической деятельности.

Ссылки на источники1.Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII –первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009.2.Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.3.Жук О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. Минск РИВШ, 2009.4.Иванов А. Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII в. –1917. М., 1994.5.Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпицыной, проф. Е.В. Пискуновой СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 6.Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.herzen.spb.ru/news/14012014_2/. Дата обращения: 20.02.2016.7.Роботова А.С. О смысле магистратуры: размышления преподавателя // Высшее образование в России .№ 5, 2013. С.4550.8.Тюльков И.А., Лунин В.В., Грицюк Я.А. Педагогическая составляющая классического химического университетского образования // Вестник Московского университета. Серия 2:. Педагогическое образование, издательство Издво Моск. унта (М.), № 2, С. 3149.Установки и практики в сфере образования детей и взрослых в 2012/13 учебном году: что изменилось за пять лет? Информационный бюллетень. –Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. С. 7.