Мастера исполнительского искусства в интерпретациях клавирных сочинений И. С. Баха (Хроматическая фантазия и фуга ре минор)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васютинская Е. А. Мастера исполнительского искусства в интерпретациях клавирных сочинений И. С. Баха (Хроматическая фантазия и фуга ре минор) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86922.htm.
Аннотация. Хроматическая фантазия и фуга ре минор – одно из самых грандиозных сочинений для клавира соло. Структура этого монументального произведения определяется свободным импровизационным развертыванием музыкальной речи в фантазии и несколькими разделами строго размеренной фуги. Рассмотрев каждый из разделов, можно отметить, что глубокие знания законов построения риторической диспозиции Бах вольно или невольно использовал в написании этого цикла. В основе интерпретаций таких мастеров исполнительского искусства, как В. Ландовская, Г. Гульд, М. Юдина, также лежат глубочайшие знания законов ораторского искусства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васютинская Евгения Александровна,Профессор кафедры общего фортепиано ФГБОУ ВО «Красноярский государственный институт искусств»eva@gservice.ru

Мастера исполнительского искусства в интерпретациях клавирных сочинений И.С. Баха (Хроматическая фантазия и фуга ре минор)

Аннотация.Хроматическая фантазия и фуга ре минор –одно из самых грандиозных сочинений для клавира соло. Структура этого монументального произведения определяется свободным импровизационным развертыванием музыкальной речи в фантазии и несколькими разделами строго размеренной фуги. Рассмотрев каждый из разделов, можно отметить, что глубокие знания законов построения риторической диспозиции Бах вольно или невольно использовал в написании этого цикла. В основе интерпретаций таких мастеров исполнительского искусства как В.Ландовска, Г.Гульд, М.Юдина также лежат глубочайшие знания законов ораторского искусства.Ключевые слова:И.С.Бах. Хроматическая фантазия и фуга, структура построения; интерпретации –В.Ландовска, Г.Гульд, М.Юдина.

Когдато Натан Перельман писал: «Мода и произвол царят в исполнении сочинений Баха, но исполин и бровью не поведет, ему все нипочем. Ни один из классиков не вытерпел бы такое». Действительно, исполин. И сила воздействия его произведений на слушателей мощнейшая, что не случайно. В музыке Баха каждый находит свое, иэто свое непременно очищает, уравновешиваеткак молитва или служба в храме, кудаидут не только с бедами, печалями, но одновременно с верой и надеждой. И.С. Бах –это и духовный отец, и пламенный трибун. Общениес ним помогает становиться не только спокойнее ичище, но и сильнее.Хроматическая фантазия и фуга ре минор –одно из самых значительных сочинений для клавира соло. Его масштаб и протяженность таковы,что далеко не каждому музыканту с успехом удается пройти эту «стайерскую дистанцию» технически сложного, философски насыщенного нотного текста. Он впечатляет даже визуально: фантазия –размашистая, постоянно изменчивая в ритмическом отношении фактура, гроздьями разбросанные вихревые пассажи тридцать вторых, говорящие шестнадцатые, многозначительные паузы, смена темпов явно свидетельствуют о яркой импровизации. Какова она –рассмотрим чуть позже. Фуга –чрезвычайно строга, в ней превалирует один и тот же ритмический рисунок темы с развивающим типом изложения во всех остальных голосах. В целом фантазия и фуга составляют монолитный цикл, где обе части существуют, с одной стороны, как самостоятельные пьесы, с другой –они объединены общей идеей, тематическим материалом и определенным эмоциональным состоянием, образуя единое целое.

В свое времяВанда Ландовска писала: «Интерпретаторы, знающие, как пользоваться свободой, встречаются редко. Но еще реже —слушатели, которым ведомо, что некоторые вольности были узаконены и привычны в те времена». [4, с.388].Попытаемся, опираясь на некоторые источники, еще раз вслушаться в звучание циклаСтруктура Фантазии определяется свободным импровизационным развертыванием музыкальной речи в пределах нескольких явно очерченных разделов. Рассмотрев каждый из них, можно отметить, что глубокие знания законов построения риторической диспозиции Бах вольно или невольно использовалв Фантазии. Так, первые два такта можно трактовать как вступление. Бурные пассажи тридцать вторых с многозначительными паузамивопросамиромантически приподняты и призывны. Они дают сильнейший импульс к последующему развитию.Со сменой фактуры в третьем такте, в сущности, начинается само повествование –Iраздел. Преобладание свободного музыкального высказывания, гармонической неустойчивости, элементов речитативности придает данному фрагменту сходство со вступлением. Не случайно, как неоднократно отмечалось исследователями музыки барокко, важнейшее свойство баховского тематизма заключается именно в переплетении признаков расчлененности и непрерывности, своеобразное прорастание одного мотива в другой. Их некоторое сходство позволяет с одной стороны говорить о том, что они всетаки различны, с другой –дает возможность без резко ощутимой грани переходить в относительно новое интонационное продолжение, сохранив общее движение в развитии музыкального материала. Ведущим принципом формообразования в фантазии, и данного раздела также,выступает поступательное развитие с секвенциями, тональными отклонениями, интенсивным подъемом верхние регистры и элементами речитатива. Замкнутое становление выражается лишь в тональных возвращениях на гранях разделов. Так в двадцатом такте после мордента на «ля» можно было бы мысленно поставить восклицательный знак.Со сменой длительностей на тридцать вторые, начинается IIраздел фантазии. Композитор использует различные средства выразительности:

широту охватываемого диапазона, взлеты в верхний регистр с последующим

возвращением в нижний серпантинно раскручиваемых вихревых пассажей, интонационную напряженность каждого звука в этих «бесконечных

изгибах» мелодических линий. Следующий , IIIраздел фантазии –раскатистые арпеджио. В них еще более усиливается роль гармонических средств выразительности. Цепь диссонирующих на органном пункте аккордов, поступенное восхождение гармонических последовательностей по хроматическому тетрахорду, их интенсивноеразвитие приводят к кульминации, где «декламационные высказывания» с нисходящими секундовыми интонациями в последующих фигурациях подготавливают интонационный и эмоциональный строй речитатива.Важнейшее отличие речитатива (IVраздел) от предшествующих –необычайно сложный, логически безупречный тональный план. В едином потоке модуляций затрагиваются не только близкие к ре минору тональности, но и весьма далекие. В длительно накапливаемом напряжении, решительном преобладании тональной неустойчивости (тяготений над разрешениями) заключается сильнейшая драматическая выразительность. Чрезвычайно важна роль пауз, мгновений «звучащей тишины». Отметим также,

что в предшествующем разделе на вершинах звуковых волн в моменты коротких цезур возникали предвестники будущего речитатива, тогда как в речитативном фрагменте изредка появляются пламенные вспышки пассажей –отзвуки прошлого. В целом Речитатив фантазии философски наполнен, спектр настроений в нем чрезвычайно велик: протест, утверждение, проявление воли, уход в себя, наконец, сожаление,вновь сменяемые протестом, непокорностью, поисками ответов на многие жизненные вопросы.В заключительном, Vразделе фантазии происходит обобщение всех интонационнотематических и фактурных приемов произведения. Гибки в своем ритмическом оформлении повороты мелодического рисунка верхнего голоса, где каждая фраза заканчивается никнущей секундовой интонациейвздохом с последующей паузой. Нисходящая линия хроматических полутоновых задержаний превращает заключительный раздел в экспрессивный вывод фантазии: через борьбу и поиск, через скорбь и боль к смирению. Человек, в сущности, одинок, но именно благодаря смирению он становится мудрее и сильнее. Вера должна быть его стержнем, она помогает выстоять в тяжелые моменты тревог и надежд.

Существует запись Фантазии в исполнении Ванды Ландовской. Это на просто прочтение талантливого исполнителя, это интерпретация, если угодно, сотворца. Иначе как расценить ту потрясающуюсмелость, граничащую с необычайнойдерзостью, свойственной только истинным художникам?

Это «речь оратора», это обращение к людям. В Фантазии преобладает импровизационная манера исполнения. С «ястребиной точностью» исполнительница видит свою цель сверху, в ее полном объеме,но при этомв прочтении целого, ею не упускается ни одна «деталь».Осмысленность каждого мотива впечатляет. Случайностей в таких трактовках не бывает, за каждой нотой чувствуются не только огромный интеллект,скрупулезноеизучение и знание предмета, но и огромный опыт человека, не понаслышке знающего эпоху исполняемого сочинения. Оставаясь в стиле, исполнительница живописуетогромное музыкальное полотно с учетом особенностей того времени, в котором она живет.Ее прочтение современно. В своей книге «О музыке» Ванда Ландовска писалао своей подготовке к выступлению: «Я отсекаю интерпретации других исполнителей. Я добиваюсь большего, слушая свои собственные. Критика, подобно милосердию, начинается дома. Самый строгий судья исполнителя —он сам» [4, с.392].Есть и другаязаписьФантазии в исполнении В. Ландовской наклавесине фабрики «Плейель». Фантазия (отдельно) записана в 1936 году. В этой версии все еще более свободно. Это речь пламенного трибуна. В ней понастоящему драматично заключение, втрели используются медленные шестнадцатые, придающие ещебольшую стилевую убедительность и законченность. Все пассажи стремительные, летящие, вихревые; в подходе к речитативу исполнительница отдает значительное предпочтение басовой линии. Огромные гудящие трубы –таково звучание клавесина В.Ландовской.Речитатив более спокоен по высказываниям, но врывающиеся арпеджио противостоят «слову», создавая контрасты огромной силы. В заключении, в коде аккорды наваливаются «огромной плитой», заставляя покориться судьбе.Еще один гений исполнительского искусства –канадский пианист Глен Гульд. Его прочтение отличается особой

интеллектуальной наполненностью. Он очень свободно, практически в своей абсолютно новой редакции (окончания пассажей утрачены, в тексте появились новые пунктиры)трактует Фантазию.

Речитатив по характеру звучания в его изложении настолько проникновенен, что не покидает ощущение собственного размышления, размышленияпосле исповеди. Слушателя заставляют задуматься о самых важных вещах в этой жизни, о месте в ней каждого. ТрактовкаГ.Гульда позволяет заново осмыслить пережитое, открывает каждому возможность веры

и дороги к ней, и эта вера помогает обрести равновесие и твердостьв столь сложном и противоречивом мире.

Интересно, что в каждом исполнении большие художники позволяют себе очень многое.Это и не удивительно: чем больше знаний, тем больше возможностей в их применении.Так, в еще одной существующей записи Фантазии Гленом Гульдом

кардинально меняются темпы, появляются новые пунктирные ритмы, ферматы. Философская направленность и лирические откровения в этой версии способствуют еще большей свободе.Осознанно или нет, но исполнитель, полностью погружаясь в текст, выходит на

своего рода откровение. Сила его воздействия безусловна.

ФУГА. Тема фуги сочетает в себе размеренность движения и структурную четкость построения. Медленное полутоновое восхождение в объеме большой терции, завершающееся вопросительной интонацией, характеризует ядро темы. Хроматизация начального построения придает характеру темы некоторую вопросительность ивнутреннюю напряженность. «Зерно» темы секвентно повторяется дважды (1,2 тт + 3,4тт) плавно переходя в диатоническое завершение. Структура темы, таким образом, представляет достаточно редкий образец завершенного периода (2т+2т+4т).Столь развернутое представление темы определяет объем самой фуги, она масштабна и величественна. Тональный план темы весьма оригинален тем, что основная тональность dmollустанавливается только в ее завершении. Путь к ней лежит через фа мажор(стремление вверх), до мажор (некоторое отступление во второй секвенции), напряженность логического развития (начало пятого такта) и возвращение в ре минор. Большие размеры темы –как уже было сказано –определяют масштабвсей фуги, размах ее звучания являет собой основу для серьезного драматургического построения. В фуге очевидны три весьма протяженных и значительных по своим масштабам раздела. Так в экспозиции эмоциональный тонус постепенно меняется: от состояния покоя, неторопливого размышления, благодаря усложненной (особенно в интермедиях) ритмике, в возрастающей активности и динамическом нарастании он становится довольно напряженным. Впервой интермедии в среднем голосе появляется восходящее движение по звукам

диатонического тетрахорда, секвенции трижды повторяются

(си, до, ре, ми;

ми, фа, соль, ля;

ля, си, до, ре) –символ «Постижения воли Господней».

Ему сопутствуют яркие, выпуклые квартовыеинтонации верхнего голоса (соль до, дофа, фасибемоль) –символы веры.Четвертое (дополнительное) проведение темы в экспозиции начинается с ритмического преобразования мотиваядра за счет введения синкопы, вуалирующей сильную долю такта. Изменения в проведении темы внесены композитором и на ее заключительном участке. Обращают на себя внимание ламентозные интонации нисходящей секунды, символизирующие грусть, тоску, тихую печаль.

После отчетливого каданса в amollпроводится вторая интермедия, токкатный способ изложения этого фрагмента подготавливает новое контрастное звучание темы с довольно смелыми, терпкими гармониями на доминантовом басу. Это первая кульминация. Тема, звучащая в среднем голосе, претерпевая в процессе развертывания интонационноритмические изменения, плавно переходит в связкуинтермедию, построенную на материале противосложения. На этом этапе развития важно также отметить многократно повторяющуюся интонацию восходящей кварты –символа веры –в верхнем голосе (т.68) и в нижнем (тт. 7075).Отход от основной тональности в сторону субдоминанты знаменует начало развивающего раздела фуги. Усиливающемуся напряжению драматических эмоций в немалой степени содействуют возрастающая самостоятельность материала противосложений, значительное усложнение фактуры. В данном разделе тема проводится дважды: в нижнем голосе она модулирует в си минор (тт. 9097), где кульминационная вершина акцентируется звучанием нонаккорда.Почти дословно вторую интермедию,которая, собственно, осуществляла

развитие первого фрагмента с его кульминацией, повторяет шестая интермедия(как мы увидим позже). Интересно ее место расположения: она находится на стыке между развивающим и заключительным (репризным) разделами формы.Постепенно,в ходе общего развития и насыщенного звучания самой темы, интермедиисвязкистановятся более протяженными. Они пронизаны остинатнойритмоформулой (заимствованной из кодетты и удержанного противосложения), последовательно проводимой во всех голосах, скрепляющая функция

которой в композиции целого несомненна.

Безостановочное нагнетание движения, вкрапление важнейших риторических фигур –символов «Веры» и «Постижения воли господней», учащенная ритмическая пульсация, расширяющееся звуковое пространство,способствуют эффекту огромного образносмыслового и динамического нарастания.В секвенцированных звеньях последующих интермедий интонационные линии голосов все чаще скрещиваются в тритоновых интонациях, сталкиваются в сложном контрапунктировании, образуя различные диссонирующие созвучия. Кроме того, общее нарастание подчеркнуто и троекратным введением напряженного нонаккорда, звучащего каждый раз в более высокой тесситуре.Заключительные проведения темы торжественныи весомы. Изложение трех голосов одновременно усложняется аккордами, басы становятся более значительными –все это способствует величественному

характерузвучания.В репризе тема сначала проводится в низком глубоком регистре, затем перемещается в верхний иизлагается на фоне доминантового выдержанного педального тона.Монолитная аккордовая вертикаль внезапно прерывается стремительным восходящимпассажем, имеющим безусловное сходство с вступительнымитактамифантазии.Венчает фугу торжественный заключительный оборот с «пикардийской терцией». Таким образом, перекидывается своеобразная фактурнотематическая композиционная арка(один из устойчивых риторических приемов) от первых тактов цикла, настроения смятения и поиска,к последним, отражающим состояние покоя, просветления.Еще раз обратимся записям, теперь уже Марии Вениаминовны Юдиной. Она исполняетФантазию с подлинным пафосом, виртуозно, драматично, интеллектуально наполнено. Аккорды в ее Фантазии хлесткие, резкие. Фуга –напориста. Воля, сумасшедший напор и сила во всем! Это истинное ораторство, которое сейчас практически утрачено. Фуга у М. Юдиной уравновешивает фантазию, позволяя ощутить полное равноправие и законченность между самостоятельными пьесами. Заметим, что у многих современных исполнителей формообразующая устойчивость не прослеживается потому, что «удельный вес» фуги в их прочтении значительно уступает фантазии, образуя крен в одну сторону, тем самым несколькообесценивая значимость фуги. У Юдиной соотношение фантазии и фугиидеально, это монументальная «триумфальная арка», состоящая из двух равновесомых составляющих.

Иногда думается, что М.Юдина несколько категорична в своей пламенности, горячности, убежденности, однако ее искренность и колоссальная воля компенсируют все: она органична и неповторима в своих трактовках, накал ее экспрессии уникален. Существует и другая версия исполнения Фантазии из названного цикла М.В.Юдиной. Добавления в басах на подъеме, отдельные вычленения важных мотивов производят колоссальный эффект. Речитатив в данной записибез резких сопоставлений, но они есть. Аккорды строго сдержанны. Очень лирично и вопросительно звучат все реплики в речитативе, в секстах –печаль и усталость. Текст речитатива несколько изменен и решен весьма своеобразно. Аккорды, как удары бича, прерывают вопросительные интонации. К концу развития осуществляется огромное нарастание, грандиозный подъем и утверждение.

И.С. Бах своими сочинениями гипнотизирует. Слушая его музыку,всецело отдаешься тому магнитическому воздействию, которое заключено в интерпретациях исполнителей такого высокого уровня как Ванда Ландовска, Мария Юдина, Глен Гульд. Изучение грамзаписей может помочь анализу произведений,оно дает возможностьпроследить на практике возможностьприменения языка символов и законов построения риторической диспозиции. Исполнительских вариантов, художественных осмыслений,аналитических подходов и наблюдений в исполнении Хроматической фантазии и фугиможет быть множество. Цель же во всех случаях будет одна: постижение сакрального смысла творений И.С.Баха, «погружение» в глубину веков и возможность с точки зрения сегодняшнего дня донести до слушателя содержание бессмертных творений великого композитора.

Ссылки на источники1.Агапова И.М., Сорокина Т.С. Жанр фантазии в музыкальном искусстве XVIXVIIвеков //Проблемы историкостилевой эволюции: Гармония. Форма. Жанр. –Новосибирск, 1994.–С.166185.2.Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. –М.: Музыка, 1982.3.Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII–первой половины XVIIIвека: принципы, приемы. –М.: Музыка, 1983.4.Ландовска В. О музыке.М.: Радуга, 1991. 5.Перельман Н.Е. В классе рояля (короткие рассуждения). –Л.: Музыка, 1970.

6.ФоркельИ.Н. О жизни, искусстве и произведениях и произведениях Иоганна Себастьяна Баха: патриотически настроенным почитателям истин. –М.,1987.7.Landowska W. On music. New York, 1964.