Студенческий туризм в России: перспективы развития
Выпуск:
ART 86927
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Темякова
Т.
В.,
Черевичко
Т.
В. Студенческий туризм в России: перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
136–140. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86927.htm.
Аннотация. В статье повествуется о проблеме актуализации и популяризации внутреннего студенческого туризма Российской Федерации. Современная геополитическая и экономическая ситуация находит прямое отражение в поведении субъектов туристского рынка, нарушается уже ставшее привычным соотношение между внутренним и выездным турпотоком в пользу последнего. Граждане РФ охотнее путешествуют по территории нашей страны. И здесь остро встает вопрос о признании студенческого туризма одним из приоритетных направлений развития туризма в России, поскольку любовь к родине, большой и малой, прививается с ранних лет, а помощь в возрождении патриотического духа может оказать именно студенческий туризм, ведь именно ему присуща важная функция нравственно-патриотического воспитания.
Ключевые слова:
региональный туризм, студенческий туризм, молодежный туризм, анализ динамики турпотока, воспитательная функция туризма
Текст статьи
Черевичко Татьяна Викторовна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой туризма и культурного наследия, директор Института истории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», г.Саратов cherevichko@inbox.ru
Темякова Татьяна Витальевнакандидат экономических наук, доцент, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Институт истории и международных отношений, кафедра туризма и культурного наследия, г. Саратовtemyakova@yandex.ru
Студенческий туризм в России: перспективы развития
Аннотация. В статье повествуется о проблеме актуализации и популяризации внутреннего студенческого туризма Российской Федерации. Современная геополитическая и экономическая ситуации находят прямое отражение в поведении субъектов туристского рынка, нарушается уже ставшее привычным соотношение между внутренним и выездным турпотоком в пользу последнего. Граждане РФ охотнее путешествуют по территории нашей страны. И здесь остро встает вопрос о признании студенческого туризма одним из приоритетных направленийразвития туризма в России, поскольку любовь к родине, большой и малой, прививается с ранних лет, а помощь в возрождении патриотического духа может оказать именно студенческий туризм, ведь именно ему присущи важная функция нравственнопатриотического воспитания.Ключевые слова: студенческий туризм, молодежный туризм, региональный туризм, анализ динамики турпотока, воспитательная функция туризма.
Туризм представляет собой одну из важнейших сфер деятельности современной экономики, ориентированнуюна удовлетворение разнообразных потребностей людей и рост качества жизни населения.По данным Федерального агентства по туризмучисло российских граждан, путешествовавших по территории Россиив 2014 г., составило 41,5 миллионов, т.е. 28%от совокупной численности населения страны, за пределы Россиис туристскими целямивыехало порядка18 миллионов граждан, т.е. лишь 12% соотечественников. Таким образом,количество жителей страны, выехавших в 2014 г. за пределы своего постоянного места жительства, существенно уступает числу граждан, предпочтивших поездкам оседлый образ жизни. Соотношение между названными группами составляет 40:60[1].
Тем не менее, наиболеепопулярными направлениями по выезду российских граждан за рубеж в 2014 г. были Турция(3,3 млн.чел.), Египет (2,6 млн.), Греция (1,02 млн.), Испания (0,98 млн.), Тайланд (0,93 млн.). Странами, лидирующимипо количеству прибытий на территорию Российской Федерации с туристскими целями стали Китай (409,8 тыс. чел.), Германия (349,5 тыс.), Соединенные штаты (162,1 тыс.), Турция (134,7 тыс.), Соединенное королевство (134,3 тыс.)[1]. Также интересны для сравнения показатели, отражающиеэкспорт и импорт услуг. Ввиду того, что 2015 г. еще не завершился, будем пользоваться доступной статистической информацией, отраженной в официальном документе Центрального банка Российской Федерации «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг РоссийскойФедерации» за 2014 г. По итогам 2014 г. импорт услуг по статье «Поездки» составил 50,4 млрд. долл. США, что означает уменьшение данного показателя на 3,1 млрд. долл. США по сравнению с 2013 г. Динамика доходов населения страны в долларовом эквиваленте имела тенденцию к снижению, что и послужило причиной сокращения величины импорта услуг. Что касается экспортауслуг по статье «Поездки», то он продемонстрировал снижение до 11,8 млрд. долларов, т.е.на 2% по сравнению с 2013 годом. При этом средние расходыроссийских граждан на зарубежные поездки попрежнему превышают среднедушевые расходы иностранных граждан, въехавших на территорию Российской Федерации, несмотря на их сокращение в абсолютном выражении. Так, расходы, приходящиеся на одного гражданинадальнего зарубежья, на поездки в Россию уменьшилисьс 542до 533 долларов США (на 2%), а среднедушевые расходы граждан СНГ сократилисьс 216 до 177 долларов США (на 18%). Также отрицательную динамику продемонстрировали показатели среднедушевых расходов жителей России на поездки в страны дальнего зарубежья. В 2014 году траты одного российского гражданина на подобные поездки составили 1403долл. США, что на 23 долл.США меньше, чем годом ранее(снижение на 1%), а в странах СНГрасходы российского туриста равнялись213 долл.США, что на 6% меньше, чем в 2013 году.Сравнивая в динамике показатели максимальных расходов граждан России за рубежом, можно отметить устойчивую тенденцию к лидерству Турции, на территории которой российские туристы в 2014 году оставили 6644 млн. долл. США. Также ведущее положениепо наибольшим тратамроссийских граждан на территории иностранных государств принадлежат Египту (3495 млн. долл. США) и Испании (2843 млн. долл. США), т.е. странам, попавшим в «пятерку» наиболее популярных направлений по числу выездов российских туристовза рубеж[2].Приведенная статистика иллюстрирует лидирующие позиции Турции по числу выездовроссийских граждан за рубеж, по величине среднедушевых расходов, по показателю совокупных расходов отечественных туристов в страновом разрезе. Запрет на продажу туров в Турцию в конце 2015 года приведет к существенным потерямроссийскойи турецкой туристской отрасли. Турция достаточно продолжительное время являласьглавной страной для зарубежного отдыхароссийских туристов, и при этом сама в 2014 году занимала четвертое место по количеству прибытий турецких граждан на территорию России. В 2015 году первое место по числу выездов российских граждан за рубеж принадлежалоЕгипту. Всего на Турцию и Египет в первом полугодии 2015 года пришлось 40% выездного российского турпотока, это 2,1 млн. человек[1]. Череда банкротств игроков туристского рынка, в том числе банкротствов 2015 году авиакомпании«Трансаэро», теракты,нестабильная обстановкав экономике подрывают доверие к туристским организациям, к туристической отрасли как таковой. В ущерб туркомпаниям можно записать и внесенные депозиты на отели, и упущенную выгоду, и урон деловой репутации. Следствием сталоизменение предпочтений российских туристов в сторону выбора краткосрочных туров, бюджетныхтуристскихнаправлений, самостоятельного онлайнбронирования и др.Вместе с тем сложившая ситуация на российском туристском рынке должна стать отправной точкой для решительного поворота в сторону развития внутренних туристских потоков. Рост внутрироссийского турпотока в2016 году может составить 35 миллионов человек в год[3]. Об этом заявилглава Федерального агентства по туризмуОлег Сафонов.Отечественное законодательство сегодня ориентировано на поддержку и развитие внутреннего туризма. Так, например, начиная с 1 января 2016 года, организации могут получить право на признание в составе расходов на оплату труда стоимости туристических поездок для работников и членов их семей по территории РФ, но не более 50 тыс. рублей на человека (Правительством РФ одобрен законопроект №8710366 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй НК РФ»)[4].Практика последних десятилетийубедительно свидетельствует, что в современном мире, характеризующемся высокой неопределенностью, подвижностью, изменчивостью, стратегическими преимуществами станут обладать лишь те страны, которые будут способны эффективнои продуктивно развивать, аккумулировать и реализовывать человеческий капитал и инновационный потенциал, главнымносителем которых является молодежь. Разумеется, развитие видов туризма должно идти по всем фронтам. Однаковвиду выше сказанногоследует обратить особое внимание именно на студенческий (молодежный) туризм. Прежде всегонеобходимо обратиться к понятию «молодежь». Молодежь представлена гражданами Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. В Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года указывается, что впредстоящие периоды положение молодежи в российском обществе претерпит существенныеизменения, что связано с множеством обстоятельств.Демографический спад 1990х годов повлечет резкое сокращение числа молодых людей. Согласно статистическим данным численностьмолодежив 1995 году составляла 35,2 млн. человек, если далее принять шаг в пять лет, то можно наблюдать следующую динамику данного показателя: в 2000 г. количество лиц в возрасте от 14 до 30 лет равнялось 38,3 млн. человек, в 2005 г. 39,5 млн. человек,в 2010 г. 36,6 млн. человек. Прогнозы относительно численности молодежи в Российской Федерации в будущем не утешительны. Так, к 2015 году данный показатель не будет превышать 25 млн. человек, что окажеткрайне негативноевоздействиена социальноэкономическое развитие Российской Федерации[5].Среди задач названной Стратегии выделяется пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков, алкоголя и курения, в рамках которой отмечается целесообразность и необходимость индустрии отдыха и оздоровления молодежи в каникулярное время иво время летнего отдыха, основывающейся на системе спортивнооздоровительныхлагерей.Кроме того, не следует забывать, что поставленная Стратегией задача должна реализовываться не только в отношении молодежи, не имеющей ограничения возможностей здоровья, но и в отношении лиц, обладающих инвалидностью, ведь в России по состоянию на 01.01.2014численность инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составлялаоколо 4 млн. человек, эти люди не должны остаться вне внимания, они молоды ижелают жить полноценной жизнью, многие готовы путешествовать[6].Таким образом, развитиемолодежного туризма в России способно повысить вовлеченностьмолодежи в активные занятия туризмом, снизить риск роста асоциального поведения молодых людей, сохранить и улучшить качествотворческого, физического,интеллектуального и трудового потенциала российской молодежи, вернуть радость жизни лицам с ограничениями возможностей здоровья.По данным исследования, проведенного Конфедерацией молодежного, студенческого и образовательного туризма и Всемирной туристической организацией, в настоящее время молодежный туризм составляет 20% в общейсовокупности путешествующих лиц в мире. Примерно70 % студентов отправляются в путешествиев первую очередь с целью изучения иностранного языка илидля обучения за рубежом, осуществления волонтерской деятельности и др.Как отмечает Е.В. Васильченко в исследовании 2013 года «Туризм в системе социальнокультурного взаимодействия студенческой молодёжи», ключевой характеристикой студенческого туризма является предпочтение образовательной составляющей туризма. Другимважным результатом данного труда является тот факт, что 80 % молодежи, возвратившейся из путешествиядомой, становятсяболее терпимымик чужой культуре и другим народностям[7].Вместе с тем, не следует забывать, что сегодня задача развития студенческого туризма заключается в популяризации российской образовательной платформы с целью привлечения иностранных граждан в Российскую Федерацию.Также понятие молодежный студенческий туризм, помимо образовательной деятельности, может включать такие виды деятельности молодежи, как участие в профильных лагерях, организациюи проведение экскурсий, участие в экскурсиях в качестве экскурсантов, участие в туристскихсоревнованияхи событийных мероприятиях, экстремальных видах деятельности: спортивномтуризме, скалолазании,альпинизме, спортивномориентировании и др.В настоящее время на тысячу молодых людей приходится лишь 1 человек, занимающийся туризмом с использованием названных видов деятельности, что чрезвычайномало.На наш взгляд, сегодня крайневажным является создание теоретикометодологической базы идентификации студенческого туризма. Данная проблема была поставлена на Всероссийском форуме «Студенческий туризм в России2015», в рамках которого творческая группа из числа профессорскопреподавательского состава, приехавших из различных уголков нашей страны в г. Саратов 1113 декабря 2015 г., пришли к мнению, что понятие «студенческий туризм» должно иметь возрастные рамки,и предложили ограничить возраст студента 1435 годами. В данном аспекте понятия «студенческий туризм» и «молодежный туризм» пересекаются. В связи с этим вышеизложенное повествование о роли молодежи, о значимости образовательного туризма, активными субъектами которого являются молодые люди,и др. может в равной степени относиться и к молодежному, и к студенческому туризму. Считаем, что специфика студенческого туризма кроется не в возрастных ограничениях лиц, занимающихся студенческим туризмом, а в роли, целях, функциях и задачах, которые выполняет студенческий туризм. В связи с этим под студенческим туризмом предлагается пониматьразвитие туризма в стенах высших учебных заведений, способствующеговоспитанию регионального патриотизма.Действительно,туризм выполняет важную воспитательную функцию. Моральнонравственное воспитание, уважение к культурному наследию своей страны должно прививаться с самых ранних лет. Посредством туризма каждый молодой человек может научиться ответственности, принятию твердых решений, которыетребует текущая ситуация, воспитанию идемонстрации лидерских качеств. Подобные навыки в короткий срок могут быть приобретены не на учебных занятиях, а в туристских походах и путешествиях, в условиях изменчивой природной среды. Молодыелюди в нашей странезачастуюобладают слабымздоровьем. Нередки ситуации, когда юношик 18ти годам оказываются физически не подготовленнымик службе в армии. Поскольку физические нагрузки восстанавливают и укрепляют здоровье, походы способствуют закаливанию организма, поэтому активные виды туризма, наиболее распространенные среди молодежи, могут выполнять функцию физического воспитания молодых людей.Нравственнопатриотическое воспитание молодежи посредством развития студенческого туризма имеет ряд преимуществ для экономики России: создание новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях, повышение имиджа государства на международной аренеблагодаря привлечению иностранных туристов на территорию России, увеличение доходной части бюджетов различных уровней (местного, регионального, федерального) за счет роста налоговых поступлений, формируемых туристской отраслью.Полагаем, что студенческий туризм является весьма перспективным направлением развития. Для этого необходимо объединение усилий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, регионов России, местного самоуправления, общественных объединений, а также всех физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии совместной деятельности по совершенствованию нормативноправовой базы в сфере молодежного туризма, координации по замене устаревшей материальной базы новыми объектами основных средств, формированию ярких и конкурентоспособных туристских продуктов. Уровень развития молодежного туризма во многом зависит от общего уровня научного знания теоретических постулатов, а также существующей практики. Необходимо осуществлять дальнейшую исследовательскую деятельность, направленную на вычленение проблем и перспектив развития студенческого туризма в различных субъектах Российской Федерации, вовлекая при этом в исследовательский процесс саму молодежь, как правило, обладающую творческим потенциалом, умеющую креативно мыслить, например, в рамках функционирующих на базе ВУЗов Студенческих Научных Обществ туристской тематики.Кроме того, требуется проведение рекламной кампании совместно со средствами массовой информации по созданию положительного образа туристской деятельности.
Одним из направлений студенческого туризма является волонтерская деятельность. Определенный интерес вызывает работа Волонтерского туристского центра города Москвы, который создан при ГАОУ ВПО города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» приказом руководителя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы №20д от 03 мая 2012 года[8]. Задачами данного центра являются подготовка волонтеров, способных работать как с российскими туристами, так и с зарубежными. Волонтеры получают практические знания и навыки работы, а также возможность совершенствовать знания иностранных языков, обмениваться опытом, заводить друзей. Кроме того, весьма перспективнойбыла бы разработка специального интернетпортала, целью которого было бы информационное сопровождение студенческого, событийного, социального туризма, поскольку, как правило, масштабные идеи, как например, развитие определенного вида туризма, требует мощной информационной поддержки, сосредоточения в рамках одного портала разнообразных материалов, структурированных по некоторым критериям, что создавало бы дополнительные удобства имеющимся и потенциальным пользователем услуг студенческого туризма.Также немаловажную роль в развитии студенческого туризма и туристическогомолодежного движения в России будет играть организация и проведение таких мероприятий, как разработка и издание информационного сборника «Студенческий туризм в России»; организация и проведение студенческого форума в ежегодном формате в целях активизации и стимулирования туристского студенческого движения в России.
Ссылки на источники1.Данные официального сайта Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] http://www.russiatourism.ru/[Дата обращения: 14.12.2015];2.Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации. 2014 год, М., 2015. [Электронный ресурс] http://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves15060904849.pdf[Дата обращения 14.12.2015];3.Официальный сайт www.gudok.ru/ОАО «Издательский дом «Гудок» [Электронный ресурс] http://www.gudok.ru/news/passengertrans/?ID=1319396 [дата обращения: 14.12.2015];4.Проект федерального закона N 8710366 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (внесен 27.08.2015 членами СФ Рязанским В.В., Чернышевым И.Н.) [Электронный ресурс] http://ivo.garant.ru/#/document/57722286:0[дата обращения: 14.12.2015];5.Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] http://www.kspu.ru/upload/documents/2014/07/07/38d3f7758528938db36ab21929738d53/proektstrategiirazvitiyamp.pdf#1 [датаобращения: 14.12.2015];6.Темякова Т. В., Черевичко Т. В. Инклюзивный туризм направление развития социального туризма в Саратовской области // Концепт. 2015. Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск3. 2015..ART 65164. URL: http://ekoncept.ru/2015/65164.htm. ISSN 2304120X;7.Васильченко Е.В.Туризм в системе социальнокультурного взаимодействия молодежи: автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.06 / Васильченко Елена Викторовна; [Место защиты: Тюмен. гос. нефтегаз. унт] [Электронный ресурс] http://www.volturmos.ru/[Дата обращения 14.12.2015]; 8.ВолонтерскийТуристскийЦентргородаМосквы[Электронныйресурс]http://www.volturmos.ru/[Датаобращения14.12.2015].
Темякова Татьяна Витальевнакандидат экономических наук, доцент, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Институт истории и международных отношений, кафедра туризма и культурного наследия, г. Саратовtemyakova@yandex.ru
Студенческий туризм в России: перспективы развития
Аннотация. В статье повествуется о проблеме актуализации и популяризации внутреннего студенческого туризма Российской Федерации. Современная геополитическая и экономическая ситуации находят прямое отражение в поведении субъектов туристского рынка, нарушается уже ставшее привычным соотношение между внутренним и выездным турпотоком в пользу последнего. Граждане РФ охотнее путешествуют по территории нашей страны. И здесь остро встает вопрос о признании студенческого туризма одним из приоритетных направленийразвития туризма в России, поскольку любовь к родине, большой и малой, прививается с ранних лет, а помощь в возрождении патриотического духа может оказать именно студенческий туризм, ведь именно ему присущи важная функция нравственнопатриотического воспитания.Ключевые слова: студенческий туризм, молодежный туризм, региональный туризм, анализ динамики турпотока, воспитательная функция туризма.
Туризм представляет собой одну из важнейших сфер деятельности современной экономики, ориентированнуюна удовлетворение разнообразных потребностей людей и рост качества жизни населения.По данным Федерального агентства по туризмучисло российских граждан, путешествовавших по территории Россиив 2014 г., составило 41,5 миллионов, т.е. 28%от совокупной численности населения страны, за пределы Россиис туристскими целямивыехало порядка18 миллионов граждан, т.е. лишь 12% соотечественников. Таким образом,количество жителей страны, выехавших в 2014 г. за пределы своего постоянного места жительства, существенно уступает числу граждан, предпочтивших поездкам оседлый образ жизни. Соотношение между названными группами составляет 40:60[1].
Тем не менее, наиболеепопулярными направлениями по выезду российских граждан за рубеж в 2014 г. были Турция(3,3 млн.чел.), Египет (2,6 млн.), Греция (1,02 млн.), Испания (0,98 млн.), Тайланд (0,93 млн.). Странами, лидирующимипо количеству прибытий на территорию Российской Федерации с туристскими целями стали Китай (409,8 тыс. чел.), Германия (349,5 тыс.), Соединенные штаты (162,1 тыс.), Турция (134,7 тыс.), Соединенное королевство (134,3 тыс.)[1]. Также интересны для сравнения показатели, отражающиеэкспорт и импорт услуг. Ввиду того, что 2015 г. еще не завершился, будем пользоваться доступной статистической информацией, отраженной в официальном документе Центрального банка Российской Федерации «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг РоссийскойФедерации» за 2014 г. По итогам 2014 г. импорт услуг по статье «Поездки» составил 50,4 млрд. долл. США, что означает уменьшение данного показателя на 3,1 млрд. долл. США по сравнению с 2013 г. Динамика доходов населения страны в долларовом эквиваленте имела тенденцию к снижению, что и послужило причиной сокращения величины импорта услуг. Что касается экспортауслуг по статье «Поездки», то он продемонстрировал снижение до 11,8 млрд. долларов, т.е.на 2% по сравнению с 2013 годом. При этом средние расходыроссийских граждан на зарубежные поездки попрежнему превышают среднедушевые расходы иностранных граждан, въехавших на территорию Российской Федерации, несмотря на их сокращение в абсолютном выражении. Так, расходы, приходящиеся на одного гражданинадальнего зарубежья, на поездки в Россию уменьшилисьс 542до 533 долларов США (на 2%), а среднедушевые расходы граждан СНГ сократилисьс 216 до 177 долларов США (на 18%). Также отрицательную динамику продемонстрировали показатели среднедушевых расходов жителей России на поездки в страны дальнего зарубежья. В 2014 году траты одного российского гражданина на подобные поездки составили 1403долл. США, что на 23 долл.США меньше, чем годом ранее(снижение на 1%), а в странах СНГрасходы российского туриста равнялись213 долл.США, что на 6% меньше, чем в 2013 году.Сравнивая в динамике показатели максимальных расходов граждан России за рубежом, можно отметить устойчивую тенденцию к лидерству Турции, на территории которой российские туристы в 2014 году оставили 6644 млн. долл. США. Также ведущее положениепо наибольшим тратамроссийских граждан на территории иностранных государств принадлежат Египту (3495 млн. долл. США) и Испании (2843 млн. долл. США), т.е. странам, попавшим в «пятерку» наиболее популярных направлений по числу выездов российских туристовза рубеж[2].Приведенная статистика иллюстрирует лидирующие позиции Турции по числу выездовроссийских граждан за рубеж, по величине среднедушевых расходов, по показателю совокупных расходов отечественных туристов в страновом разрезе. Запрет на продажу туров в Турцию в конце 2015 года приведет к существенным потерямроссийскойи турецкой туристской отрасли. Турция достаточно продолжительное время являласьглавной страной для зарубежного отдыхароссийских туристов, и при этом сама в 2014 году занимала четвертое место по количеству прибытий турецких граждан на территорию России. В 2015 году первое место по числу выездов российских граждан за рубеж принадлежалоЕгипту. Всего на Турцию и Египет в первом полугодии 2015 года пришлось 40% выездного российского турпотока, это 2,1 млн. человек[1]. Череда банкротств игроков туристского рынка, в том числе банкротствов 2015 году авиакомпании«Трансаэро», теракты,нестабильная обстановкав экономике подрывают доверие к туристским организациям, к туристической отрасли как таковой. В ущерб туркомпаниям можно записать и внесенные депозиты на отели, и упущенную выгоду, и урон деловой репутации. Следствием сталоизменение предпочтений российских туристов в сторону выбора краткосрочных туров, бюджетныхтуристскихнаправлений, самостоятельного онлайнбронирования и др.Вместе с тем сложившая ситуация на российском туристском рынке должна стать отправной точкой для решительного поворота в сторону развития внутренних туристских потоков. Рост внутрироссийского турпотока в2016 году может составить 35 миллионов человек в год[3]. Об этом заявилглава Федерального агентства по туризмуОлег Сафонов.Отечественное законодательство сегодня ориентировано на поддержку и развитие внутреннего туризма. Так, например, начиная с 1 января 2016 года, организации могут получить право на признание в составе расходов на оплату труда стоимости туристических поездок для работников и членов их семей по территории РФ, но не более 50 тыс. рублей на человека (Правительством РФ одобрен законопроект №8710366 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй НК РФ»)[4].Практика последних десятилетийубедительно свидетельствует, что в современном мире, характеризующемся высокой неопределенностью, подвижностью, изменчивостью, стратегическими преимуществами станут обладать лишь те страны, которые будут способны эффективнои продуктивно развивать, аккумулировать и реализовывать человеческий капитал и инновационный потенциал, главнымносителем которых является молодежь. Разумеется, развитие видов туризма должно идти по всем фронтам. Однаковвиду выше сказанногоследует обратить особое внимание именно на студенческий (молодежный) туризм. Прежде всегонеобходимо обратиться к понятию «молодежь». Молодежь представлена гражданами Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. В Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года указывается, что впредстоящие периоды положение молодежи в российском обществе претерпит существенныеизменения, что связано с множеством обстоятельств.Демографический спад 1990х годов повлечет резкое сокращение числа молодых людей. Согласно статистическим данным численностьмолодежив 1995 году составляла 35,2 млн. человек, если далее принять шаг в пять лет, то можно наблюдать следующую динамику данного показателя: в 2000 г. количество лиц в возрасте от 14 до 30 лет равнялось 38,3 млн. человек, в 2005 г. 39,5 млн. человек,в 2010 г. 36,6 млн. человек. Прогнозы относительно численности молодежи в Российской Федерации в будущем не утешительны. Так, к 2015 году данный показатель не будет превышать 25 млн. человек, что окажеткрайне негативноевоздействиена социальноэкономическое развитие Российской Федерации[5].Среди задач названной Стратегии выделяется пропаганда здорового образа жизни, жизни без наркотиков, алкоголя и курения, в рамках которой отмечается целесообразность и необходимость индустрии отдыха и оздоровления молодежи в каникулярное время иво время летнего отдыха, основывающейся на системе спортивнооздоровительныхлагерей.Кроме того, не следует забывать, что поставленная Стратегией задача должна реализовываться не только в отношении молодежи, не имеющей ограничения возможностей здоровья, но и в отношении лиц, обладающих инвалидностью, ведь в России по состоянию на 01.01.2014численность инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет составлялаоколо 4 млн. человек, эти люди не должны остаться вне внимания, они молоды ижелают жить полноценной жизнью, многие готовы путешествовать[6].Таким образом, развитиемолодежного туризма в России способно повысить вовлеченностьмолодежи в активные занятия туризмом, снизить риск роста асоциального поведения молодых людей, сохранить и улучшить качествотворческого, физического,интеллектуального и трудового потенциала российской молодежи, вернуть радость жизни лицам с ограничениями возможностей здоровья.По данным исследования, проведенного Конфедерацией молодежного, студенческого и образовательного туризма и Всемирной туристической организацией, в настоящее время молодежный туризм составляет 20% в общейсовокупности путешествующих лиц в мире. Примерно70 % студентов отправляются в путешествиев первую очередь с целью изучения иностранного языка илидля обучения за рубежом, осуществления волонтерской деятельности и др.Как отмечает Е.В. Васильченко в исследовании 2013 года «Туризм в системе социальнокультурного взаимодействия студенческой молодёжи», ключевой характеристикой студенческого туризма является предпочтение образовательной составляющей туризма. Другимважным результатом данного труда является тот факт, что 80 % молодежи, возвратившейся из путешествиядомой, становятсяболее терпимымик чужой культуре и другим народностям[7].Вместе с тем, не следует забывать, что сегодня задача развития студенческого туризма заключается в популяризации российской образовательной платформы с целью привлечения иностранных граждан в Российскую Федерацию.Также понятие молодежный студенческий туризм, помимо образовательной деятельности, может включать такие виды деятельности молодежи, как участие в профильных лагерях, организациюи проведение экскурсий, участие в экскурсиях в качестве экскурсантов, участие в туристскихсоревнованияхи событийных мероприятиях, экстремальных видах деятельности: спортивномтуризме, скалолазании,альпинизме, спортивномориентировании и др.В настоящее время на тысячу молодых людей приходится лишь 1 человек, занимающийся туризмом с использованием названных видов деятельности, что чрезвычайномало.На наш взгляд, сегодня крайневажным является создание теоретикометодологической базы идентификации студенческого туризма. Данная проблема была поставлена на Всероссийском форуме «Студенческий туризм в России2015», в рамках которого творческая группа из числа профессорскопреподавательского состава, приехавших из различных уголков нашей страны в г. Саратов 1113 декабря 2015 г., пришли к мнению, что понятие «студенческий туризм» должно иметь возрастные рамки,и предложили ограничить возраст студента 1435 годами. В данном аспекте понятия «студенческий туризм» и «молодежный туризм» пересекаются. В связи с этим вышеизложенное повествование о роли молодежи, о значимости образовательного туризма, активными субъектами которого являются молодые люди,и др. может в равной степени относиться и к молодежному, и к студенческому туризму. Считаем, что специфика студенческого туризма кроется не в возрастных ограничениях лиц, занимающихся студенческим туризмом, а в роли, целях, функциях и задачах, которые выполняет студенческий туризм. В связи с этим под студенческим туризмом предлагается пониматьразвитие туризма в стенах высших учебных заведений, способствующеговоспитанию регионального патриотизма.Действительно,туризм выполняет важную воспитательную функцию. Моральнонравственное воспитание, уважение к культурному наследию своей страны должно прививаться с самых ранних лет. Посредством туризма каждый молодой человек может научиться ответственности, принятию твердых решений, которыетребует текущая ситуация, воспитанию идемонстрации лидерских качеств. Подобные навыки в короткий срок могут быть приобретены не на учебных занятиях, а в туристских походах и путешествиях, в условиях изменчивой природной среды. Молодыелюди в нашей странезачастуюобладают слабымздоровьем. Нередки ситуации, когда юношик 18ти годам оказываются физически не подготовленнымик службе в армии. Поскольку физические нагрузки восстанавливают и укрепляют здоровье, походы способствуют закаливанию организма, поэтому активные виды туризма, наиболее распространенные среди молодежи, могут выполнять функцию физического воспитания молодых людей.Нравственнопатриотическое воспитание молодежи посредством развития студенческого туризма имеет ряд преимуществ для экономики России: создание новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях, повышение имиджа государства на международной аренеблагодаря привлечению иностранных туристов на территорию России, увеличение доходной части бюджетов различных уровней (местного, регионального, федерального) за счет роста налоговых поступлений, формируемых туристской отраслью.Полагаем, что студенческий туризм является весьма перспективным направлением развития. Для этого необходимо объединение усилий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, регионов России, местного самоуправления, общественных объединений, а также всех физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии совместной деятельности по совершенствованию нормативноправовой базы в сфере молодежного туризма, координации по замене устаревшей материальной базы новыми объектами основных средств, формированию ярких и конкурентоспособных туристских продуктов. Уровень развития молодежного туризма во многом зависит от общего уровня научного знания теоретических постулатов, а также существующей практики. Необходимо осуществлять дальнейшую исследовательскую деятельность, направленную на вычленение проблем и перспектив развития студенческого туризма в различных субъектах Российской Федерации, вовлекая при этом в исследовательский процесс саму молодежь, как правило, обладающую творческим потенциалом, умеющую креативно мыслить, например, в рамках функционирующих на базе ВУЗов Студенческих Научных Обществ туристской тематики.Кроме того, требуется проведение рекламной кампании совместно со средствами массовой информации по созданию положительного образа туристской деятельности.
Одним из направлений студенческого туризма является волонтерская деятельность. Определенный интерес вызывает работа Волонтерского туристского центра города Москвы, который создан при ГАОУ ВПО города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» приказом руководителя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы №20д от 03 мая 2012 года[8]. Задачами данного центра являются подготовка волонтеров, способных работать как с российскими туристами, так и с зарубежными. Волонтеры получают практические знания и навыки работы, а также возможность совершенствовать знания иностранных языков, обмениваться опытом, заводить друзей. Кроме того, весьма перспективнойбыла бы разработка специального интернетпортала, целью которого было бы информационное сопровождение студенческого, событийного, социального туризма, поскольку, как правило, масштабные идеи, как например, развитие определенного вида туризма, требует мощной информационной поддержки, сосредоточения в рамках одного портала разнообразных материалов, структурированных по некоторым критериям, что создавало бы дополнительные удобства имеющимся и потенциальным пользователем услуг студенческого туризма.Также немаловажную роль в развитии студенческого туризма и туристическогомолодежного движения в России будет играть организация и проведение таких мероприятий, как разработка и издание информационного сборника «Студенческий туризм в России»; организация и проведение студенческого форума в ежегодном формате в целях активизации и стимулирования туристского студенческого движения в России.
Ссылки на источники1.Данные официального сайта Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] http://www.russiatourism.ru/[Дата обращения: 14.12.2015];2.Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации. 2014 год, М., 2015. [Электронный ресурс] http://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves15060904849.pdf[Дата обращения 14.12.2015];3.Официальный сайт www.gudok.ru/ОАО «Издательский дом «Гудок» [Электронный ресурс] http://www.gudok.ru/news/passengertrans/?ID=1319396 [дата обращения: 14.12.2015];4.Проект федерального закона N 8710366 "О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (внесен 27.08.2015 членами СФ Рязанским В.В., Чернышевым И.Н.) [Электронный ресурс] http://ivo.garant.ru/#/document/57722286:0[дата обращения: 14.12.2015];5.Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] http://www.kspu.ru/upload/documents/2014/07/07/38d3f7758528938db36ab21929738d53/proektstrategiirazvitiyamp.pdf#1 [датаобращения: 14.12.2015];6.Темякова Т. В., Черевичко Т. В. Инклюзивный туризм направление развития социального туризма в Саратовской области // Концепт. 2015. Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск3. 2015..ART 65164. URL: http://ekoncept.ru/2015/65164.htm. ISSN 2304120X;7.Васильченко Е.В.Туризм в системе социальнокультурного взаимодействия молодежи: автореферат дис. … кандидата социологических наук: 22.00.06 / Васильченко Елена Викторовна; [Место защиты: Тюмен. гос. нефтегаз. унт] [Электронный ресурс] http://www.volturmos.ru/[Дата обращения 14.12.2015]; 8.ВолонтерскийТуристскийЦентргородаМосквы[Электронныйресурс]http://www.volturmos.ru/[Датаобращения14.12.2015].