Возможности формирования стилей учения младших школьников на уроках окружающего мира в 1-м классе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Димова Л. С. Возможности формирования стилей учения младших школьников на уроках окружающего мира в 1-м классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 391–395. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86981.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены приемы учителя по формированию восьми стилей учения на уроках окружающего мира. Даны примеры дидактических заданий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Димова Людмила Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ Жидкинская основная общеобразовательная школа, село Жидка Балейского района Забайкальского краяkibireva1983@mail.ru

Возможности формирования стилей учения младших школьников на урокахокружающего мира в 1 классе

Аннотация. В статье рассмотрены приемы учителя по формированию восьми стилей учения на уроках окружающего мира. Даны примеры дидактических заданий.Ключевые слова: персональный познавательный стиль, стили учения, типы дидактических заданий, индивидуализация обучения

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.Цель изучения окружающего мира формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоциональноценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействияобщения с людьми, обществом и природой. Возрастной период©младший школьный возрастª( с 6 до 11 лет) является благоприятным для познания нового, так как, согласно Д.Б. Эльконину,в это время у детей происходит перестройка познавательных процессов, а так же наиболее важным на данном этапе является переход от нагляднообразного мышления к словеснологическому и рассуждающему. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации.[9, 143].Именно поэтому мы считаем, что в младшем школьном возрасте необходимо определить индивидуальные особенности мыслительной деятельности ребенка и в дальнейшем определить стратегию обучения с учетом этих особенностей. Несмотря на общие психологические особенности детей младшего школьного возраста, каждый ребенок уникален и неповторим.Индивидуальные свойства интеллекта и процесса получения знаний в современной науке получили название © познавательный стильª. Так же в работах ученых встречается термин ©когнитивный стильª. Индивидуальность человека интерпретируется в литературе как совокупность свойств различных уровней, взаимодействующих в достижении определенного результата, необходимого для удовлетворения исходной потребности.[2,67] В контексте изучения индивидуальности человека объективное значение имеет изучение индивидуальных познавательных стилей школьников в учебнопознавательной деятельности. Понятие ©познавательный стильª акцентирует внимание на тех индивидуальных различиях в интеллектуальной активности, которые характеризуют индивидуальное своеобразие способов изучения реальности. [11,23]В настоящее время данную проблему исследуют В.Э. Черник, Е.А.Богданова, Е.Н.Кибирева. Придерживаясь точкизрения М.А.Холодной, эти исследователиопределяют познавательный стиль как©индивидуальносвоеобразный способ изучения реальностиªВ процессе интеллектуального развития за счёт интеграции механизмов разных уровней стилевого поведения формируется персональный познавательный стиль. Именно его на определённом уровне сформированности, а не отдельные учебные или познавательные стили, демонстрирует конкретный ребёнок в реальной учебной деятельности.[3] Е.А.Богданова представляет структуру индивидуальных способов учебной деятельности (стилей учения)в следующем виде: 1) алгоритмический, 2) переводческий, 3) прикладной, 4) дедуктивный, 5) интуитивный, 6) комбинаторный, 7) исследовательский, 8) игровой.[ 1,53]Представление о стиле учения как проявлении персонального познавательного стиля может быть эффективно применено для содержательной оценки системы упражнений учебника, дидактических курсов по разным предметам, в том числе и по окружающему миру. Также применение упражнений, составленных в соответствие с данной теорией, позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся во время учебных занятий [5,6]Мы сделали попытку охарактеризовать деятельность учащихся в связи с тем или иным стилем учения и предлагаем примерные варианты дидактических заданий, направленные на их развитие.1.Алгоритмический стильвыполнение мыслительных и иных действий по установленному образцу.Расположи картинки по порядку. Что сначала, а что потом? Придумай рассказ. (см.рис1)

рис.1

2.Переводческий стильпоиск соответствий, замена, интерпретация символов. Впиши первые буквы( см.рис.2)в клетки и узнаешь, какое лесное животное меняет цвет зимой



Рис.2



3.Дедуктивный стильпознание с помощью логических умозаключенийУстанови соответствиеОгородМорковь

= Садзабор,яблоня,колодец, скамейка, цветы

4.Комбинаторный стильклассификация, сочетание объектов, обобщениеНайди лишнее слово: январь, февраль, март, декабрь.Назови одним словом: дерево, цветок, трава5.Прикладной стильпрактическое применение знанийОсень.За окном дождь.Что ты наденешь в такую погоду?6.Игровой стильподача учебного материала через игру.©Откуда письмо?ª Рассеянный почтальон.Задачи:Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов. Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам. Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.Оборудование:Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков.Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну( континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. Послетого как ученик определит куда надо ©отправитьª письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, ©куда оно должно дойтиª.7.Интуитивный стильдогадка без участия логического мышленияОтгадай загадкиЯ соткано из зноя, несу тепло с собою,Я реки согреваю, ©купайтесь!ª —приглашаю.И любите за это вы все меня, я…(Лето)

***Шагает красавица, легко земли касается,Идет на поле, на реку,И по снежку, и по цветку.(Весна)

***Ежегодно приходят к нам в гости:Один седой, другой молодой,Третий скачет, а четвертый плачет.(Времена года)

***Чтобы осень не промокла,Не раскисла от воды,Превратил он лужи в стекла,Сделал снежными сады.(Зима)8.Исследовательский стиль. Учителю важно дать целевую установку детям, что и для чего им необходимо исследовать. Это могут быть задания такого характера, как чтение и аудирование с извлечением конкретной информации, наблюдение, нахождение сходств и различий на рисунках, опрос. Что напутал художник?( см. рис.3)рис.3

Резюмируя вышесказанное, нужно сказать о том, что упражнения разных типов в соответствие со формируемыми стилями учения необходимо использовать в комплексе, поскольку это способствует разностороннему умственному развитию учащихся, и как следствие, гармоничному развитию личности.

Ссылкина источники1. Богданова, Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника : монография [Текст] / Е. А. Богданова. –М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. –128 с.

2. Холодная, М.А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения [Электронный ресурс] : http://www.valuesedu.ru/wpcontent/uploads/2011/06/cholodnaya_personal_style.pdf

3. Холодная, М.А. Когнитивные стили.О природе индивидуального ума. [Текст] / М.А. Холодная. 2е изд. –СПб.: Питер, 2004. –384 с. С. 338.

4. Черник, В.Э. О формировании персонального познавательного стиля младшего школьника при изучении иностранного языка [Текст] / В.Э. Черник, Е.Н. Кибирева // Сборник научных трудов SWorld. –Выпуск 3. –Том 16. –Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2013. –ЦИТ: 3130160. –С. 6770.5. Кибирева Е. Н. Педагогическая технология полистилевого интеллектуального развития в процессе преподавания иностранного языка // Концепт. –2015. –Современные научные исследования. Выпуск3. –ART 85098. –URL: http://ekoncept.ru/2015/85098.htm. –ISSN 2304120X. [Дата обращения: 31.01.2016]6. Кибирева Е. Н. Возможности формирования персонального познавательного стиля младшего школьника в предметной области ©Иностранный языкª // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Выпуск 2. –ART 54288. –URL: http://ekoncept.ru/2014/54288.htm. –ISSN 2304120X. [Дата обращения: 31.01.2016]