Основные тенденции развития интернет-торговли в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бочкова Е. В., Галкин В. Д. Основные тенденции развития интернет-торговли в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 841–845. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96082.htm.
Аннотация. В представленной статье рассмотрены особенности развития рынка электронной коммерции в России. Выделены преимущества и недостатки пользования интернет-магазинов; приведен рейтинг успешных отечественных интернет-магазинов по состоянию на 2015 г.; вскрыты основные проблемы, тормозящие становление и развитие интернет-торговли в стране.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бочкова Елена Владимировна,кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры теоретической экономики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарelennel@mail.ru

Галкин Вячеслав Дмитриевич,Студент 1 курса магистратуры направления «Бизнесинформатика» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодарslava_galkin@hotmail.com

Основные тенденции развития Интернетторговли в России

Аннотация. В представленной статьерассмотрены особенности развития рынка электронной коммерции в России. Выделены преимущества и недостатки пользования интернетмагазинами; приведен рейтинг успешных отечественных интернетмагазинов по состоянию на 2015 г.; вскрыты основные проблемы, тормозящие становление и развитие Интернетторговли в стране.Ключевые слова:Интернет, Интернетторговля, интернетмагазин, интернетпродажи, интернетритейлинг, электронная коммерция, интернетинфраструктура.

Появление Интернета в России произошло значительно позднее, нежели в развитых европейских странах. Периодом отсчета можно назвать 2003 г., когда к Сети было подключено лишь 10 % взрослого населения. Отставая от большинства европейских государств по использованию Сети, Россия быстро восполняла отставание количеством ежегодного прироста пользователей.Проникновение Интернета в России до сих пор носит неравномерный характер. Это связано с тем, что уровень жизни, а также покупательская способность и развитость широкополосногои беспроводного доступа в Интернет имеет неравномерный характер распределения Интернетпользователей по регионам России.Согласно отчету Фонда «Общественное Мнение» за февраль 2013 г., наблюдалась значительная разница между количеством пользователей Москвы и СанктПетербурга, в которых распространение Интернета составляло более 75 %, и такими регионами, как Дагестан (45 %) или Мордовия (42 %). Интернетмагазин по праву является основой Интернетторговли в РФ; так,суммарный оборот интернетмагазинов в стране за 2013 г. составил около 470 млрд руб., что на 34 % больше, чем в 2012 г.По статистике в 2013 г. в России работало 39 тыс. розничных интернетмагазинов, в которых постоянно совершались заказы. С каждым годом количество интернетмагазинов врастает, что может привести к значительному приросту суммарного оборота.С появлением в России Интернетторговли наблюдался рост различных форм электронных платежей. Несмотря на то, что платежные системы с каждым годом становятся все популярнее, в России преобладающим способом оплаты продолжает оставаться наличная форма. Этим страна сильно отличается от большинства развитых государств. Однако владельцы интернетмагазинов полностью доверяют системе онлайнплатежей, отчего пользователи не видят иного выхода кроме, как перейти на данную систему.На 2013 г. самым востребованным сегментом являлась электроника и бытовая техника, поскольку данные товары наиболее часто пользуются популярностью.Каждый интернетмагазин ориентирован на определенный вид деятельности, поэтому с каждым годом их количество увеличивается, но большую прибыль приносят только те интернетмагазины, которые выбрали правильный сегмент и заслужили доверие.Также высокий спрос на многие товары обусловлен тем, что пользователям выгоднее осуществлять покупки в иностранных интернетмагазинах, нежели в отечественных. Например, цены на рядредких товаровмогут существенно отличаться.Крупнейшиеинтернетмагазины России –это основа электронной торговли в нашей стране. На них приходится 58% от всех заказов и сопоставимая сумма оборота. Крупнейшие из них имеют десятки тысяч заказов в деньВтаблице 1 представлен топ10 рейтинг интернетмагазинов2015 г., представленный исследовательскими агентствами Data Insight и Ruward. По умолчанию рейтинг отсортирован по объему интернетпродаж.Таблица 1 Топ10 интернетмагазинов России в Iполугодии 2015 г.[2]

№ИнтернетмагазинОборот,

млн. руб.Заказы,тыс.Средний чек,в руб.1EXIST(автозапчасти, автоэлектрика, шины и диски)35 7004 1508 6002ЮЛМАРТ (универсальные магазины)15 9002 5506 2003WILDBERRIES(одежда, обувь и аксессуары)14 0009 6501 5004СИТИЛИНК (универсальные магазины)9 9001 3507 3005LAMODA(одежда, обувь и аксессуары)9 000

1 9504 6006М.ВИДЕО (электроника и техника)8 30069012 0007ОЗОН (универсальные магазины)8 2002 8002 9008СВЯЗНОЙ (электроника и техника)6 9007708 9009ЭЛЬДОРАДО (электроника и техника)6 2009006 90010КОМУС (товары для офиса)6 00058010 300

По данным, приведенным в таблице 1,можно сказать, чтопервое место занимает интернетмагазин, торгующий автозапчастями, при этом в 2013 г. на первом месте была электроника и техника. Это связано с тем, что с каждым годом все больше людей подключается к Сети Интернет и желает осуществитьпокупку необходимой запчасти на автомобиль,не выходя из дома,и по приемлемой цене, чтобы избежать подменысо стороны продавцов традиционных магазинов. С каждым годом интернетмагазины совершенствуются, их становится все больше. К 2015 г. в интернетмагазинах продавалось абсолютно все.Сложно найти товар, которыйневозможно купить в интернетмагазине. Но у интернетмагазинов существуют не только плюсы, но и минусы. Довольно часто можно встретить новичков, которые пытаются реализовать свои интернетмагазины в Сети. Они размещают пробные интернетмагазины предлагаемых товаров и услуг, в результате посетители таких сайтов путаются и покидают такой интернетмагазин. Посетив данныйсайт, пользователи больше не вернутся, поэтому новичкам при создании интернетмагазина необходимо ориентироваться на ту группу лиц, для которой интернетмагазин будет наиболее удобен и эффективен.Также не стоит забывать про мошенничествочерез Интернет. С появлением Интернета и интернетмагазинов, разрабатывались и различные способы мошенничества, это является одно из причин недоверия людей к покупкам в интернетмагазинах. Втаблице 2 можно подробнее рассмотреть о всех плюсах и минусах интернетмагазиновкак для клиентов, так и для владельцев.

Таблица 2 Преимущества и недостатки интернетмагазина[1]

Для владельцев интернетмагазиновПреимуществаНедостаткиОтсутствие арендной платы за помещениеПроблемы в обеспечении безопасности и надежности информационных системНизкие расходы на организацию и содержание собственного бизнесаПостоянное наращивание мощностей телекоммуникационного оборудования предприятияУскорение процесса адаптации к изменениям рынкаВозможность расширения клиентской базы и ассортимента товаров посредством выхода на международный рынокНебольшой персонал,низкие затраты на арендную плату (по сравнению с обычным магазином)Взаимодействие продавцов и покупателейв едином ИнтернетпространствеПовышение уровня приверженности потребителей торговой маркеУпрощение регистрации Для клиентов интернетмагазиновВозможность круглосуточного приёма заявок клиентовЗнакомство с товаром только по описанию продавцаДоступность поиска товаров и ознакомление с характеристиками продукции практически в любое время и в любом месте, в котором есть доступ к сетиБеспокойство по поводу тайны и безопасности сделкиОтносительная дешевизна товара в интернете по сравнению с привычными магазинамиДистанционная или электронная оплатаОформление заказа дистанционным способомВозможность приобретения уникальных товаров, которые невозможно приобрести в данной стране (городе)Отсутствие психологического воздействия со стороны продавцаСокращение времени поиска товараВозможность узнать независимое мнение от посетителей сайта посредством отзывов

Сильное влияние на развитие Интернетторговли оказывает активность потребителей в Сети, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько развита интернетинфраструктура. Способом продвижения бизнеса в сфере интернетритейлинга может послужить позиционирование магазинов в социальных сетях, поскольку сегодня обмен информацией посредством Интернета между пользователями приводит к формированию поведенияособого типа. Потенциальные покупатели перед приобретением товара тщательно изучают его и сравнивают с аналогичными предложениями. Но окончательное решение принимается лишь после анализа отзывов других пользователей. Тем самым, для отечественных пользователей, исключая личныерекомендации знакомыхи друзей, Интернет –главныйинформационным ресурс и местопринятия решения о последующей покупке.Отметим, что показатели проникновения Сети в России, которыевлияют в конечном итогенараспространение Интернетторговли,в Центральной России и в крупных городахна порядок выше, нежели в других регионах. Но в последнее время можно наблюдать положительную динамикуданного процесса. В скором времени показатели рынкаэлектронной коммерции в России будут значительнорасти. Безусловно, существуют и проблемы, замедляющие данныйпроцесс, вследствие этого для равномерного развития с наименьшими потерями и рисками необходимагосударственная поддержка. Основная задачагосударства сводится к созданию стабильнойситуациина рынке электронной коммерции и к превращению его в конкурентоспособногоигрокана международнойонлайнплощадке.Несмотря на то, что Интернетторговляявляется весьма молодым сегментом отечественной экономики, она активно развивается: показатели объема рынка имеют положительную динамику.России вполне по силам захватить лидерство на рынке электронной коммерции. В силу этого, на наш взгляд, необходимо сделать следующее: хорошо организовать бизнес, учитывая по ходу такие проблемы, как широкий ассортимент товаров / услуг, конкурентоспособные цены, способ доставки. Решение этих проблем в дальнейшем будет способствовать продвижению России в Интернетпространстве. Мы полагаем, что отечественный рынок Интернетторговли достаточно привлекателен и перспективен не только для российских предпринимателей, но и для зарубежных бизнесменови инвесторов.

Ссылкинаисточники1.Бочкова Е. В., Пищулина Д.С. Этапы организации и особенности работы интернетмагазина // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сб. науч. тр. / под ред. В А. Сидорова. Краснодар, 2014. Вып. 17. 2.РейтингECommerce Index TOP100 2015. –URL: http://www.ruward.ru/ecommerceindex2015/.