Воспитание гуманных чувств как одна из важных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в современном детском саду

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Мялькина В. А. Воспитание гуманных чувств как одна из важных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в современном детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1691–1695. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96257.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности и научно-методические основы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены особенности воспитания гуманных чувств у детей в педагогическом процессе современного детского сада.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

МялькинаВиктория Александровна, студентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»

Воспитание гуманных чувств как одна из важных задач духовнонравственного воспитания дошкольников всовременном детском саду

Аннотация. В статье охарактеризованы особенности и научнометодические основыдуховнонравственного воспитания детей дошкольного возраста.На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены особенности воспитания гуманных чувств у детей в педагогическом процессе современного детского сада.Ключевые слова: гуманизм, гуманные чувства, детский сад, духовнонравственное воспитание, дошкольник, педагогический процесс

Дошкольноедетствоважный этап в духовнонравственном воспитании человека,период последовательногостановленияценностносмысловой сферы личности, формированияспособности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям,обществу и миру в целом. Анализируяпсихологопедагогическуюлитературу[16]можно выделитьряд особенностей духовнонравственного воспитания и развития дошкольников. Первая особенность, заключается в том, что дошкольник приобретает знания о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях,а также овнешней и внутренней стороне нравственных отношений. Однако, усвоение детьми этих сторон нравственных знаний может происходить различными путями как одновременно, так и по отдельности. Возможность более быстрого формирования у детейзнаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в отличие от формирования внутренней и смысловой стороны нравственных норм является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются. Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственной сферы у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется не только по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников. Поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступковчеловека, содержащей правило поведения в младшем возрасте к оценкесостоянию человека, попавшего в затруднение и обеспечивающей регуляцию поведения и к оценкепредвосхищению возможных последствийили дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий[6, с. 3235].Другая особенность духовнонравственного развитиядетейсостоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и ценностей во многом опережает реальное поведение[7, с. 6871].В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами: вопервых, реакция детей на вербальную и реальную ситуацию принципиально отличается (в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются вформе планирующего словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным); вовторых, нравственное действие дошкольникаявляется достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента (знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия); втретьих, нравственное поведение детей может носитьизбирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), а избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте.Исследователями отмечаются половые различия развития нравственной сферы в дошкольном возрасте. Учеными установлено, что девочки имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков в этом возрасте в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых[8, с.213].По мнению Н. В. Мельниковой нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях: 1) происходит усилениероли нравственных норм и образцов в поведении ребенкаи его оценке; 2) отмечается повышениеадекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий. При этом сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Постепенно у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью[8, с.2754].К основным механизмам развития нравственной сферы личности можно отнести механизмы подражанияимитации,идентификации,внутренней и внешней оценки и общий механизм интериоризацииэкстериоризации базисных этических понятий. Подражание и имитация выполняют функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Важными факторами формирования нравственного опыта ребенка выступают три объекта оценивания: личность (самооценка); другие люди (сравнительная оценка); собственная деятельность (поступки и последствия). Механизмы внутренней и внешней оценки содействуют процессам подражанияимитацииидентификации, стимулируют нравственное поведение дошкольника. Духовнонравственное развитие осуществляется также и посредством интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, превращение их во внутренние психические процессы. Внутри личности формируется «инстанция», которая начинает «требовать» то, что раньше требовалось извне. С другой стороны, усвоенные нравственные понятия, нормы и образцы закрепляются в нравственном опыте, переносятся на все новые и новые нравственные ситуации, и начинают определять направленность поведения и отношений ребенка. Механизм экстериоризации позволяет включать внутренние стимулы и мотиваторы нравственного поведения, нравственные оценки, чувства и переживания в процесс нравственного развития[8, с.310320].Важной задачей духовнонравтсвенного воспитания детей в дошкольнго возраста является формирование представлений о гуманизме и воспитание гуманных чувств. В возрасте шести лет происходит постепенное осознание ребенком гуманных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. В этот период закрепляются представления о нормах проявления положительного и гуманного отношения к взрослым, к детямиприроде.Поэтому особое значение в процессе духовнонравственного развития имеет воспитание гуманных чувств у детей.Гуманные чувства, по мнению ученых, это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животныхиприроду, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чемто пожертвовать ради другого[916]. Обобщая современные достижения педагогической теории и практики[1016],следует подчеркнуть, что формирование гуманных чувств у дошкольников происходит постепенно. Прежде всего, необходимо развивать способность к сопереживанию и переживанию вообще. Взрослый должен учитывать, что рождение сочувствия у детей младшего возраста начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Почему ты печальный?». Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым.Сопереживание, сочувствие, отзывчивостьимилосердие как выражение гуманных чувств и отношений к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и, наконец, переживание действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин, замеченных в них недостатков[1316].

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется не только осознанию ребенком моральных ценностей, но и практикеобогащения опыта гуманного поведения. Воспитателю следует заботиться, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природеивзрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животнымии пр.).Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений это процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать и сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно лишь закладываются в дошкольном возрасте.Именно дошкольник открытипредрасположен к подобного рода отношениям. Он доверчив сам и так же относится к другим. Жизненный опыт со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или заставит измениться.О сформировнаности гуманных чувств и отношений у детей можно судить по следующим критериям:понимание важности проявленияпо отношению друг к другу гуманныхчувств; умение руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей;проявление старшими дошкольниками гуманных чувств в повседневной жизни по отношению друг к другу и пр.Можно выделить три уровня развития гуманных чувств:низкий, средний, высокий. Ребенок с низким уровнем сформированности гуманных чувств не проявляет чуткости, сочувствия, отзывчивости и внимательности к сверстнику, не может действовать согласовано,не считается с интересами других, нарушает правила игры, ссоритсяи пр. Дошкольник со средним уровнем сформированности гуманных чувствосознает важность их проявлять в отношениях между людьми, имеетжелание помочь сверстнику, проявляет к нему сочувствие, отзывчивость. Однако емуне всегда удается владеть ситуацией, поэтому за помощью обращается к взрослому, а привыборе игры, распределении ролей, ребенок не всегда считается с интересами играющихи пр. О высокомуровне сформированности гуманных чувств мы можем судить, если ребенок осознает важность проявления гуманизма по отношению друг к другу, понимает эмоциональное состояние другого человека и стремиться проявлять гуманные чувствапо отношению к сверстнику,ценит это чувство в других людях, проявляет чуткость, внимательность, сочувствие и другие гуманные чувства по отношению к окружающим людям и пр. В условиях модернизации дошкольного образования решение задач воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников необходимо осуществлять в трех взаимосвязанных блоках педагогического процесса, во время непосредственно образовательнойдеятельности, самостоятельнойи совместнойдеятельностьдетей и педагогов.Первый блок включает разнообразные специально организованные занятия и мероприятия, которые можно условно разделить следующим образом: мероприятия познавательного цикла, ставящие цель дать детям конкретные этические представления; игрызанятия, способствующие систематизации и углублению знаний детей,каждое из которых посвящено отдельной нравственной темеи пр.Перспективным для гуманизациидеятельности детских садовследует считать использование различных по сюжетнотематическому оформлению занятий, которые предлагаются современными педагогами и практиками. В их числе занятиепутешествие (например, сказочное путешествие в страну добра и гуманизма,волшебных слов, добрых поступкови т. д.); занятиеразвлечение (театрализованное представление на основе произведений с высоким духовнонравственным и поучительным содержанием, во время которых дети могут прочувствовать и увидеть последствия гуманного и безнравственного поведения)и др.)[17, с. 65].Второй блок предполагает организацию соответствующей предметноразвивающей среды и свободной самостоятельной деятельности детей, содействующийсамореализации и отражению детских этических знаний, гуманных чувстви отношений.Самостоятельная играявляется важным средством воспитания гуманных чувств у детей, поскольку в этом виде деятельностизаложена возможность закрепления этических представлений, воспитания стремления поступать гуманно по отношению к участникам игр,созданы психологопедагогические условия для обогащенияопыта гуманного поведения как в процессе реального, так и игрового взаимодействия. К основным психологопедагогическим условиям эффективного использования игровой деятельности в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста следует отнести следующие: систематическое углублениеи обобщениенравственных представлений дошкольников о значимости гуманных чувств на подготовительном и заключительном этапе организации игровой деятельности;соблюдениепаритетности взрослого и ребёнка в процессе проведения игр;убежденностьпедагога в том, что содержание и организация игровой деятельности должны быть ориентированы на приоритет гуманных чувств во взаимоотношениях между людьмии пр.[1016].

Третий блок предполагает совместную деятельность педагогов и детей построенную на идеях сотрудничества, в процессе которой можно целенаправленно и ненавязчиво стимулировать основные механизмы развития нравственной сферы и гуманных чувств в частностипосредством организации разнообразных культурных практик дошкольников.

Культурные практики рассматриваются как ситуативное, иинициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах и пр. Это специально создаваемые ситуации для освоения позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательностии любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма и пр. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Культурные практики ребенкавыполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать опыт собственной многообразной активности на основе собственного выбора, ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми, эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям[18, с 158159].

Итак,воспитание гуманных чувств у дошкольников очень сложный процесс, направленный на понимание важности проявлять по отношению друг к другу гуманных чувств, формирование умений сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, делать доброискренне и руководствоваться нормами гуманного поведения при оценивании различных ситуаций и поступков людей, а также проявление гуманных чувств старшими дошкольниками в повседневной жизни по отношению друг к другу.К основным механизмам развития нравственной сферыи воспитания гуманных чувств можно отнести частные механизмы подражанияимитации, идентификации, самооценки и внешней оценки, интериоризацииэкстериоризации базисных этических понятий. Эффективными средствамивоспитания гуманных чувств являются разннобразная деятельностьи культурные практики детей, воспитательный потенциал которыхможно рассматривать в нескольких аспектах: непосредственно организованная деятельность обогащает этические представления детей, инсценирование произведенийи участие в сюжетноролевых играх, содержательно направленных на приоритет общечеловеческих ценностей и гуманизма, способствует обогащению социального и нравственного опыта дошкольников; активное участие в совместной или самостоятельной деятельности позволяет детям не только исполнять предложенные им роли, но и активно анализировать поступки героев с нравственной точки зрения, сравнивать со своим поведением и тем самым уточнять представления о гуманизме; выполнение действий, одобренных взрослым и положительно оцениваемых товарищами служит для дошкольников важным стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением и к выполнению аналогичных поступков в реальных жизненных ситуациях и пр.

Ссылки на источники1.Мельникова Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис…дра психол. Наук, Казань, 2009. ‬320 с.2.Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985. 267 с.3.Субботский Е. В. Генезис личности: теория и практика: издво «Смысл», 2010. 408 с.4.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г.Н.Година, А. Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1999. 96 с.5.Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. М. : Дрофа, 2006. 176 с.6.Титаренко Т. М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание, 1980. №10. С. 3235.7.Субботский Е. В. Генезис личности: теория и практика: издво «Смысл», 2010. 408 с.8.Мельникова Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника/ Н.В. Мельникова: дис…дра психол. Наук, Казань, 2009. ‬320 с.9.Кондрашова Н. В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе // Перспективы науки. ‬2014. № 11.С. 2431.10.Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственнодуховное воспитание дошкольников посредствомнародных сказок// Концепт. ‬2014. ‬№ 4.

URL:http://ekoncept.ru/2014/14080.htm11.Кондрашова Н. В. Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. ‬2012. ‬№ 7 (81). URL: http://ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf

12.ГавриловецК. В. Воспитание человечности. ‬Минск : Нар. Асвета, 2008. ‬183 с.13.Нальгиева Х. Л. Современные подходы к осуществлению гуманистического воспитания // Известия Чеченского государственного педагогического института. ‬2010. ‬№ 3. ‬С. 73‬77.14.Рассказов Ф.Д.,Гудков В. В., Мезенцева Н. В. Гуманистическое воспитание в современных условиях : метод. Пособие. Сургут : Победа, 2009. ‬136 с.15.Сергеичева Г. Г. Гуманистическое воспитание детей в общественном дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие.‬Брянск : Читай город, 2009. ‬139 с.

16.Авраменко О. В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Липецк, 1998. ‬21 с.17.Казакова Г. М. Особенности организации и виды занятий сдетьми старшего дошкольного возраста // Методист.‬2008.‬№ 3.‬С. 65.18.Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. ‬СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2014. ‬300 с.