Психологические термины в философских словарях России XIX – начала XX в.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Костригин А. А. Психологические термины в философских словарях России XIX – начала XX в. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2181–2185. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96356.htm.
Аннотация. В статье рассматривается феномен русских философских словарей XIX в. Описываются психологические термины, входящие в состав данных словарей. Философский словарь А. И. Галича содержит небольшое количество психологических понятий, так как психологические термины к тому времени еще недостаточно разработаны и не так популярны в области философских концепций. Философский словарь С. С. Гогоцкого середины XIX в. включает в себя достаточно большое количество психологических понятий, что свидетельствует, с одной стороны, о распространенности психологических знаний в философской сфере, с другой стороны, о тесной взаимосвязи философии и психологии. «Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии» под редакцией Э. Л. Радлова представляет собой первый словарь, содержащий наибольшее количество психологических терминов. В статье анализируется актуальность и соответствие философских словарей той эпохе в развитии психологии, внутри которой они появлялись.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Костригин Артем Андреевич,Ассистент, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Аспирант, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославльartdzen@gmail.com

Психологические термины в философских словарях России

XIX –начала XX вв.

Аннотация.В статье рассматривается феномен русских философских словарей XIXв. Описываются психологические термины, входящие в состав данных словарей. Философский словарь А.И. Галича содержит небольшое количество психологических понятий, т.к. психологические термины к тому времени еще недостаточно разработаны и не так популярны в области философских концепций. Философский словарь С.С. Гогоцкого середины XIXв. включает в себя достаточно большое количество психологических понятий, что свидетельствует, с одной стороны, о распространенности психологических знаний в философской сфере, с другой стороны, о тесной взаимосвязи философии и психологии. «Философский словарь логики, психологии, этики, эстетикии истории философии под редакцией Э.Л. Радлова представляет собой первый словарь, содержащий наибольшее количество психологических терминов. В статье анализируется актуальность и соответствие философских словарей той эпохе в развитии психологии, внутри которой они появлялись.Ключевые слова:философский словарь, психологические термины, А.И. Галич, С.С. Гогоцкий, XIXвек, взаимодействие философии и психологии, Э.Л. Радлов

В настоящее время существует высокий интерес к исследованиям в рамках истории [1, 2,3, 4, 5, 6, 7, ], философии [8]и методологии[9]психологии. Психологическое сообщество осознает необходимость переосмысления теоретических и методологических истоков психологической науки.Психология как наука вышла из лона философии. Многие психологические учения до второй половины XIXвека, когда психология оформилась как самостоятельная наука, были одновременно и философскими. Тесная взаимосвязь психологии и философии долгое время влияла и продолжает влиять на современные психологические концепции.Тем не менее, роль психологии в философских системах часто подчеркивалась: особенно, это заметно в течении XIXв., когда происходила психологизация философских и религиозных учений [10, 11]. К примеру, многими представителями духовноакадемической философии[12]психология выделялась как: одна из основных частей философии (В.Н. Карпов[13]), средство познания внутреннего опыта и обоснования нравственной деятельности (П.Д. Юркевич[14]), центральной гуманитарной наукой, которая способствует познанию субъективных процессов (В.А. Снегирев[15]), эмпирическая наука, изучающая наиболее общие свойства человеческой души (Ф.А. Голубинский[16], В.Д. КудрявцевПлатонов [17]), Такое переплетение психологии и философии наблюдается и в таком явлении философского творчества, как философские словари. В философских словарях XIXв. еще не полностью отражается разделение между философией и психологией, поэтому в них излагается большое количество психологических терминов. К тому же, в XIXв. не было выпущено ни одного психологического словаря.В данной статье будут рассмотрены четырефилософских словаря XIXв.: А.И. Галич «Опыт философского словаряª [18] и его же «Лексикон философских предметовª [18], С.С. Гогоцкий «Философский словарьª [19], а также Э.Л. Радлов «Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философииª [20]Цель данной работы –рассмотреть, какие психологические термины встречаются в указанных философских словарях.Используется проблемнологический и источниковедческий методы.Александр Иванович Галич (17831848) –философ, эстетик, последователь Ф. Шеллинга; экстраординарный профессор кафедры философии Петербургского университета. В своем творчестве развивал антропологические идеи в философии, отчасти, в богословии, используя как религиозные, так и естественнонаучные основания [21].«Опыт философского словаряª А.И. Галича состоит из терминов на русском языке, также на языке оригинала, где они употреблялись разработавшим их автором, на латинском инемецком.Психологических терминов в нем достаточно много. Приведем некоторые примеры.«Психология, учение о человеческой душе; бывает эмпирическое или умственное, смотря по тому, занимается ли опытными понятиями о предметах внутреннего чувства, или же душою как вещью своесущною, удобопознаваемою чистым умомª [18, с. 5253].«Сознание, conscientiasuiipsius, то состояние, в коем отличаем не только представления друг от друга, но и самих себя от представленийª [18, с. 55].«Reflexio, размышление, действие ума, коим он, получив известное понятие, возвращается к нему и рассматрвиает его во всех частях и отношениях; Reflectere–вообщеразмышлять, возможна ли в известном суждении и как возможна связь между данными представлениями (разм. логическое), или между представлениями и их источниками (разм. трансцендентальное)ª [18, с. 54].«Perceptio, принятие в себя, а) у Лейбница простое представление вещи в простом существе; б) у Канта представление чеголибо со сведением, которое в отношении к подлежащему, в коем имеет место, как изменение его состояния, называется чувствованием, а в отношении к предмету –познаниемª [18, с. 50].«Фантазия, способность души воздвигать представления в изменяющихся до беспредельности видахª [18, с. 37].Это –некоторые основные психологические термины. В словаре присутствует и другие: analysis, anticipation, apathia, apperception, associatio, sensuscommunis, synthesis, идеал, интерес, мыслить, понимать, самочувствие, синкретизм, смысл, чувственность.Достоинством словаря А.И. Галича является то, что он подошел к объяснению некоторых терминов через перевод, а не толкование его с помощью концептуальных построений.В другом словаре А.И. Галича «Лексикон философских предметовª дан очень короткий перечень психологических понятий, т.к. данная работа не была закончена: был выпущен только один том, содержащий термины на буквы «Аª, «Бª и «Вª. Вот этот список: аттитюды, бесстрастие, безчувствие, вдохновление.Словари А.И. Галича содержат не очень большое количество психологических терминов, что может говорить о том, что, с одной стороны, философия начала XIXв. не употребляла в своем дискурсе психологические понятия, с другой стороны, в данный период было разработано не достаточно широкий ряд психологических терминов, которые, к тому же не стали еще часто используемыми.Другим философом, составившим наиболее крупный философский словарь, был С.С. Гогоцкий. Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий (18131889) –богослов, философ, историк философии, педагог; доктор философии и древней филологии, работал в Киевской духовной академии[22]. Приведем некоторые примеры психологических понятий данного словаря.«Психология(<…>) наука, занимающаяся исследованием проявлений нашей душевной жизни, больше или меньше входящих в наше сознание, и на основании их делающая свои заключения о самой душе или о таких ее свойствах, которыене могут быть предметом непосредственного наблюдения <…>ª [19, с. 174175].«Сознание.Понятие сознания употребляется различно, но общий смысл его тот, что оно отличается от состояния бессознательного, когда для нас прекращается всякое разграничение вещей, а равно и отличие вещей от нашего сознающего начала. Сознание есть собственно отчетливое разграничение того, что происходит вне и внутри нас в нашем представлении и как бы отделение и противопоставление всего, силою представления, нашему сознающему началу: оно подобно свету, открывающему, озаряющему и себя, и вещи. Сознание составляет основной вопрос психологии <…>ª [19, с. 198].«Душа.Душою называют внутреннее начало, которое животворит наш телесный организм и обнаруживается в нашей жизни проявлениями познавательной, или теоретической, и нравственной, или практической, деятельности. К таким проявлениям относятся –ощущение, наблюдение, представление, инстинкты, страсти, воля и т.д. Исследованием подобных проявлений занимается психологияª [19, с. 4950].«Индивидуум(divideделить), неделимое, неделимость означает не то, чего нельзя разделить на части, потому что в мире чувственном все делимо, но такое цельное составное существо <…>. Но преимущественно приписывается индивидуальность (неделимость) человеку как сознательному существу, потому что его сознание неразлучно с сознанием своей тождественности во всех его переменах и состояниях и не имеет в себе внешнего расположения частей и членов, делающих возможным чувственное разделение и разложениеª [19, с.62].«Ощущение(sensus, sensation, <…>) –не то, что сознание. В сознании мы различаем себя от вещи и одну вещь от другой; а ощущение есть непосредственное, чувственное дознание происшедшего в нашем душевнотелесном составе видоизменения под влиянием какогонибудь действия на наш организм извне или изнутрь, хотя мы и не направляем нашего внимания на это видоизменение <…>ª [19, с. 144].«Перцепция(perception) –восприятие впечатлений; отличается от апперцепции, как направленной на самые перцепции или впечатленияª [19, с. 150].«Вниманиеесть сосредоточение нашего сознания на одном предмете с устранением от всех прочихª [19, с. 30].«Память–способность нашей души с помощью деятельности представления вызывать или приводить к сознанию все то, что уже входило в него когдалибо –все наши ощущения, состояния, представления, понятия и обозначающие из слова, и притом вызывать с сознанием, что припамятованное или снова сознанное уже было в нем, входило в него преждеª [19, с. 146].«Мышление.Мышлением называется высшая познавательная или умственная деятельность душевная. <…> мышление есть умственная деятельность, познающая с помощью представлений и понятий внутренние соотношения между вещами, а равно и наше отношение к вещамª [19, с. 112].«Чувство.Слово чувствоупотребляется преимущественно в применении к внутренней или душевной жизни; для выражения телесного чувства употребляется слово ощущение.Но иногда словом чувство обозначаются и телесные ощущения: так, например, органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния называются органами чувствª [19, с. 262].

«Воля–это свойственная человеку способность начинать ряд действий по собственному усмотрению, а не по одному только толчку или понуждению отвнеª [19, с. 31].«Характер(<…>). Слово характер применяют иногда к различным предметам, понимая под характером отличительные свойства каждого из них или целой группы их. Но правильнее будет относить характер только к человеку, потому что под характером разумеются вообще такие отличительные внутренние черты, которые обозначились под некоторым влиянием или при некотором участии сознания, а сознание свойственно только человеку. Под характером следует разуметь какоенибудь практическое направление наших внутренних сил, утвердившееся от долговременного повторения и притом больше или меньше под влиянием сознания. Характер –это как бы развившийся и при участии сознания выработавшийся и окрепший темпераментª [19, с. 252].Кроме этих основополагающих терминов, словарь содержит и другие: абстракция, анализ, антипатия, антиципация, апатия, апперцепция, архетип, ассоциация идей, аффект, безразличие, бессознательное (данный термин отсылается к словарной статье о сознании), воображение, воспоминание, воспроизведение, галлюцинация, гений, гипохондрия, идеал, идея, идиосинкразия, иллюзия, интеллектуальный, интерес, мечта, мимика, мнемоника, наблюдение, побуждение, познание, представление, припоминание, психизм, психофизика, рассудок, раздражение, разум, рефлексивный, рефлексия, симпатия, синкретизм, совесть, созерцание, способность, страсть, стыд, субъективный, талант, темперамент, ум, умственный, фантазия, феноменология, флегматичный, холерический, чувственность, чувствительность, эксперимент, энтузиазм, я.Словарь С.С. Гогоцкого содержит достаточное количество психологических понятий, помимо этого, присутствуют и психиатрические термины. Это может свидетельствовать о том, что к середине XIXв. психологический лексикон развивается все более широкой аудиторией ученых и мыслителей.На рубеже веков(1904)появляется еще один философский словарь, редактором которого выступил Э.Л. Радлов. Эрнест ЛеопольдовичРадлов (18541928) –историк философии,переводчик. Работал в Петербургской публичной библиотеке зав. философски отделом, в последствие стал ее директором; председатель философского общества при Петроградском университете[23]. В представленном словаре мы видим даже уже в названии указание техобластей знания, которые охватывает словарь; что не было указано в предыдущих словарях, они были общими. Таким образом, «Философский словарь…ª Э.Л. Радлова –это несколько словарей в одном. Причина, по которой редактор решил указанные отрасли не разделять, не известна. Однако стоит предположить, что Э.Л. Радлов видел некоторую связь этих наук, которая позволит охватить сразу всю систему научных дисциплин. Ведь все науки, указанные в заглавии, вышли из философии.Также можно предположить, что разделение наук носит и образовательный характер [24].Словарь содержит в себе достаточно много психологических понятий, что соответствует эпохе: психология обрела к тому времени свой самостоятельный научный статус, было разработано достаточное количество теорий, уже проводились эксперименты. Однако словарь все еще содержит некоторые термины, которые в начале двадцатого века начали уходить их психологического языка: душа, рассудок, телепатия. С другой стороны, здесь включено большое количество понятий из области физиологической психологии: афазия, атаксия, порог раздражения и др.Приведем примеры некоторых наиболее важных терминов.«Ассоциациейпредставлений называется связь их, благодаря которой они вызываются памятью в сознании. <…> Основной акт психической жизни состоит в синтезе, в соединении элементов, производимых сознаниемª [20, с. 1819].«Бессознательноеиграет, повидимому, в жизни человека большую роль. Инстинкты и рефлективные движения проявляются задолго до появления сознания; но и у взрослого человека состояния сознания сменяются бессознательными или, по крайней мере, такими состояниями, когда сознание деятельно в весьма малой степениª [20, с. 24].«Душа–принцип жизни, ощущения, воли, мышления и чувства. Предмет исследования психологии. <…> На душу возможны два основных взгляда: субстанциальный и актуальный(Вундт), т.е. можно защищать мысль, что душа есть субстанция и что она есть энергияª [20, с. 84].«Интеллект–обозначает ум, рассудок, разум, вообще познавательные способности человека в отличие от волевых. К деятельности интеллекта относятся ощущение, восприятие, представление и мышление. Активным началом в интеллекте является воляª [20, с. 112].«Интроспективный метод–метод самонаблюденияª [20, с. 113].«Мотивациейназывается вообще способность воли определяться мотивами, а также защита известного положения мотивации, делающими положение удобоприемлемымª [20, с. 170].«Психология–имеет своим предметом описание и объяснение душевной жизни. Основой этой жизни является сознание, имеющее богатое и разнообразное содержание. С сознанием (и самосознанием) каждый человек прежде всего знакомится из внутреннего опыта путем самонаблюдения, потом из наблюдений над другими людьми, нормальными и психически больными, детьми и стариками, наконец, из наблюдений над животными, насколько их душевный мир доступен человеку благодаря толкованию по аналогииª [20, с. 216].«Психометрия–имеет своей целью измерение продолжительности и скорости психических процессовª [20, с. 220].«ПсихофизикойФехнер называет точную науку об отношении души и тела, покоящуюся на опыте и на математическом исчислении количественной стороны явлений. Под духовной областью Фехнер разумеет все то, что может быть схвачено внутренним восприятием, под телесной –все то, что познается внешним восприятиемª [20, с. 221].«Рефлексия–обозначает размышление вообще, в особенности же внутренний опыт, самонаблюдениеª [20, с. 227].«Сознание(и самосознание) есть высшее понятие, принцип психологии, посему оно не может быть определено, а лишь описано, и не может быть выведено из других понятий, как например, движение, как это пытается сделать материалистическая психология. <…> Основная черта сознания –различение субъекта от объекта, «яª от «неяª, воспринимающего от воспринимаемого и в это же время соединение этих двух сторон в одном нераздельном актеª [20, с. 238].«Сон(сновидение) есть периодически возвращающееся состояние человеческого организма, вызываемое утомлением. От нормального сна, отличают ненормальный, который может быть вызван иными причинами (наркозом, гипнозом и т.д.). <…> Сон характеризуется изменениями в физиологической и психической жизниª [20, с. 240].Другие термины, содержащиеся в «Философском словареª Э.Л. Радлова, следующие: Абстрактный, Абулия, Агглутинация, Агорафобия, Аграфия, Алексия, Антипатия, Антиципация, Апатия, Апперцепция, Аппрегензия, Атаксия, Афазия, Аффект, Бесстрастие, Викариат чувств, Вкус, Влечение, Внимание, Внутренняя речь, Внушение, Воля, Воображение, Воспоминание, Воспризнание, Восприятие, Воспроизведение представлений, Выбор мотивов, Выражение, Высота раздражения, Галлюцинация, Гипербулия, Гиперстэзия, Гнев, Доверие, Дружба, Душевная слепота, Жалость, Желание, Забвение, Зависть, Закон Вебера, Закон Фехнера, Запоминание, Злорадство, Идисинкразия, Иллюзия, Индивидуальность, Индивидуация, Индивидуум, Инстинкт, Интеллектуальный, Интеллигибельный, Интерес, Интуитивный, Интуиция, Личность, Локализация психических явлений, Любовь, Локализация ощущений, Любопытство, Мания, Меланхолия, Мимика, Мнемоника, Мотив, Мысль, Мышление, Настроение, Наслаждение, Общее чувство / соматическое чувство, Ощущение, Память, Патогномика, Перцепция, Познавание, Понимание, Порог раздражения, Порог сознания, Притупление, Представление, Предубеждение, Психологизм, Психология народов, Психометрия, Раздвоение сознания, Различение, Рассудок, Рефлексы, Речь, Самонаблюдение, Самолюбие, Самообладание, Самопознание, Самосознание, Самочувствие, Сензитивные ощущения, Sensoriumcommune, Симпатия, Совесть, Сомнение, Сострадание, Страдание, Страсть, Стремление, Стыдливость, Стыд, Сугжестивный, Талант, Темперамент, Телепатия, Убеждение, Уважение, Удивление, Утомление, Фантазия, Характер,Чувство, Эгоизм, Эмоция, Этология, Юмор, Я, Язык.Кроме того, перечисляются имена некоторых психологов XIXв. –П.С. Авсенев, Н.Я. Грот, В. Вундт, У. Джейс, Дж. Локк, Дж. Милльи др.Об актуальности и релевантности «Философского словаряª Э.Л. Радлова говорит то, что в нем отражено несколько современных ему подходов в психологии: психология народов, закон Вебера, закон Фехнера. Однако их не так много. В объяснении самой науки психологии Э.Л. Радлов исходит из понятия души, душевных явлений, соединяя их с сознанием. Видно, что автор является в некоторой степени сторонником религиознофилософского подхода [25, 26, 27, 28] или эмпирического, но никак не физиологического. Это объясняется и тем, что словарь не содержит таких терминов, как мозг, нервная система. Несмотря на некоторую противоречивость в представлении психологических понятий автором в «Философском словареª, его заслуженно можно назвать первым словарем, содержащим наибольшее количество психологических терминов.Наличие психологических терминов в философских словарях XIXXXвв., и современного времени тоже, является убедительным примером тесной связи между философией и психологией. И несмотря на то, что уже полтора столетия психология является самостоятельной наукой, эта связь не прервалась. Однако именно в середине и во второй половине XIXв. взаимодействие философии и психологии кажется наиболее близким: осознание каждой науки себя отдельной другой открыло возможности для нового диалога и создания новых философских и психологических концепций.

Ссылки на источники1. Батыршина А.Р. История психологии воли в России: вопросы периодизации // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 6265.2. БатыршинаА.Р. Подходы к определению содержания категории «воляª и «волевая регуляцияª в отечественной психологии // Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 20.

№ 6 (107). С. 9397.3. Костригин А.А. За конкретния сюжет на историята на психологията на мечтите: идеите на Г. Шуберт, П.С. Авсенева и З. Фройд // Парадигма. 2016. №1. Том 3. С. 6369.4. Костригин А.А. «Описательная психологияª В. Дильтея и «Психология живой личностиª В.А. Снегирева: сравнительноисторический анализ // Международна научна школа "Парадигма". Лято 2015. В 8 т. Т. 4: Психология: сборник научни статии / под ред. А. В. Берлов, Л. Ф. Чупров. –Варна: ЦНИИ «Парадигмаª, 2015. С. 169176.5. Стоюхина Н.Ю. Из истории становления психологии в Нижнем Новгороде // PEM: Psychology.Educology. Medicine. 2015. № 34. С. 122138.6. Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. Отечественные психологи конца XIX начала XX вв. о снах и сновидениях // Психология и Психотехника. 2015. № 1. С.6369. 7. Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. Проблематика сна и сновидений в отечественной психологии на рубеже XIXXX вв. // Приволжский научный вестник. 2014. № 112 (39). С. 6266.8. Мазилов В.А. История психологии и философия психологии: необходимо взаимодействие // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 2. С. 94100.9. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПН, 1998. 356с.10. Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Место психологии в системе философских наук в трудах русских богословов XIXв. // Наука. Мысль. –2015. –№ 2. –С. 3034.11. Chuprov L.F., Kostrigin A.A. Position of psychology in philosophical sciences in works of Russian theologians of XIX century // International Journal Of Applied And Fundamental Research. –2015. –№ 2 –URL: www.sciencesd.com/46124855 (23.10.2015).12. Цвык И.В. Духовноакадемическая философия в России XIX в.: дис. ... канд. филос. наук. М.: РУДН, 2002. –373 c.13. Карпов В.Н. Система философских наук / Введение в философию. –Санкт Петербург: В Типографии И.Глазунова и Ко, 1840. –136 с.14. Юркевич П. Д. Материализм и задачи философии / Философские произведения. –М.: Издво «Правдаª, 1990. –С. 193245.15. Снегирев В.А. Психология и логика, как философские науки // Православный собеседник. –1876. т. II. –С. 427451.16. Голубинский Ф.А. Лекции философии. Вып. 1. –М.: Типография Л.Ф. Снегирева.. –1884 с. –81 с.17. КудрявцевПлатонов В.Д. Состав философии / Сочинения. Т.1. Вып.1. 1905. –458 с. –С. 1260.18. Галич А.И. Опыт философского словаря / Сост. и статьи А.А. Шевцова. –СПб.: Тропа Троянова; Иваново: ИТ «Роща Академииª, 2008. –389 с.19. Гогоцкий С.С. Философский словарь / Вступит. статья А.А, Шевцова. –СПб.: Тропа Троянова; Иваново: ИТ «Роща Академииª, 2009. –297 с.20. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии / Под. ред. Э.Л. Радлова. СПБ.: БрокгаузЕфрон. 1904. 284 с.21. Приленский В.И. Галич Александр Иванович // Русская философия: Энциклопедия / Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. –М.: Книжний Клуб Книговек, 2014. –832 с. –С. 124.22. Абрамов А.И. Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович // Русская философия: Энциклопедия / Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. –М.: Книжний Клуб Книговек, 2014. –832 с. –С. 136.23. Ванчугов В.В. Радлов Эрнест Леопольдович // Русская философия: Энциклопедия / Под. общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. –М.: Книжний Клуб Книговек, 2014. –832 с. –С. 513514.24. Стоюхина Н.Ю. Дифференциация психологического знания в высших учебных заведениях в высших учебных заведениях России начала XXвека // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. С. 3235.25. Костригин А.А. Богослов и психолог В.А. Снегирев о субстанциональности души // Психология –наука будущего. Материалы VI Международной конференции ученых. Москва: Институт психологии РАН. 2015. С. 205209.26. Костригин А.А. «История душиª П.С. Авсенева как психологическая дисциплина // PEM: Psychology. Educology. Medicine. –2015. № 34. С. 2029.27. Костригин А.А. Системный подход к изучению души в трудах В.А. Снегирева // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть I. Методология системогенетического подхода. Конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности: материалы VII Международной научнопрактической конференции, 2022 октября 2015 г., г. Ярославль / под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Издательство ООО «Агентство Литераª, 2015. С. 6971.28. Стоюхина Н.Ю., Мазилов В.А., Костригин А.А. Вениамин Алексеевич Снегирев: богослов и психолог // Ярославский педагогический вестник.

2015. Т.2. №3.

С. 138149.