Советская молодость в контексте истории семьи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвиненко Е. В., Гарифзянова А. Р. Советская молодость в контексте истории семьи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2366–2370. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96394.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются символы советской молодости в представлении трех исторических типов поколений советского периода (на примере истории семьи). Выделяются отдельные факторы, влияющие на выбор того или иного символа молодости, анализируются высказывания опрошенных респондентов, и дается качественная характеристика понимания их молодости, ее представления в символических значениях в рамках советского дискурса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литвиненко Елена Владимировна,Студентка 5 курса, ФГАОУ ВО «Елабужский институт Казанского федерального университета», г. Елабуга lena2703@inbox.ru

Гарифзянова Альбина Раисовна,Кандидат философских наук, доцент, ФГАОУ ВО «Елабужский институт Казанского федерального университета», г. Елабуга albina.garifzyanova@gmail.com

Советская молодость в контексте истории семьи

Аннотация. В статье рассматриваются символы советской молодости в представлении трехисторических типовпоколений советского периода (на примере истории семьи). Выделяются отдельные факторы, влияющие на выбор того, или иного символа молодости, анализируется высказыванияопрошенных респондентовидается качественная характеристика пониманияих молодости,ее представленияв символических значенияхв рамках советского дискурса.Ключевые слова: молодость, поколение, символ; советская повседневность, советская эпоха.

В условиях резких социальных перемен происходит переоценка прошлого, и трансформируются интерпретации исторических событий. Меняются взгляды, стили, изменяется образ повседневной жизни и тем самым меняются смысловые переоценки человека в разные периоды времени. Появляется острая потребностьобщества удержаться в привычных социокультурных рамках. В настоящее время, элементы социальной культуры достаточно прочно вплетены в современное культурное пространство. Актуализация советской повседневности и установки культурных кодов, позволяют современному человеку проследить элементы советской культуры. Повседневность как специфическая область социальной реальности представляется в функционировании общества как важное условие человеческой жизнедеятельности, в котором формируется самосознание и мировоззрение человека об обыденных вещах внешнего мира. Иногда образ жизни характеризует бытие молодости и отношение к ней, следовательно, основной целью исследования являлось выявить символы советской молодости в представлениях разных поколений(на примере истории семьи). В качестве методологии исследования выступает метод устной истории или истории семьи.Семья рассматривается, с одной стороны, как единое целое, как воображенная социальная «группа»,через историю которой можно проследить важные и значительные события в масштабах всей страны, с другой ‬как последовательность поколений и совокупность индивидуальных биографий. В конкретном исследовании рассматриваютсясимволысоветской молодостикак конструкта, эксплуатируемойв публичной сфере и в массовой культуре (фильмы, книги, сериалы, фото,проекты, мода).В современном динамичноразвитом обществе семья имеет свое значение как канал передачи социальных ресурсов, где является системой социальных координат как на институциональном так и на повседневном уровне.Советская эпоха была ключевым моментом в истории XXвека и может быть охарактеризована, как утопия к стремлению построить, индивидуальное общество, где индивидуализм, нацеленность граждан к формированию личного благополучия должно было сменить их стремление к общественному и личностному благу. Впервые за историю человечества удалось построить не особо прагматичный, но отчасти идеализированный мир, в котором всепоглощающая погоня за материальным благополучием отступилана второй план, предоставив обществу время задуматься о ценностях, знаках символах жизненного пути.В рамках советского дискурса понимание термина «символ» связывалось с глубоким социальнодуховным измерением, либо специфическими предметами, относящиеся к определенному времени, понятие «молодость» как надежды на лучшее будущее, развитие будущего страны.В ходе изучения социальной и философской литературы были выделены следующие интерпретации понятия «символ» в исследованиях разных ученых таких, как:М.К. Мамардашвили [1], Э.Кассирер[2], Н.В. Кулагина[3], Ю.А. Левада[4], Р.А. Лошаков[5] и многие другие.С.С.Аверинцев дал развернутое представление о символе, характеризуя его как универсальную категорию эстетики, лучшего всего поддающуюся раскрытию через сопоставление со смежными категориями образа, с одной стороны, и знака ‬с другой [6, с. 155]. Следовательно, символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, это есть знак,наделенный всей многозначностью образа.С точки зрения философа К.Юнга, символ ‬это имя или воображение, которые могут быть известны в повседневной жизни, но обладают специфичным добавочным значением к своему обычному смыслу [7, с. 16]. Другими словами, символом может,является все то, что является идейнообразной структуры для человека. Многие предметы повседневной жизни ассоциируются с определенным временем, в котором проживает человек[8].Период молодости является одним из самых запоминающихся временем как самого притягательно и таинственного. Социолог Е.Л. Омельченко считает, что на протяжении всей последующей жизниэта загадочная пора будет ассоциироваться с самыми лучшими воспоминаниями. Как ни парадоксально, но эта пора воспринимается самими молодыми людьми как нечто тяжелое и одновременно как полное пространство свободы [9, с. 7].Некоторые исследователи считают,что человек ассоциирует свою молодостьчерез его внутреннее состояние, восприятие жизни или символизирует со значительными предметами, относящиеся к определенному периоду времени. Поэтому интерес написания статьи возник с целью проследить то, как человек ощущает прошедшую молодость, с каким состоянием ее связывает и с какими символами ее ассоциирует, особенно в советскую эпоху, который содержит в себе быстрый скачек в развитии человеческой социализации.Между тем, существуют своеобразные, сентиментально окрашенные «символы» советского общества, довольно четко отражающие особенности повседневные жизни в разные периоды советской истории. К примеру, если посмотреть ретроспективно на советское время 1930х, 1960х, 1970х, 1980х возможно проследить повседневный контекст и «элементы советской культуры», т.е. символы молодости.Необходимо учесть, что существуют определенные факторы, влияющие на выбор того, или иного символа молодости советского поколения. К ним относятся:‬возраст, ассоциирующийся со временем молодости;‬время или эпоха;‬стиль жизни;‬мода;‬жизненные стратегии;‬территориальные границы;‬события страныили города.Каждый из факторов действительно является значимым, накладывая многочисленные «культурные образцы» т.е. значения и смыслы на тот или иной символ. Важно отметить, что в России исследователи выделили четыре исторических типа поколений советского периода. Первое‬дореволюционное поколение, включающее 1900е годы рождения, второесоветское поколение («деды»), захватывающее 1920е годы рождения, третье ‬среднее поколение («родители»), которое включает 1950е годы рождения и четвертое‬«дети» ‬1970е годы рождения. С учетом выделенных поколений (24ого) было взято несколько полуформализованных интервью, в которых участвовало три респондентаразного возраста, пережившее советское время.

По мнению одного из опрошенных символ молодости отождествляется с переломными революционными потрясениями в странепроисходящие 1930х годах,форсированной индустриализацией, коллективизацией и «окультуривании» советских граждан. Молодость прошла на пике военных действий. «В 1940 году я был направлен в Рязанское военное училище связи. На тот момент мне было 19 лет. Через год попал на Центральный фронт, где пришлось воевать в битве над ОрловскоКурской дугой в качестве связиста, поэтому значимым символом для меня являются: военная униформа РККА, автомат «Калашникова» и трубка связиста, с которой я пробежал немало километров. Она была моим талисманом». Таким образом, к символам своей молодости респондент относит, прежде всего, военное время и военный атрибут, который является не только символом, но и талисманом. Иногда вещи имеют свою ценность и выражают достаточно большое значение для человека, особенно если это связано с определенной эпохой. Но наступивший конец войны не сталдля респондента мирной жизнью. «Меня отправили на Украину участвовать в разгроме банд бандеровцев. Вся молодость вплоть до зрелой жизни пронеслась в сражении за свободу, честь и мир. А это самое главное», как отмечает один изреспондентов опроса.Следовательно, символами своей молодости респондент считает духовные и нравственные характеристики, например, отношение к работе и ответственность. Материальная сторона жизни не занимала важное место в его понимании молодости. Более того, анализируя высказывания респондента, можно выделить, что в рамках советского дискурса понимание молодости, как надежды налучшее будущее, связывалось с будущим страны. Это подтверждается такими словами респондента, как: «…молодежь, которая по возрастууже не могла представить себе трудности во времена Сталина и Второй мировой войны, стремилась работать, биться за будущее страны, чтобы чувствовать свободуи спокойствие» (м., 85 лет, среднее специальное образование, строитель).В интервью один из респондентов выразил особое отношение к периоду «оттепели», так как именно в этот период начинается исследование вклада каждого отдельного региона в победу над фашистской Германией. Этот период урабанизационного перехода в СССР требовал массовую рабочую силу, отказ от прежней системы мышления, системы оценок человека и окружающего мира. Опор делался на социальноэкономическое развитие страны, поэтому главной целью становилось для государства обучить население высшему образованию, в связи с этим, увеличивалась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. Респондент знаковым моментом своей молодости считает поступление в высшее учебное заведение (ж., 67 лет, высшее специально образование, учитель).Опрошенный респондент отмечает, что: «…поступление в университет было значимым событием в жизни, так как каждый в то время думал о карьере и хорошей заработной плате, поэтому поступив в университет, я обрела возможность получить новые знания, умения и навыки, которые необходимы для высококомпетентного специалиста в своейбудущей профессии».Кроме этого, исследователи отмечают, что в данный период происходит формирование так называемой неформальной публичной сферы.Это означает, что наряду с официальной общественной жизнью с ее собраниями членов партии ипрофсоюсов, демонстрациями лояльности в отношении режима, цензурируемой литературой и СМИ, возникают сообщества, объединяющие людей со сходными досуговыми интересами, ‬единомышленников,коллег, друзей, родственников, неформальные коллективы на производстве.В них развиваются альтернативные ценности и представления о личной и общественной жизни [6, с. 71].Наверняка, поэтому основными символами молодости респондент также отмечает Всемирные фестивали молодежи и студентов, студенческие самоуправления, геологические экспедиции и социальнокультурное творчество развития народа.Один из респондентов считает, что ее молодость ничем почти не отличается от молодости молодежи XXI века: «…чисто человеческие ценности они всегда в любом веке одинаковы, а вот символы, конечно, другие» (ж., 45 года, высшее медицинское образование, кардиологневролог).Если говорить о восприятии молодости другого респондента, то оно происходило в постперестроечный период конца 1980х, когда существенным образом менялась роль государства в регулировании социальных отношений. Как утверждают Е.Здравомыслова и А.Темкина в это время возникают и становятся допустимыми разнообразные гендерные роли. Гендерный порядок характеризовался плюрализмом ролей, индивидуализацией и сексуальными свободами, новыми возможностями для мужчин и женщин [10, с. 59]. В этот периодвремя в СССР возник интерес молодежи к ретростилю,в частности субкультуре стиляг как формированию новой культуры чувств исвободыотношений.Возможно поэтому респондент, отвечая на вопрос «Что, по Вашему мнению, можно отнести к символам молодости?», она отмечает: «…символами моей молодости являются песни группы «Ласковый май», «Мираж», «КарМэн», «НаНа» и, прежде всего, мода 80х и 90х. Яркий макияж и химическая завивка и модные яркие платья были очень популярны в то время» (ж., 42 года, высшее медицинское образование, кардиолог).Следует отметить, что молодость для нее ассоциируется с первой любовью, с ощущением радости жизни, полета и эйфории, а также грусти, горечи потери и периодом многих ошибок. «Молодость ‬это расцвет отношений любви и дружбы. Дружба является для меня одним из самых значимых символов, так как именно в этом возрасте начинаешь ценить дорогих тебе людей» (ж., 42 года, высшее медицинское образование, кардиолог).Размышляя о символах молодости советского периода и сравнивая их с современными, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что со сменой поколения меняются символы молодости и взгляды молодежи, а ценности остаются теми же, а именно такие, как: свобода, труд, дружба, определенная деятельность и успехи в ней, и то, что важно для самореализации человека в динамичноразвивающемся мире.Можно отметить, что в каждый период времени символы молодости свои, особенные, что зависит скорее от возраста, стиля жизни, моды. С развитием глобализации расширяются возможности, меняется и упрощается наша жизнь и для современного поколения или поколения двухтысячных или последующих лет символы молодости уже будут другими, так например, интернет, мобильный телефон, иномарки, кокакола, комедии, шоу и т.д.К символам молодости можно отнести кроме различных предметов, событий и то, что мы относим к духовному состоянию человека, которое оставляет значимый след и влияющий на жизненные стратегии людей и социальнокультурное изменение жизни общества. В советском визуальном каноне символом молодостипредставляется идеализация прошлого, несмотря на жизненные невзгоды, расстановка акцентов на духовных ценностях, подчеркивание второстепенности материального в жизни. Таким образом, советская эпоха, носит свои собственные черты и характеристики, которые оказывали интенсивное влияние на советскую молодежь.

Ссылки на источники1.Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке. ‬М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. ‬224 c.2.Кассирер Э. Философия символических форм. ‬СПб.: Университетская книга, 2002. ‬398 с.3.Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятие и миропонимания. ‬М.: МПСИ, 1999. ‬80 с.4.Левада Ю.А. Люди и символы. Символические структуры в общественном мнении. Заметки для размышления // мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. ‬2001. ‬№ 6. ‬С. 713.5.Лошаков Р.А. Феномен и символ // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. ‬2005. ‬№ 6. ‬С. 7384.6.Аверенцев С.С. Словарь. ‬К.: Дух iЛiтера, 2001. ‬С. 155161.7.Юнг К.Г. Человек и его символы. ‬М.: Серебряные нити, 1998. ‬368 с.8.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. ‬2е изд. ‬М.: Искусство, 1995. ‬320 с.9.Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. ‬М.: Издво Института социологии РАН, 2000. ‬220 с.10.Здравомыслова Е. и Темкина А. Гендер для «чайников». История и современность: гендерный порядок в России. ‬М.: Фонд им. Генриха Белля: «Звенья», 2006. ‬264 с.