Психологические аспекты предтестовой беседы при проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусева Н. В. Психологические аспекты предтестовой беседы при проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2436–2440. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96408.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных психологических аспектов предтестовой беседы при проведении психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Изложены ключевые факторы проведения предтестовой беседы. Освещаются методы и приемы установления психологического контакта и получения правдивой информации. Особое внимание уделено основным задачам предтестовой беседы в свете их психологических аспектов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусева Наталья Витальевна,Кандидат психологических наук, преподаватель кафедры кадрового и моральнопсихологического обеспечения ВГОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьnatashagu@mail.ru

Психологические аспекты предтестовой беседыпри проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению основных психологических аспектов предтестовой беседы при проведении психофизиологических исследований с использованием полиграфа.Изложены ключевые факторы проведения предтестовой беседы. Освещаются методы и приемы установления психологического контакта и получения правдивой информации. Особое внимание уделено основным задачам предтестовой беседы в свете их психологических аспектов.Ключевые слова:специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа, полиграф, предтестовая беседа, психологические аспекты предтестовой беседы.

Специальные психофизиологические исследования с использованием полиграфа (далее –СПФИ) проводятся в органах внутренних дел с начала 90х годов. На сегодняшний день без проведения СПФИ не представляется ни проведение профессиональнопсихологического отбора, ни процедура перемещения сотрудников на вышестоящие должности, ни выдвижение их в кадровый резерв, ни организация служебных проверок при возникновении нештатных ситуаций.Значимость изучения психологических аспектов организации и проведении специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа трудно переоценить уже потому, что профессия полиграфолога относится к типу "Человек Человек". Многогранность этой профессии предполагает также и работу специалиста в системах "Человек Техника" и "Человек Знаковая система", но, как известно, субъектом профессионального интереса полиграфолога является каждый конкретный обследуемый человек с его системой нервнопсихологической организации, личность с ее сознанием и эмоциями. Поэтому для организации и эффективного проведения полиграфных обследований полиграфологу необходимо знать и умело использовать достижения психологической науки.С другой стороны, сам полиграфолог тоже личность со своими психологическими особенностями, поэтому, важной задачей представляется умение специалиста владеть собой, эффективно регулировать свое психологическое состояние, в зависимости от задач обследования применять различные профессиональнопсихологические роли.В нашей стране круг специальностей, на базе которых можно получить образование полиграфолога, не ограничен психологической, т.е., можно быть полиграфологом, не имея базового психологического образования, тогда как, в ряде других государств, это невозможно. Однако, это не исключает необходимость знания полиграфологом основ психологии и умения использовать их в практике своей работы. Актуальность выбранной темы обусловлена и тем, что полиграфолог относительно новая для нашей страны специальность, поэтому профессиограмм, включающих четкую структуру профессиональнопсихологических требований к специалисту, не разрабатывалось. В то же время, очевиден тот факт, что важнейшей составляющей эффективности применения полиграфа является высокий уровень квалификации и профессионализма специалиста. По мнению многих экспертов в данной области, успешность проведения полиграфного обследования намного сильнее зависит от специалистаполиграфолога, чем от используемой им техники. Современный специалистполиграфолог должен оперировать большим объемом специальных знаний как в области непосредственно методической работы на полиграфе, так и в смежных областях психологии, физиологии, юриспруденции.Психологические аспекты полиграфных обследований касаются всех без исключения его этапов, начиная от первого разговора специалиста с заказчиком и заканчивая выводами специалиста и последней точкой в заключении. Кроме того, своей уникальной психологической спецификой характеризуются разные виды полиграфных обследований: если для скрининговой проверки кандидата на работу используется одни методы работы с обследуемым, то в рамках служебных разбирательств или судебных экспертиз другая. В структуре СПФИ предтестовой беседе придается особо важное значение. От этого этапа во многом зависит успешность всего исследования. Такая беседа проводится с целью выявления биографических данных и получения новых деталей, связанных с целью проверки. На основании получаемой на этом этапе информации принимается решение о возможности и целесообразности проведения исследования, определяются методы и схема его проведения,выстраивается тактика взаимодействия с обследуемым.Многие практикующие специалистыполиграфологи считают, что беседа перед проверкой намного важнее самой проверки. На этапе предтестовой беседы полиграфолог рассказывает обследуемому о принципе работы прибора, иллюстрируя на конкретных примерах как прибор «отличает» правду от лжи. При этом необходимо убедить обследуемого в непогрешимости работы прибора и неизбежности выявления лживых ответов.В предтестовой беседе специалист информирует обследуемого о правилах проведения СПФИ и требованиях к его поведению в процессе исследования. Именно в процессе предтестовой беседы с первых секунд появления обследуемого в кабинете полиграфолог должен зарекомандовать себя компетентным, авторитетным, грамотным, профессиональным специалистом, вызывающим доверие, уважение и даже симпатию.Исключительно важное значение на этапе предтестовой беседы имеет установление и поддержание психологического контакта с обследуемым. Ни в коей мере нельзя оказывать на обследуемого грубое давление или выказывать свое недоверие. Необходимо обращаться с ним предельно корректно, демонстрировать абсолютную объективность и непредвзятое отношение. Любой высококвалифицированный полиграфолог проводит предтестовую беседу в свойственном только ему уникальном стиле, обусловленном всем своеобразием его личности. Несмотря на видимые различия в манере проведения предтестовой беседы, можно выделить то общее, что объединяет всех грамотных специалистов, а именно принцип индивидуализации беседы. Так, с однимобследуемым полиграфолог может беседовать на протяжении двух часов, а общение с другим ограничить десятью минутами. Одного обследуемого специалист может слушать молча, не прерывая и почти не задавая вопросов, речь же другого обследуемого он может поправлять, уточнять, корректировать. Иными словами, профессиональный полиграфолог строит контакт с обследуемым непременно с учетом его индивидуальнопсихологических особенностей. Специалист должен исходить из того, что обследуемый, даже если он не причастен к расследуемому событию, может быть изначально настроен против него и демонстрировать свое негативное отношение к СПФИ. В отдельных случаях он сам будет провоцировать специалиста с целью создания ненормальных условий для работы. В этом случае полиграфолог обязан сохранять полное спокойствие, демонстрировать корректность и ни в коем случае не поддаваться на провокации. Полиграфолог должен постараться перевести контакт с обследуемым лицом в спокойное русло с тем, чтобы к моменту тестирования с использованием датчиков получить доступ к максимально спокойной его психике.При этом, «тонкость» работы обусловлена следующей непростой дифференцированной задачей: необходимо непричастного обследуемого привести в спокойное состояние, а причастного держать в определенной степени психологического напряжения. Сложность аключается в том, что на данном этапе специалист не знает, причастен обследуемый или нет (если речь идет о расследовании).Беседа перед СПФИ должна проводиться в удобных, комфортных условиях. Не последнюю рольиграет имидж специалиста: аккуратный внешний вид, одежда в деловом стиле, уверенность в поведении, выдержка и самообладание. Кабинет должен быть оформлен в строгом стиле, благоприятное впечатление оказывает размещение на видном месте документов о квалификации полиграфолога, его сертификатов, удостоверений об участии в научных форумах.Знание полиграфологом жизни обследуемого, его поведения, помогут установлению контакта, нахождению истины. Образно выражаясь, прежде чем обследуемый перешагнет порог кабинета, полиграфолог должен знать о нем все. Любые колебания, нерешительность, неопределенность в ответах обследуемого должны быть приняты во внимание специалистом. Также в беседе должны быть рассмотрены любые словесные и физиологические проявления стресса, поскольку они могут являться косвенными признаками сокрытия информации. Рекомендуется больше слушать, чем говорить, использовать точные вопросы, стараться добиться расположения проверяемого и конфиденциальности в отношениях. Полиграфолог обязан неоднократно в беседе показать проверяемому свое желание помочь ему и убедить, что сказать правду в его же интересах. Нужно стремиться обеспечить признание, подтверждение или отрицание проверяемого факта.Продолжительность предтестовой беседы варьируется от получаса до полуторадвух часов. Это время нельзя считать потерянным, напротив, умело проведенная предтестовая беседа создает надежный фундамент успешного тестирования.Итак, основные цели предтестовой беседы следующие:

установить психологический контакт и добиться хороших взаимоотношений с обследуемым;

адаптировать обследуемого к ситуации СПФИ;

определить наличие (отсутствие) физических или психологических противопоказаний к проведению СПФИ;

определить, имеются ли физические или эмоциональные причины, препятствующие проведению СПФИ;

выявить степень осведомленности обследуемого о проверяемом событии [2];

получить достаточно данных об обследуемом, на основании которых можно выбрать соответствующие контрольные вопросы для его проверки;

ознакомить обследуемого с процедурой проверки;

убедиться, что обследуемый полностью понимает смысл задаваемых вопросов, в случае непонимания скорректировать их;

ознакомить обследуемого с его правами;

убежить в нецелесообразности попыток противодействия процедуре;

получить заявление о добровольном согласии на проведение СПФИ.Беседа и обследование проводятся в комнате без посторонних лиц, а если их присутствие необходимо, то они должны находиться внеполя зрения обследуемого. Специалист должен посвятить 510 минут обсуждению с проверяемым вопросов его биографии, семейного положения, образования, здоровья, мест работы [2].При проведении предтестовой беседы полиграфолог должен быть предельно внимательным. Часто неискренность лжеца выдается непроизвольно в результате произнесения лжецом отдельных слов (оговорка) и фраз (проговор), которые могут прямо обнаруживать скрываемую правду и отчасти быть следствием элементарной невнимательности и небрежности лжеца. В то же время в отдельных направлениях психологии считается, что появление оговорок, описок (оговорки в письменной речи) и проговоров (оговорки в виде целой фразы) представляет собой не случайный процесс, обусловленный небрежностью и невниманием, а особое явление, отражающее внутренний психический конфликт индивида. Оговорка, пусть не всегда явно, отражает то, что говорящий хотел бы скрыть (не сообщать), то есть представляет собой своеобразную форму самопредательства. Такое подавление может быть осознаваемым, например, когда человек умышленно лжет и скрывает правду, или неосознанным, когда речь идет о какихто явлениях, фактах или событиях, вытесненных из сознания в результате действия механизмов психологической защиты. Очевидно, не всякая оговорка может служить доказательством лжи. Здесь обязательно надо принимать во внимание содержание всего сообщения и контекст текущей ситуации. Довольно часто оговорки являются просто отражением нарушения нормального протекания процесса речевой продукции, например, в результате действия сильных эмоций, и представляют собой обычные ошибки речи, не несущие никакого содержания. Точно также полное отсутствие оговорок не может рассматриваться как доказательство правдивости высказывания. Среди сторонников психоанализа бытует мнение, что раскрывающие правду оговорки появляются, прежде всего, у тех лжецов, которые испытывают сильное чувство вины и подсознательно стремятся к тому, чтобы их ложь была раскрыта. Проговорами называются оговорки, состоящие из нескольких слов и представляющие собой, по существу, целые фразы. Как правило, они встречаются реже, чем обычные оговорки и проявляются, в основном, при переживании человеком сильных эмоций (гнев, ужас, страх), когда в значительной степени теряется контроль за речью со стороны сознания. Интерпретация проговоров в силу их большей содержательности оказывается проще, чем оговорок, и обычно в большей степени проливает свет на скрываемую правду. Для выявления оговорок и проговоров почти всегда необходимо внимательное прослушивание звукозаписи беседы. При этом качество звукозаписи должно быть максимально высоким, так как очень часто оговорки произносятся предельно тихим голосом и могут быть трудно различимы на общем акустическом фоне. Важными факторами распознавания лжи являются нейролингвистические, темпоральные (скорость речи) и голосовые характеристики речи –это паузы, оговорки, слова паразиты (так сказать, как говорится, и т.п.), повторы, лишние слоги, изменение скорости речи, интонации, покашливания и т.п. Эмоциональное и словарное обеднение речи, излишняя детализация незначимых моментов рассказа и резкое сокращение деталей и конкретности в описании значимого события. Частые переспрашивания, уточнения, непонимание самых простых слов и формулировок. Уход от прямых вопросов. Например, вор на вопрос "Вы хоть чтонибудь украли на этой фирме?", часто спрашивает : "А что вы подразумеваете под словом украсть?".Несмотря на то, что слова, как уже было отмечено выше, несут в себе меньший потенциал возможностей для "индикации" лжи, они такжемогут быть верными признаками обмана. И как показывает практика, многих лжецов выдают неосторожные высказывания. Признаком лжи являются уклончивые ответы или увертки. Если обследуемый уклоняется от объяснения какихто конкретных фактов, ссылается на отсутствие информации, при условии, что эти темы и вопросы не относятся к тем, которые вызывают у него неприятные ощущения и воспоминания. Примеры: "Я не хочу говорить об этом...", "Чтото не могу припомнить...", "Я не вижу смысла в этом обсуждении...", "Не знаю даже, как ответить вам на этот вопрос..." Часто обследуемый старается произвести выигрышное впечатление о себе, и специалист должен воспользоваться этим для разработки контрольных вопросов уже на первой стадии беседы по биографии, о работе, взаимоотношениях на работе, в семье и т.д. Есть смысл спросить, были ли довольны им его прежние начальники, чтобы дать ему возможность представить себя честным, преданным делу служащим, который никогда ничего не похищал у работодателя, человеком, который является (был) хорошим сыном, отцом и т.д., который никогда не делал ничего очень плохого. Поскольку обследуемый хочет создать о себе хорошее впечатление, от полиграфолога понадобится одобрение, поддержка, чтобы направить беседу по этому пути. После беседы на эти темы специалист может спросить проверяемого о том, что он знает о причинах проверки. Например, подозреваемого нужно спросить о том, что ему известно о преступлении. Чаще всего обследуемый говорит, что знает очень мало. В это время следует спросить, подвергался ли он раньше проверке на полиграфе и что он знает или слышал о проверке на «детекторе лжи». Если он скажет, что уже подвергался проверке на детекторе, следует выяснить причины проверки, какие были результаты, его отношение к проверке и т.д.Полиграфолог должен объяснить особенности работы нервной системы человека, рассказать, как при различных ситуациях нервная система реагирует на задаваемые вопросы, а это приводит к появлению изменений в человеческом организме, что эти изменения совершенно не могут контролироваться человеком, его волей. Происходят неконтролируемые изменения в сердцебиении, дыхании, речи, голосе. Далее следует объяснить, что как только человек отвечает на вопрос неправдиво или пытается скрыть правду, наступают изменения в его организме,которые не могут им контролироваться, но фиксируются и отображаются прибором. Необходимо также проинформировать обследуемого, что любой детектор лжи работает по принципу количественного сравнения реакций (изменений в организме), т.е. он не сможет установить разницы, когда человек скрывает правду, а когда говорит чистую ложь. Вот почему важно обсудить все, что он может знать при ответе на задаваемый вопрос. В противном случае любое укрывательство проявится во время испытания как ложь, и человек окажется обманщиком, лжецом, в то время как на самом деле он просто не внес ясности в тему, обсуждающуюся в беседе. При этом нужно иметь в виду, что проверка может установить только знания о предмете проверки, выявить, пытается ли проверяемый скрыть эти знания. Еслизнания беспокоят его или даже носят угрожающий характер, полиграф установит значительное повышение стрессовых реакций. Это хорошо определяется, если расследуется одно событие, одна тема. Если же несколько событий включается в одну проверку, то наибольшая стрессовая реакция может затеряться, перепутаться с другими реакциями. Поэтому лучше в этом случае проводить раздельные проверки, а значит и проводить раздельные предтестовые беседы.Полиграфолог может сказать обследуемому, что результаты проверки будут рассмотрены вместе с ним до того, как он покинет комнату, где проходило обследование. Очень часто это помогает отделить важное от второстепенного. Причастный обследуемый в этом случае будет чувствовать больше страха, тревоги, а непричастный воспримет это какнечто естественное.Кроме того, при проведении предтестовой беседы специалисту необходимо учитывать акцентуации характера обследуемого его ярко выраженные характерологические особенности. Так, например, представителя истероидного типа для поддержания с ним психологического контакта нужно похвалить, эмотивного —успокоить и убедить в безопасности, а с гипертимом работать в активном темпе. Учет характерологических особенностей поможет специалисту и при подборе контрольной тематики.Подводя итог, отметим, что установление психологического контакта, учет психологических особенностей и состояния обследуемого, умелое использование приемов психологического воздействия на обследуемого являются необходимым и важным условием успешного проведения СПФИ.

Ссылки на источники1.Нестерова В.В., Ворошилова Т.В. Использование психологических особенностей личности опрашиваемого в целях оптимизации процедуры опросов с использованием полиграфных устройств. М.: ВНИИ МВД России, 2010. С. 6.2.Сошников А.П., Пеленицын А.Б. Оценкаперсонала: психологические и психофизиологические методы. М.:Эксмо, 2009. –С. 26.