Формирование творческой активности у студентов медицинского вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова Г. В. Формирование творческой активности у студентов медицинского вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2546–2550. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96430.htm.
Аннотация. В статье освещена проблема необходимости формирования творческой личности, изложены педагогические приемы привлечения студентов медицинского вуза к исследовательской работе, показаны успехи студентов в проведении конкретных исследований, представлены сложности, которые возникают при организации научно-исследовательской работы студентов в медицинском вузе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павлова Галина Владимировна,Доктор медицинских наук, профессор, ГБОУ ВПО «Ижевская медицинская государственная академия», г. Ижевскctt@igma.udm.ru

Формирование творческой активности у студентов медицинского вуза

Аннотация.В статье освещена проблема необходимости формирования творческой личности, изложены педагогические приемы привлечения студентов медицинского вуза к исследовательской работе, показаны успехи студентов в проведении конкретных исследований, представлены сложности, которые возникают по организации научноисследовательской работы студентов в медицинском вузе.Ключевые слова:творчество, активность, студенты, медицина, исследовательская деятельность.

Формирование творческой деятельности у человека нужно и можно начинать с любого возраста, чем раньше, тем лучше. Это положение ниу кого, наверное, не вызывает сомнений, также как и то, что именно творчество и его успехи являются основным двигателем прогресса в любой области.В этой статье автор поделится опытом своей многолетней исследовательской работы со студентами медицинского вуза.В профессии врача именно творческий подход кработе, переходящий во врачебное искусство, приводит к эффективным результатам и успеху, поэтому те из молодых людей, которые решили стать врачом должныэтопонимать.Нужно отметить, что в последние годы некоторые организаторы здравоохранениясчитают, что врачу совершенно необязательно владеть врачебным искусством, достаточно быть хорошим врачомисполнителем. Методы диагностики почти все автоматизированы, методы лечения застандартизованы. Врач застрахован от случайностей и неприятностей, пациент или уходит или,какговоритсяв известном анекдоте «несмотря на старания врачей» выздоравливает.Российская медицина, ее лучшие представители,всегда отличались тем, что видели за болезнью больного с его причинноследственными связями, обусловившими ситуацию со здоровьем. Будем надеяться, что все хорошее, доставшееся нам от отечественной медицины сохранится.По нашему мнению,в медицинском вузе побуждать студентов к активному творчеству, к исследовательской работе,необходимо с первых курсов: в этот период они еще достаточно любознательны и относительно бескорыстны. На кафедре гигиены на практических занятиях мы предлагаем студентам творчески подходить к решениюситуативных задач, какими средствами, какими способами можно разрешить ситуацию, какова степень влияния факторов среды на здоровье, какие меры профилактики можно предложить для устранения неблагоприятного влияния. При использовании элементов проблемного обучения у студентов постепенно появляется желание получить больше сведений по интересующему их вопросу, а затем и желание самому разработать и предложить какиелибо средства, способы, решения. На теоретической части практических занятийстуденты выступают с реферативными сообщениями,специально подготовленными к теме занятия по интересующей их проблеме: «Биоритмы и десинхронозы», «Моторная ассиметрия», «Гиперактивностьдетей с синдромом дефицита внимания у детей», «Информационные свойства воды»и др.Одним изэтаповв привлечении студентов является практическое выполнение научноисследовательских работпрофилактической направленности и в области социальной педиатрии, которая, как справедливо отметил В.Ю. Альбицкий,являетсяобластью научного знания и сферы практического действия [1].В этом педагогическом процессе, наверное, ничего новогонет, кроме того, что, вопервых, студенты сами выбирают новые, «модные», нетрадиционные темы для исследования и изучают возможность реализации результатов исследования в практическом здравоохранения и уже начинают задумываться о будущей специализации. Вовторых, для формирования творческого мышления мы организуем семинарские занятия по курсу «Инновационная деятельность в области медициныдля студентов, аспирантов и соискателей»,которые проводит патентовед вуза. При проведении занятий используется различные инновационные педагогические формы активного обучения: деловые игры «Мозговая атака», «Вернисаж идей и предложений» [2]. На занятиях рассматривается основные понятия, связанные с интеллектуальной собственностью: изобретение, открытие, патент, патентообладатель, авторские права, охраноспособность и др. [3].Всех студентов к выполнению научноисследовательскойработе,может быть,и не следуетпривлекать. Иногдастуденты большей частьювыполняют порученное заданиес целью получения высокой оценки знанийна экзаменах. Получив оценку, ониобычно забывают об исследовании. Некоторые студенты,выполнив работу, понимают, что это «не мое», «мне не нравится», «я лучше уж вызубрю материал»(как для ЕГЭ). Только часть студентов втягиваются в процесс исследования и продолжают начатое или исследует новые другие явления на клиническихкафедрах.Для примера приводим перечень выполненныхстудентами научноисследовательскихработ:«Гигиеническая характеристика национальной кухни удмуртов», «Влияние природных ритмов на травматизм», «Слингныпъеттрансформер», «Влияние мобильного телефона и интернета на здоровье подростка»,«Влияние хронотипов на утомляемость, успеваемость и склонность к инфекционным заболеваниям у городских школьников 811 классов»и др. Многие из студентов, выполняющих научноисследовательскую работу на младших курсах, продолжают проводить исследования на элективных курсах(дополнительное изучение дисциплины). Будущие педиатры выходят в детские учреждения и,работая с детьми и специалистами,разрабатывают и предлагают модифицированные варианты способовдиагностики или профилактики заболеваний, например,«Модифицированный варианттеста Люшера для дошкольников», «Тест по определению тревожных состояний». Эти исследовательские работы оформляются как курсовые. В этом случае, творческое мышление студентов осуществляется в духе сотворчества с преподавателем и специалистами при поддержке коллектива учреждения. Если результаты исследования положительны, то методика принимается, становится привычной и распространяется[4]. Выполнив работу, у студентов появляется чувство радости и удовлетворения,повышается самооценка, уверенность в себе, у них появляется возможность побывать в других городах страны, поделиться опытом и получить разнообразную информацию.Исследовательская работа для студента важна еще и потому, что они,изучаялитературу, приобретают дополнительные знания, чтобы не изобретать «старый велосипед», учатся проводить научный поиск по библиографическим указателям, каталогам, используют всевозможные информационные ресурсы.Кроме этого,студенты приучаются правильно оформлять свои научные работы, включая структуру: актуальность, цели, задачи и т.д. [5]. Интересно, что «не грамотные»,в этом отношении,студенты делают вывод по своей работе таким образом:«Цель достигнута, задачи решены». Всвязи с выполнением научноисследовательской работы у студентов появляется потребность в освоении технологий публичного выступления, в использовании информационных технологий при презентациисвоих результатовисследования.С наиболее значимыми и интересными результатами исследований студенты выступают на студенческих конференциях различного уровня, публикуются, оформляют заявленияна получениесвидетельстваоб интеллектуальной собственности, подают заявки на получение патентана полезную модель, устройстваили способы.

Заявления на рационализаторские предложения студенты подают в Центр трансфера технологий нашего вуза.При рассмотрении заявления по критериям (техническое решение, полезность, новизна) экспертная комиссия выносит решение о выдаче свидетельства на объект интеллектуальной собственности (рационализаторское предложение), в частности, «Фонендоскопс электронным усилением звука», «Способ определения аллергии на химические соединения»и др.Здесь может быть уместно будет отметить, что интеллектуальный потенциал вуза достаточно высок. Ижевская государственная медицинская академия (далее ИГМА) является одним из передовых вузов по количеству получаемых за год патентов (от 12 до 25). По исследовательским работам студентами получены следующие патенты:патент на изобретение № 2535028«Состав для профилактикизаболеваний зубов и пародонта», патент на полезную модель № 159889 «Устройство для обнаружения кровеносных сосудов»и др.Поскольку гигиена –это фундаментальная наука, котораяиспользует самые разнообразные методы для разработки научнообоснованныхмер профилактики, то студентыпосле завершения цикла исследований переходят в научные кружкина другие уже клинические кафедры, продолжая исследования с целью диагностики и оценки влияния факторов или с целью разработкимер профилактикии методов лечения того или иного заболевания. Таким образом, студентами осознается факт необходимости получения знаний и вырисовывается взаимосвязьклинического и профилактического направленияв работе врача.При оценке результатов научноисследовательскойработы студентов мы стараемся дифференцировать степень и значимость вклада каждого из студентов, обращая внимание на собственно исследовательскую часть и исполнительную(оформительскую, статистическую, интеллектуальную). Приоритетом являетсяисследовательская потребность студента[6].Эффективноетворчествостудентов позволяет им принимать участиевконференцияхи конкурсах российскогоуровня. Например, студенты ИГМА принимают активное участие в Российскимконкурсеинновационных проектов по Программе «Участник молодежного научноинновационного конкурса» (УМНИК)и занимаютпризовые места, что даетим возможность более активнои эффективнопроводитьсвоиисследовательскиеработы. Субсидии на призовые места по проектамсоставляют 400 тыс. руб. Победителями этого конкурса были следующие студенческие работы(проекты):«Функциональная кровать для тяжелобольных», «Экспериментальная модель апоптоза ганглиозных клеток сетчатки глаза»,«Технология изготовления 3Dимплантантовдля прецизионного замещения костных дефектов», «Создание амбулаторного центра диагностики остановок дыхания во сне», «Разработка комбинированного метода иммунофенотипирования клеток и определения их пролиферативного индекса с применением иммунологических биочипов»,

«Разработка способа обработки линз очков, повышающей гидрофильность их поверхности и устройства для его осуществления» и др.У преподавателя вуза основной вид деятельности –педагогический учебный процесс, включающий в себя, видимо, «по остаточному принципу», проведение и организация научных исследований со студентами. Приэтой работе в основном и формируетсяпотребность в активном творчестве, формируется творческое мышление [7]. Эта работа и для преподавателя творческая и интересная, но,к сожалению, неблагодарная.Поскольку давно сформированная потребность в творческой деятельностиу преподавателей остается ещепокавысокой, они и работают,несмотря на отсутствие финансирования в области науки в учебном вузе.Самим зарабатывать на наукуи для науки тяжело по разным причинам. Результаты работы преподавателя видны. Многие из бывших студентовпродолжают обучение в аспирантуре, становятся нашими учениками и пополняют ряды преподавательского коллектива вуза.Сформированнаяпотребность в творческойисследовательскойдеятельностиостается у выпускниковврачей навсегда(хотя бы в памяти), онане исчезает, работа становится более зрелой и эффективной.Мы знаем таких врачей, которые привлекаютстудентов к себе, помогают молодым врачам,заинтересовывают, щедро делясь с ними своим опытом.

Ссылки на источники1.Альбицкий В.Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. Вып.13. –М.: Союз педиатров России, 2011. –24с.2.Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. –М., 2008.3.Грачев С.В., Волкова Е.А., Орлов А.М., Галкина Г.Д., Шарапова У.В. Охрана интеллектуальнной собственности в биомедицинских исследованиях. Учебное пособие. М., «Триада Ч», 2007, 88с.4.Гармонизация развития инновационной системы Удмуртской Республики. –Ижевск, 2009г.5.Евдокимов В.И. Подготовка медицинской научной работы: методическое пособие / В.И. Евдокимов. –2е изд., испр. и доп. –СПб.: СпецЛит, 2008. –223с.6.Креативная педагогика.Методология, теория, практика [Электронныйресурс] / под. ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. –4е изд. (эл.). –Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 322 с.) –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.7.Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С.Обухова. –Ижевск, 2008.