Правовые аспекты совершенствования института опеки и попечительства в Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юрова К. И. Правовые аспекты совершенствования института опеки и попечительства в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2616–2620. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96444.htm.
Аннотация. В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, посвященные институту опеки и попечительства в Российской Федерации. Отмечено, что в настоящее время в связи со значительным изменением социальных отношений по устройству граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве, следует уделить особое внимание вопросам дальнейшего реформирования и совершенствования законодательства об опеке и попечительстве в научных исследованиях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юрова Ксения Игоревна,к.и.н., доцент кафедры государственного права Международного инновационного университета, г. СочиLadyrus@mail.ru

Правовые аспекты совершенствования института опеки и попечительства в Российской Федерации

Аннотация. В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, посвященные институту опеки и попечительства в Российской Федерации. Отмечено, что в настоящее время значительным изменением социальных отношений по устройству граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве, следует уделить особое внимание вопросам дальнейшего реформирования и совершенствования законодательства об опеке и попечительстве в научных исследованиях.Ключевые слова: опека; попечительство; усыновление; родители; несовершеннолетние дети.

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве за длительное время показала, что назрела явная необходимость проведения комплексной реформы данного института. Немногочисленные нормы Гражданского[1]и Семейного[2]кодексов Российской Федерации не давали возможности разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и прочего имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и т.д.Помимо этого, в настоящее время значительно изменились социальные отношения по устройству граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло засобой появление в ряде регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не имеют на данный момент необходимого законодательного оформления. Все это настоятельно потребовало изменения содержания института опеки и попечительства, учитывая его новые задачи и принципы.В рамках реформирования законодательства об опеке и попечительстве были разработан проект Федерального закона «Об опеке и попечительстве»[3]. При разработке данного документа был использован позитивный опыт российского, в том числе дореволюционного, законодательства, а также положения зарубежного законодательства: нормы об опеке и попечительстве, содержащиеся в праве Франции, Германии, Швеции, канадской провинции Квебек, Японии, Китая, Латвии, Азербайджанской Республики, республик Беларусь, Украина, Казахстан и иных государств. Многие положения законопроектов стали продолжением и развитием идей, заложенных в проекте Опекунского устава, опубликованном в России еще в 1897 г.Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», принятый Государственной Думой 11 апреля 2008 г., дает легальное определение опеки и попечительства. Опекой он называет форму устройства малолетних граждан и лиц, признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительством по Закону признается форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные соответствующим органом граждане (попечители) обязаны содействовать несовершеннолетним подопечным в осуществлении их прав и исполнении обязанности охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ.Следует признать, что подобное определение опеки и попечительства, прежде всего, ориентировано на их функции в сфере гражданских правоотношений. Здесь почти не обозначены функции опекунов и попечителей в связи с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, хотя сам Закон в значительной мере посвящен вопросам, не имеющим отношения к гражданскому обороту. Данные понятия подчеркивают, что опекуны выступают законными представителями подопечных, а попечители оказывают своим несовершеннолетним подопечным помощь и защиту при осуществлении их прав и контролируют совершеннолетних подопечных при совершении ими юридически значимых действий. В этом смысле приведенные формулировки Закона предпочтительней по своему содержанию, чем нормы Гражданского кодекса РФ, которые называют и опекунов, и попечителей по сути равнозначными законными представителями детей. При этом один только опекун может называться полноценным представителем, поскольку только он действует от имени недееспособного во всех правоотношениях ребенка и отвечает за его правонарушения. Что касается попечителя, то он, прежде всего, оказывается помощникомпри осуществлении прав и исполнении обязанностей подопечным, а сделки, в основной массе, совершают сами подопечные с согласия попечителя, и они же в первую очередь несут ответственность за свои действия, а у попечителя ответственность субсидиарная. Конечно, в определенных случаях попечитель вправе выступать в качестве законного представителя, но всё же нельзя не признать, что основная его функция в сфере гражданского оборота это содействие и контроль при осуществлении подопечным своих прав и исполнении обязанностей.Если нормы об опеке и попечительстве, содержащиеся в гражданском законодательстве, вполне приемлемы для защиты интересов детей в гражданском обороте и, в целом, не нуждаются в совершенствовании, то нормы семейного права, посвященные им, даже с принятием указанного Закона 2008 года в определенных случаях могут подвергаться сомнению.Отметим, что Закон называет формой опеки и попечительства приемную семью –он говорит об установлении опеки и попечительства по договору, в том числе и по договору о приемной семье.Устройство ребенка в приемную семью является одной из форм семейного воспитания. Но понятие «семейное воспитание» не следует отождествлять с понятием «семья» в семейноправовом значении. Оно предполагает создание условий воспитания, достаточно приближенных к семейной обстановке, которая не может быть создана в детском доме или ином учреждении социальной защиты даже при самых благоприятных обстоятельствах. Говоря о передаче в семью, ст. 120 Семейного кодекса РФ называет опеку (попечительство)и также приемную семью. Однако здесь не будет создания семейноправовых связей. Ведь опека и попечительство (приемная семья) не создает тех правовых связей, которые существуют между ребенком и его родителями (усыновителями): здесь отношения носят срочный характер (в лучшем случае до достижения совершеннолетия), они контролируются органами опеки и попечительства, и, следовательно, к ним не относится норма Семейного кодекса РФ, провозгласившая в качестве одного из начал семейного законодательства недопустимость вмешательства коголибо в дела семьи; эти лица не обязаны содержать подопечного –они должны лишь проявлять заботу о его содержании, изыскивая для этого определенные средства. Совсем иное положение в семье: законодатель требует предоставления содержания нетрудоспособным и несовершеннолетним со стороны членов их семьи.И до принятия Закона 2008 года в соответствии с п. 3 ст. 153 Семейного кодекса РФ приемные родители обладали правами и обязанностями опекуна и попечителя. Стало быть, они также не обязаны были и ранее содержать приемных детей. Договор о передаче ребенка –срочный. По истечении определенного срока правоотношения между приемными родителя и детьми (как между опекунами (попечителями) и подопечными) прекращаются.В юридической литературе высказывается суждение о том, что между детьми и приемными родителями должны возникнуть более тесные связи, чем между подопечными детьми и опекунами (попечителями), на что указывает само наименование субъектов приемной семьи: «приемные родители» и «приемный ребенок»[4, с. 599]. Однако, по нашему мнению, при такой форме устройства ребенка в семью не может быть более тесной связи, чем между подопечными детьми и опекуном (попечителем), ведь, обладая правами и обязанностями опекуна (попечителя), приемный родитель осуществляет свои функции безвозмездно. Правда, в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона «Об опеке и попечительстве» возможен договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, но основное положение определено в п. 1 этой же статьи: обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом РФ. Помимо этого, срок договора о передаче ребенка в приемную семью может оказаться менее продолжительным, чем опека и попечительство.Субъекты приемной семьи, как указано выше, именуются «приемными родителями» и «приемными детьми». Законодатель стремится подчеркнуть свою приверженность семейному воспитанию. Тем не менее, едва ли можно назвать родителями лиц, не обязанных содержать ребенка, осуществляющих свою заботу и попечение лишь в течение определенного срока. В данном случае мы имеем дело с «квазесемейными» отношениями, где посредническую роль играют органы опеки и попечительства.Исходя из изложенного и руководствуясь нормами Закона «Об опеке и попечительстве», в частности теми, которые содержатся в ст.ст. 1415, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отношения в приемной семье почти не отличаются от отношений опеки и попечительства. Практика передачи детей в такую семью достаточно распространена. И на то есть определенные причины: приобретая «родителя», ребенок получает удовлетворение от одной мысли о том, что у него есть семья, о которой мечтает каждый, лишенный родительского попечения. Оказавшись в семейных условиях, дети нередко обретают также чувства надежности и счастья. Кроме того, приемная семья обычно состоит из нескольких детей, а это способствует воспитанию чувства здорового коллективизма, который не сравним с коллективизмом в большинстве детских учреждений.Однако с введением в действие Закона «Об опеке и попечительстве» представляется излишним выделение такой формы в рамках опеки и попечительства, ведь отношения опеки и попечительства в чистом виде вполне можно построить по схеме устройства в приемную семью. Единственным, но устранимым по пожеланию законодателя препятствием к тому является положение о том, что подопечный в конкретных отношениях должен быть один, за исключением случаев, когда под опеку (попечительство) передаются братья и сестры. И вообще, если Закон говорит о приемной семье как форме опеки (попечительства), то ему следовало бы также сказать, что подобной формой является любое воспитание в условиях семьи (патронаж, семейный детский дом и пр.).Автор полагает, что следует устанавливать нормы о приемной семье на уровне субъекта федерации, которые с учетом региональных условий будут детально регулировать данные отношения, как и другие способы устройства детей, могущие также именоваться формой опеки и попечительства. При этом нужно понимать, что приемная семья имеет и негативные стороны. Так, после истечения срока договора о передаче ребенка в приемную семью его правовые отношения с приемными родителями прекращаются, а если к тому же не было духовной близости, то данный подопечный будет чувствовать себя едва ли не более одиноко, чем дети, покинувшие учреждение социальной защиты. Кроме того, есть определенная опасность принятия ребенка по договору из корыстных побуждений. Какой же можно сделать вывод и соответствующее предложение, чтобы окончательно не исключать возможность применения такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей? Полагаем, что даже на федеральном уровне такая форма допустима, но не в качестве формы опеки и попечительства. Считаем, что передача в приемную семью могла бы применяться как предварительный этап усыновления. Но не обязательный, а осуществляемый в тех случаях, когда этого пожелает потенциальный усыновитель. На период действия договора предлагаем наделить приемных родителей родительскими правами особого рода. Эти права должны осуществляться под контролем органа опеки и попечительства, который сможет прекратить договор, не соответствующий интересам ребенка; ряд прав ребенка, в том числе и право на образование, на воспитание ребенка в определенных случаях должны осуществляться с согласия этого органа.Конечно, высказанное нами суждение не бесспорно. Однако в его пользу есть серьезный довод о допущении и в настоящее время ознакомления детей с будущими усыновителями, возможности их пребывания в семье будущего усыновителя с целью установления тесного контакта с ребенком.Возможно, этот предварительный этап может оказаться единственным, то есть приемный родитель может оказаться неспособным к воспитанию или отказаться от мысли об усыновлении. Но ведь практика сталкивается с многочисленными случаями нежелания продолжать родительские отношения и с уже усыновленным по суду ребенком по самым разным причинам.В Законе «Об опеке и попечительстве» есть новеллы, заслуживающие внимания. В силу п. 7 ст. 10, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства, можно назначить ему несколько опекунов и попечителей. Далее, в п. 9 ст. 10 говориться о том, что при назначении нескольких опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетнего подопечного обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами и попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение. Представляется, что ни акт, ни договор не способны гарантировать полноценное воспитание и обучение при распределении обязанностей указанных лиц. И воспитание, и обучение –это единый неразрывный процесс, это система, имеющая согласованные связи. Поэтому нельзя делить обязанности по воспитанию и обучению на несколько частей, ведь тогда нарушится единое восприятие ребенком одних и тех же фактов, и он получит, возможно, даже противоречивые понятия, жизненные ориентиры.Законодатель установил солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, если обязанности не распределены. Получается, что при не распределенных обязанностях будет долевая ответственность. И тот, и другой вид ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению представляется практически немыслимым, если только законодатель не установит конкретные меры ответственности. А между тем в Законе в гл. 5, посвященной ответственности опекунов, органов опеки и попечительства таких мер ответственности, к сожалению, не предусмотрено. Есть лишь норма в п. 3 ст. 26, которая говорит о предъявлении требования к опекуну или попечителю о возмещении убытков, связанных с ненадлежащей охраной имущества подопечного и управлением таким имуществом. Кроме того, воспроизводятся нормы гражданского законодательства об ответственности за вред, причиненный личности или имуществу подопечного. Правда, опекуны и попечители в соответствии с п. 6 ст. 26 Закона несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействия. Однако солидарную или долевую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по обучению и воспитанию ребенка в уголовном или административном порядке практически трудно представить.В соответствии с п. 8 ст. 10 Закона при назначении нескольких опекунов и попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами и попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов и попечителей. Сам смысл этой нормы вполне разумен, однако редакция этой нормы представляется нам неудачной. Ведь практически затруднительно совместное представительство, и более точной была бы формулировка, указывающая на представительство по соглашению нескольких опекунов и попечителей относительно выдачи доверенности одному из них.

Ссылки на источники1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51ФЗ (ред. от 31.01.2016)// Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. N 1. Ст. 16.3.Федеральный закон от 24.04.2008 N 48ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве»// Собрание законодательства РФ. 28.04.2008. N 17. Ст. 1755.4.Пчелинцева Л.М. Семейное право / Л.Н. Пчелинцева. М.,1999.