Приложение 42. «Современные проблемы филологии»

Васюкова М. В. Иронические приемы воплощения проблемы диссидентства вромане «Зеленыйшатер» Л.Улицкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 1–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56949.htm
Научная статья посвящена раскрытию проблемы диссидентства в романе Людмилы Улицкой «Зеленый шатер». В ходе анализа раскрывается иронический смысл названий глав произведения, обнаруживаются иронические характеристики персонажей и комическое обыгрывание ситуаций преследований, арестов и побегов героев. В работе доказывается, что Л.Е. Улицкая ввела неприкрытый иронический подтекст в свой роман для того, чтобы преодолеть сугубо негативное описание проблем и показать жизнелюбие героев, умение выходить из трудных ситуаций и тупиков, не теряя при этом оптимизма и бодрости духа. В обойму смеховых форм входит прием травести, антитеза, каламбур, юмор, сарказм и другие виды иронического осмеяния.
Васюкова М. В. «Имаго» или «детскость»: проблема смысла бытия в романах «Зелёный шатёр» и «ЛестницаЯкова» ЛюдмилыУлицкой // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 11–17. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56950.htm
В научной статье рассматривается сквозной мотив «имаго», который связывается Людмилой Улицкой с проблемой взросления-невзросления персонажей с оценкой их самостоятельности в принятии решений. Проводится анализ, в результате которого можно убедиться, что понятие «имаго» противоречит поведению протагониста романа Михея Меламида, так как с детства он был ответственным человеком, которому больше подходит библейское определение «детскость», означающее бескорыстие, незлобивость, чистоту сердца, милосердие. Делается вывод, что биологический термин «имаго», неоднократно рассматриваемый исследователями, вызывает множество противоречий и алогичных суждений о персонажах романа.
Вуколова В. С., Андрианцилаву Х. Р. Знаки-символы как выразители авторского сознания в прозе Л.Е. Улицкой 1990 – 2015 годов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 18–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56951.htm
Статья в РИНЦ
В статье содержатся результаты изучения функциональности художественного приема, применяемого Л.Е. Улицкой во многих своих произведениях 1990 – 2015х годов для выражения авторской позиции в художественном тексте. Речь идет о введении знаков-символов, выполняющих функции слов, сигнализирующих о том, что напрямую выраженное повествователем мнение о том или ином поступке героя или о каком-либо событии, изображенном в произведении, является авторской провокацией, содержит языковую ироническую игру с читателем, за которой нужно найти истину. Знаки-символы рассматриваются в рассказе «Пиковая дама», повести «Сквозная линия» и романах «Медея и ее дети» и «Зеленый шатер». Также намечена перспектива анализа слов-сигналов «тень жизни» и «лестница Якова» в романе 2015 года «Лестница Якова». Делается основной вывод, что в прозе Л. Улицкой прецедентные феномены, играющие роль слов-сигналов, одновременно выполняют роль маркеров, указывающих на истинную авторскую оценку персонажей, выявляют авторский замысел и основную идею произведения.
Губанова Т. В., Максимова О. В. Концептуальный образ «чайка» в романе Захара Прилепина «Обитель» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 26–36. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56952.htm
Статья в РИНЦ
В научной статье доказывается особая значимость для романа Захара Прилепина «Обитель» лейтмотива «чайка», обладающего широкой функциональностью и оригинальным воплощением в художественном тексте. Этот романтический образ, символизирующий высокодуховный порыв русской интеллигенции к поиску истинного смысла бытия, показывается в произведении современного писателя в ужасающей деградации под воздействием человека, ожесточившегося в состоянии богооставленности, превратившегося в «скота» и «раба», варвара. Падение человека, по убеждению писателя, ведет и к мутации животного и в целом природного мира.
Жукова Т. Е. Функциональный спектр концепта «Русская песня» в аспекте сдвигов духовных смыслов (на материале романа З. Прилепина «Обитель») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 37–44. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56953.htm
Статья в РИНЦ
В статье ставится цель рассмотреть концепт «русская песня» как сложное ментальное образование с многофункциональной системой выразительности и изобразительности в художественном тексте, включающее индивидуально-авторскую картину мира, нашедшую отражение в романе Захара Прилепина «Обитель». Доказывается, что концепт «русская песня» выполняет в произведении следующие традиционные функции: выражение авторской позиции; раскрытие русской души (грусть, тоска, удаль, поэзия); проявление русского характера (патриотизм, искренность, открытость); характеристика психологического состояния героя; средство эмоциональной разрядки и др. Концепт «русская песня» близок в своей репрезентации к концептам «правда», «свобода», «честь». Произошедший в начале ХХ века кризис духовности вызвал образование новой функциональности: русская песня стала выполнять функцию абсурдизации действительности («колокольчик»), идентификации как приспособляемости (песни Моисея Соломоновича), функцию маскировки порочных страстей, идеологическую функцию, что было не свойственно «русской песне» ранее.
Вуколова В. С., Гань С. Ц. Концептуальный смысл знаков-символов «тень бытия» и «лестница Якова» в романе Л.Е. Улицкой «Лестница Якова» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 45–52. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56954.htm
Статья в РИНЦ
В статье дается анализ знаков-символов «тень жизни» и «лестница Якова», которые позволяют осознать замысел автора романа и определить центральную идею произведения, заключающуюся в мысли о необходимости преобразования «быта в бытие», о значимости духовного развития человека, которому нужно правильно определить смысл своей жизни. Доказывается, что два прецедентных феномена являются концептуальными символами, разделяющие персонажей на две группы: живущих земным бытом (Маруся, Генрих) и стремящихся к преображению «быта в бытие».
Иванова Е. С., Алхуссейни С. Мотив безумия «гоголевского типа» в рассказе «Красная корона» М.А. Булгакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 53–57. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56955.htm
Статья в РИНЦ
В настоящей статье анализируется мотив безумия «гоголевского типа», ставший ключевым элементом ранней художественной прозы М.А. Булгакова. Особенно яркое отражение характерный мотив получил в рассказе «Красная корона», где безумие стало поэтическим знаком, отразившим характер актуальной исторической эпохи (1920-х гг), которую писатель воспринимал как абсурдную, «сумасшедшую». В ходе исследования делается вывод о том, что, посредством прямого и варьированного осмысления традиционного гоголевского мотива безумия как способа духовного прозрения персонажа происходит углубление философско-поэтического смысла содержания булгаковской прозы с позиций катастрофических изменений в общественном устройстве послереволюционной России.
Иванова И. С. Концепт «душа» в романе Захара Прилепина «Обитель» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 58–62. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56956.htm
Статья в РИНЦ
В статье предпринята попытка анализа концепта «душа» в романе З. Прилепина «Обитель». В работе основное внимание уделяется собственно лексеме душа, ее функционированию и интерпретациям в тексте. В результате анализа делается вывод о том, что концепт «душа» в романе «Обитель» согласуется с пониманием данного концепта в русской наивной языковой картине мира, тяготея при этом к пониманию души в соответствии с религиозной картиной мира и библейской традицией.
Ильина С. А. Образ-мотив «качели» в романе З. Прилепина «Обитель» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 63–67. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56957.htm
Статья в РИНЦ
В статье анализируется образ-мотив качелей в романе Захара Прилепина «Обитель». Автор указывает на многоплановость этого образа в произведении, обозначает его связь с наследием русской литературы. Мотив качелей в романе «Обитель» наводит на размышления о том, что человек находится в поисках истины, он постоянно должен делать выбор между добром и злом, при этом положение его в мире не может оставаться неизменным.
Нарбекова О. В. Тема «отцов и детей» как духовная мутация поколений в романе З. Прилепина «Обитель» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 68–74. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56958.htm
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается тема «отцов и детей» в аспекте духовной мутации поколений. Причиной этой мутации является отрыв от родовых корней - отход от заповеди «Почитай отца и мать свою», неуважение к «отеческим гробам», а также преступления самих отцов.
Попова И. М., Глазкова М. М. Поэзия В.Я. Брюсова как способ раскрытия авторской интенции в романе Захара Прилепина «Обитель» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 75–82. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56959.htm
Статья в РИНЦ
Научная статья посвящена раскрытию концептуального смысла рецепции поэзии Валерия Брюсова в романе Захара Прилепина «Обитель». В работе доказывается, что в широком аллюзивном ряду цитатций из поэзии Серебряного века содержится аллюзия на брюсовское стихотворение «Каменщик», являющаяся основным поэтическим кодом, который обнаруживает основную идею произведения: причиной и катастрофическим следствием революционных событий начала XX века в России был отход народа от христианской аксиологии.
Толмачева О. В. Правда о «голом человеке» (по роману З.Прилепина «Обитель») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 83–87. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56960.htm
Статья в РИНЦ
В статье рассматривается многофункциональность мотива наготы в романе Захара Прилепина «Обитель». Доказывается, что функционирование этого мотива в произведении имеет важную художественную цель: продемонстрировать падение духовности русского человека. Выявляются некоторые функции, которые несет в себе мотив наготы в романе: отнесенность к определенной социальной группе, средство характеристики героев, авторской позиции, индикатор духовной целостности героев и др., что позволяет определить основное идейное содержание романа.
Шахова Л. А. Лингвопоэтика мифа в романе З. Прилепина «Обитель» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 88–93. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56961.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена определению значимости мифологических элементов в романе Захара Прилепина «Обитель». Выделяются различия мифа и мономифа; типологизируются мономифы: 1) личные, 2) общенародные, 3) философские, 4) национальные, 5) прецедентные. Мономиф рассматривается как одна из форм интертекстуальности, дающей в новой интерпретации древний мифологический сюжет или какую-либо традиционную мифологему. Выявляется художественная функциональность мономифов, которая заключается в символизации повествования, в выявлении характера, в определении авторского замысла и главной идеи романа Прилепина «Обитель».
Архипова Л. В. Развитие аудитивных умений у иностранных учащихся при использовании монологических текстов на уроках РКИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 94–104. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56962.htm
Статья в РИНЦ
В статье в теоретическом плане говорится об аудировании монологической речи как одном из сложнейших видов речевой деятельности и анализируется новое учебное пособие по развитию навыков аудирования и говорения, которое создано на кафедре «Русская филология» университета для иностранных учащихся, изучающих русский язык. В качестве примера приводится аудиотекст и разработанная система заданий к нему.
Баркова Т. П. Фреймовая организация учебного материала в процессе преподавания русского языка как иностранного // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 105–114. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56963.htm
Статья в РИНЦ
В статье рассматриваются преимущества фреймовой организации учебного материала в процессе преподавания русского языка как иностранного. На примере слова-темы «Выборы», соответствующего учебного текста и лексики, необходимой для раскрытия этой темы, автор показывает, каким образом «фреймовая гипотеза» реализуется на практике.
Гальцева А. А. Дифференциация речевых ошибок в письменной и устной речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 115–118. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56964.htm
Статья в РИНЦ
В данной статье дифференцированы наиболее распространенные речевые ошибки, выявленные в речи школьников и абитуриентов. Материалом исследования послужили письменные работы школьников при подготовке к выполнению творческого задания с развёрнутым ответом, включённого в ЕГЭ по русскому языку.
Губанова Т. В., Максимова О. В. Особенности формирования исторических представлений у иностранных учащихся (из опыта преподавания истории иностранным студентам подготовительного курса) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 119–124. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56965.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена особенностям формирования исторических представлений у иностранных учащихся в ходе изучения истории России. В работе обобщен опыт преподавания вводного курса истории с использованием учебного пособия «Россия. История. События. Факты». Указаны цели и задачи преподавания курса Истории России в иностранной аудитории. Отражены проблемы, связанные с спецификой обучаемого контингента, предложены методы их решения в учебной и внеаудиторной деятельности.
Ильина С. А., Иванова И. С. Формирование социокультурной компетенции при работе с иностранной аудиторией (на примере концепта «лень») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 125–130. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56966.htm
Статья в РИНЦ
В статье анализируется место концепта «лень» в русской языковой картине мира на материале данных словарей, а также русских паремий, репрезентирующих обозначенный концепт. Выводы, к которым приходят авторы, могут быть полезны для знакомства иностранных учащихся с социокультурным контекстом функционирования русского языка.
Миронова Л. Ю. Вид глагола и соотношение лексико-семантических вариантов многозначного слова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 131–134. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56967.htm
Статья в РИНЦ
В статье, посвященной исследованию категории вида русского глагола, определяется смысловой объем лексемы при образовании перфективных видовых противопоставлений на основе соотношения лексико-семантических вариантов многозначных глаголов.
Нивина Е. А. Математические термины в играх на занятиях по РКИ (из опыта преподавания) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 42. – С. 135–138. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56968.htm
Статья в РИНЦ
Статья посвящена описанию игровых видов работы при обучении русскому языку как иностранному, направленных на отработку математических терминов.