Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шеманаева
М.
А. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – № 9 (сентябрь). – С.
29–39. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/170210.htm.
Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью непрерывного формирования профессиональных и общекультурных компетенций специалистов, что гармонично достигается средствами иностранного языка. При этом предлагается в полной мере использовать потенциал иностранного языка как предмета, который позволяет интегрированно совершенствовать общекультурную и профессиональную грамотность. Таким образом, целью проводимого исследования является изучение индивидуальной образовательной траектории как формы организации образовательной деятельности взрослых для повышения качества иноязычной подготовки и построение модели и методики организации дополнительного иноязычного образования, учитывающего специфику взрослых слушателей программ. При проведении исследования были использованы такие теоретические методы, как анализ философской, педагогической и психологической литературы; анализ учебных пособий; системный анализ; сравнительно-сопоставительный анализ; синтез; систематизация экспериментальных данных, моделирование. Эмпирические методы включали в себя опрос, беседу, интервью, тестирование, эксперимент (пилотный и основной); математическую и статистическую обработку данных, полученных в ходе экспериментального обучения. Ведущим методом при этом выступает моделирование курса иностранного языка, построенного на основе сочетания инвариантного и вариативного модулей с применением индивидуальной образовательной траектории. В статье представлена авторская модель и методика организации синхронно-асинхронной образовательной деятельности взрослых слушателей программы дополнительного профессионального иноязычного образования, главной особенностью которой является возможность слушателей построить собственную образовательную траекторию, выбирая вариативные модули. Дополнительным элементом модели является комплекс педагогической поддержки для разработки индивидуальной образовательной траектории, предназначенный для сопровождения консультирования слушателей программ дополнительного профессионального иноязычного образования. Особо выделяется существенная роль самостоятельной работы в образовательной деятельности. Основываясь на психологических исследованиях, осознанность выделяем как ведущую характеристику самостоятельной работы. В статье анализируются понятия синхронного и асинхронного обучения применительно к контексту самостоятельной работы. В результате проводимого с 2011 г. по настоящее время экспериментального исследования и опытного преподавания с использованием разработанной модели и методики оформились методические подходы в преподавании иностранного языка в условиях дополнительного иноязычного образования, направленные на повышение эффективности образовательной деятельности слушателей и развитие их субъектной позиции. Практическое использование системы занятий курса позволяет повысить активность самостоятельной работы и удовлетворенность слушателей самостоятельной работой, что говорит об эффективности предложенной модели и методики.
Ключевые слова:
индивидуальная образовательная траектория, синхронно-асинхронное обучение