Полный текст статьи
Печать

Развитие речи традиционно является основным направлением развития дошкольников. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область по речевому развитию. В ее задачи входит: владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для  речевого развития дошкольников, во многих детских садах использую мини-музеи. Музей- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников есте­ственной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

 Исходя из этого определения, можно сказать, что мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребенка, повышению его образованности, воспитанности и приобщения к вечным ценностям. В ходе знакомства с произведением искусства, погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

В процессе музейно – образовательной деятельности вырабатывается познавательная активность, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи.

 Задачей педагога является, правильно формируя предложения, доступным для понимания языком донести информацию, содержащуюся в различных экспонатах собранных вместе в мини-музее. Занимаясь таким образом с ребенком, рассматривая иллюстрации и экспонаты мини-музея необходимо предлагать ребенку пересказать запомнившиеся ему моменты рассказа педагога, с чем дети легко справляются, при этом наверняка допуская речевые ошибки. Педагог, стараясь не перебивать ребенка,  должен предоставить возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец правильной речи.

Проводя беседу с детьми в мини-музеи,  педагог учит логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. Расширяя, таким образом, круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с различными экспонатами мини-музея, беседуя с ним на различные темы, касающиеся мини-музея, при этом близкие и доступные для понимания ребенка, педагог не только расширяет  кругозор ребенка, но и способствует быстрейшему овладению им правильной речью.

Перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка педагога для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. Для того что бы педагог мог общаться с ребенком в условиях мини-музеев, к его речи предъявляются определенные требования:

-              Речь должна быть абсолютно грамотна и литературна. 

-               Речь педагога по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.

-              Структуру речи следует согласовать с возрастом детей.

-              Содержание речи должно строго соответствовать развитию ребёнка, запасу представлений. интересам, опираться на их опыт.

-              Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи.

-              Педагогу необходимо регулировать темп своей речи.

-              Педагогу следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

-              Речь должна  быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребенку, наличие которой необходимо каждому педагогу.

-              Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов,  необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

-              Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей. Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Средства музейной педагогики предполагают взаимное партнёрство педагога и ребенка, сотрудничество с родителями. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь  и т.д.).  Педагогу необходимо учитывать, что методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике имеет ряд отличительных особенностей:

1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

3. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов) .

5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.

Таким образом, педагог, занимающийся с детьми в условиях мини-музея способствует более эффективному развитию речи, так как в окружении экспонатов музея, ребенок получает огромный материал об окружающем мире, который помогает расширить его кругозор и обогатить язык.