Полный текст статьи
Печать

XX век стал временем активных политических, социальных и экономических изменений. Значительные трансформации произошли и в духовной жизни общества. В частности, в мире стали активно распространяться новые религиозные движения, в том числе, основанные на индуистской философии. Существуют разные точки зрения на эти культы. Одни ученые, например, А. Л. Дворкин [4], доказывают нетрадиционность большинства из них, другие, наоборот, считают их последователями древней ведической традиции. В связи с этим, возникает необходимость установления истоков неоиндуистских движений и изучения причин их распространения на Западе. В современной научной литературе эти данные представлены разрозненно. Часть информации можно обнаружить в работах, посвященных разностороннему изучению индуизма (A.Б. Маганлал, Ж. Маккензи, Р. Штайнер и др.). Отдельные сведения содержатся в трудах, рассматривающих религию как неотъемлемую часть истории индийского общества (Р.Б.Рыбаков, Сарвепалли Радхакришнан, Р. Маджумдар, Г.Г. Котовский, А.Л. Бэшем и др.); направленных на изучение многообразных школ индуизма (В.С. Костюченко, А.Д. Литман, С.И.Иваненко, Е.Э. Дерягина и др.). В то же время, нам не удалось обнаружить трудов, обобщающих предпосылки трансформации индуизма и причины распространения неоиндуизма на Западе.

Проведённое нами исследование позволило установить, что начало тенденций, приведших к трансформации индуизма и его широкому распространению в американо-европейских модификациях, было положено на рубеже XVIII-XIX вв. К этому времени европейская колонизация Индии привела к разрушению традиционного уклада индийского общества. Обострилась социально-политическая и экономическая обстановка. В этих условиях, грозивших Индии полной потерей национальной независимости [15], активизировалось национально-освободительное движение, лидеры которого избрали религию в качестве объединяющего фактора и средства преодоления существующего разрыва между элитой и народными массами.

Религии всегда принадлежала ведущая роль в жизни индийского общества [9]. По мнению Н. И. Гаукасовой, Индия относится к тем немногим древнейшим цивилизациям, которые практически в неизменном виде сохранили традиции, основанные на индуизме, в связи с чем теологические принципы были использованы как способ аргументации при решении не только жизненных, но и политических проблем [3, с. 3]. Обновляющееся общество, складывавшееся в процессе проникновения западноевропейской цивилизации в традиционную индийскую культуру, предопределило существенную модернизацию индийской религиозно-философской традиции. Контакт с духом Запада, усвоение другой культуры оказало влияние на мыслителей Индии, таких как Дайянанда Сарасвати, Раммохан Рай, Рамакришна, Вивекананда и др. Не смотря на существенные различия в их религиозных позициях и исходных постулатах, совокупная деятельность реформаторов привнесла в традиционный индуизм следующие новации:

1. Переориентация религиозной жизни адепта без учета его половых особенностей, возраста или касты, с дхармы (мирская религиозность, долг, цель жизни, добродетель, закон, нормы, правила) на садхану (духувная практика), с ритуала и обряда на мистическое богопостижение.

2. Вера в возможность достижения религиозного совершенства в данном рождении.

3. Отрицание религиозной роли касты и ввод представлений о существенном и несущественном в религии.

4. Включение в идейный арсенал понятий, норм и установок западной культуры — как светской, так и христианской.

5. Активная миссионерская проповедь среди неиндийцев [12, с. 471].

В августе 1947 г. Индия получила национальную независимость, что повлекло за собой новый виток коренных преобразований во всех областях жизни, в том числе и религиозной. При этом, благодаря произошедшим трансформациям, локальной религии – индуизму – удалось выйти в мировое пространство и «обрасти» адептами из разных стран, народностей и этнических групп.

Рассуждая о причинах подъёма восточных религиозных движений в США, Л. Н. Митрохин указывает на то, что при этом недостаточно рассмотреть особенности самого вероучения, сформировавшегося в Индии. Необходимо обратиться скорее к Западу, чем к Востоку. Ведь те учения, которые получили распространение в западноевропейском обществе, претерпели серьёзную трансформацию при переносе на новую духовную почву [8, с. 7-15].

Неовосточные культы начали появляться в религиозном пространстве Запада, прежде всего США, ещё на рубеже XIX-XX веков, но ими интересовались отдельные представители, так называемой, интеллектуальной элиты. Наибольшей же активности этот процесс достиг к середине ХХ в., когда специфические воззрения восточных культов не просто вызвали общественный интерес, а превратились в элемент западной массовой культуры [8, с. 62]. К этому времени сложились определённые предпосылки для их активного распространения [10]. Перечислим основные из них.

Политическая нестабильность, напряжённость международной военно-политической обстановки.  В конце 40-х г. – начале 50-х г. США содействовало восстановлению экономики стран Западной Европы и вступило в «холодную войну», пытаясь воспрепятствовать распространению коммунистической идеологии [11, с. 72]. Эта внешняя политика определяла положение и внутри страны, отражаясь в социальной ситуации, характеризующейся кризисом, распадом ценностей и норм, регулирующих социальное взаимодействие [1], бездуховным менталитетом и ориентацией на материальные блага. Ценности и нормы, культивируемые в рамках существовавшей идеологии, были подвергнуты сомнению. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни способствовали появлению и развитию разных культов. Требовалась новая мировоззренческая основа, которую многие начали искать в идеологиях восточных стран [5, с. 63-70].

Отсутствие национальной духовности, интерконфессиональность. В основе своей духовной культуры Соединенные Штаты имеют интерконфессиональность, относящуюся терпимо ко всем религиям. Это стало благоприятной почвой для появления множества верований, в том числе таких, которые далеки от традиционных религий.

Кроме обозначенных причин необходимо указать на секуляризацию, общий кризис общества и церкви [13, с. 102]. На протяжении XX века все чаще говорили о наступлении постхристианской эры. По мнению Е. Г. Балагушкина, «глашатаями» этих радикальных настроений выступили нетрадиционные религии, которые начали угрожать «состарившемуся» христианству [2, с. 3].

Немаловажную роль сыграло появление контркультуры, субкультуры, ставших проявлением аппозиционных настроений [6, с. 15]. Молодежь, отказываясь жить по правилам общества, находила себя в различных политических или наоборот аполитичных группах. На этом фоне возрос интерес к восточным религиям и практикам, способам познания себя и своего сознания. Идеология контркультуры гармонично сочеталась со многими установками индуистского универсализма: этнический релятивизм, пантеистическое мировосприятие, мистический эклектизм, пацифизм, стремление к экстазу, освобождающему импульсы подсознания, свобода от социальных норм жизни развитых стран, которые успели приесться. Именно поэтому индуистским лидерам легко удалось найти общий язык с движениями битников, хиппи и проч. [7, с. 262-263; 14].

Особое значение в распространении восточных культов имеет глобализация, которая также способствовала быстрому распространению до этого локальных культур [1, с. 167].

Таким образом, подводя итог сказанному, можно отметить следующее. Индуизм – это не только одна из самых древних религий Востока, но и неотъемлемая часть общественно-политической и социальной жизни Индии на протяжении всей истории её существования. Независимо от исторического этапа развития Индии, индуисткая религия играла ведущую роль и была важным средством объединения нации и управления массовым сознанием. Именно религиозный фактор на рубеже XIX—XX вв. стал значимым оружием в национально-освободительном движении индийских реформаторов. В условиях напряженного межкультурного взаимодействия сложились предпосылки трансформации традиционного индуизма и сформировалась неоиндуистская трактовка категорий индуизма. Благодаря действиям и прогрессивной мысли реформаторов, шла постепенная детрадиционализация трактовки классических индуистских текстов. Это не только доказывало
жизнеспособность и приспособляемость индуизма к меняющимся условиям, но и позволило «выйти» индуизму за пределы Индии и утвердиться, прежде всего, в странах Запада, где в свою очередь сложились благоприятные условия для распространения новых религиозных движений и организаций.