Визуализация дидактического материала при обучении иностраннному языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коняева Л. А. Визуализация дидактического материала при обучении иностраннному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 43. – С. 69–73. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570311.htm.
Аннотация. Интерактивная викторина-презентация с элементами видео- и аудиофрагментов, является инновационным мультимедийным элементом в структуре и содержании программы «Практика основного иностранного языка» для студентов 1 курса. По своему содержанию он призван способствовать повышению мотивации к изучению английского языка, помочь формированию первичного студенческого коллектива и осознанию места собственной культуры в мировом культурном пространстве.


Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
II Международная электронная визуальная конференция «Инновационные научные исследования»Визуализация дидактического материала при обучении иностранному языкуПедагогические науки

Коняева Людмила Александровна,Доцент кафедры Переводоведения и лингвистики Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово loudmillakoni@mail.ru

Аннотация. Интерактивная викторина-презентация с элементами видео- и аудиофрагментов, является инновационным мультимедийным элементом в структуре и содержании программы «Практика основного иностранного языка» для студентов 1 курса. По своему содержанию он призван способствовать повышению мотивации к изучению английского языка, помочь формированию первичного студенческого коллектива и осознанию места собственной культуры в мировом культурном пространстве.Ключевые слова: мультимедийная викторина, культура, визуализация, интерактивность, студенческий коллектив, иностранный язык

Введение. В наши дни престижным и востребованным среди молодёжи становится приобщение к культурному наследию и духовным ценностям народов мира, а иностранный язык является инструментом межкультурной коммуникации. Поэтому заметно расширилась область наглядности, визуализации - от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что мотивация и эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия дидактического и др. учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, введенном чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). 

Обзор литературы по теме исследованияВ российской научно-педагогической литературе вопросы личностного и компетентностного подходов в образовании обоснованы Вербицким А.А., Ларионовой О.Г и др. Визуализации учебной информации в учебных заведениях разного типа посвящены работы Пассова Е.И., Кузовлевой Н.Е , Калининой С.И. (в школе), Лаврентьева Г.В., Лаврентьевой Н.Б, Сверчковой Ю.А., Неудахиной Н.А. и др. (в вузе). Психолого-педагогические обоснования широкого применения наглядности для развития мышления раскрыты в исследованиях Станкевича И.А., полезную информацию о соответствии цифровых образовательных ресурсов современным ФГОС можно найти в работах Л.И. Найденовой; зарубежный опыт применения визуализации в обучении языкам обобщили Murphy R., Demici V, Erber N. P., Feuerstein R., Klein P. S. & Tannenbaum A. J, Evance V., Harper J. и др.

Описание исследования. Реалии сегодняшнего дня требуют современных средств визуализации в образовательном процессе. Интерактивная викторина – презентация, используемая на вводном уроке, – это интересный, увлекательный материал с элементами видео- и аудиофрагментов, являющийся инновационным мультимедийным элементом визуализации в структуре и содержании программы «Практика основного иностранного языка» для студентов 1 курса. Урок органично интегрирован в модуль 1 как Вводное занятие (Entry Test) и позволяет активизировать, систематизировать и классифицировать словарный запас по темам, проверить навыки аудирования, владение лингвистической и межкультурной компетенцией; систематизировать знания грамматики английского языка. Задания викторины составлены с учетом ФГОС.

Цели проведения мультимедийной интерактивной викторины: - активизация речевой деятельности; - определение уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией (английским языком); - диагностика сформированности лингвосоциокультурной компетенции; - создание ситуации успеха для студентов-первокурсников; - повышение мотивации к изучению английского языка; - формирование первичного коллектива студентов.Алгоритм действий при проведении викторины: Вводный этап. При приветствии создается дружеская атмосфера с элементом соревновательности; студенты делятся на 2 подгруппы, выбирают капитана каждой команды, придумывают название для команды.

Краткое описание викторины « English Ice Breakers»:Викторина состоит из 9 заданий, охватывающих различные аспекты языка (фонетика, правописание, аудио-визуальную культуру, вокабуляр, знания по страноведению, искусству, истории; способность порождать неподготовленные высказывания).

Данный электронный дидактический материал – интерактивная викторина - целенаправленно разработан с помощью прикладной программы общего назначения (Front Page) для использования в образовательном процессе и построен в соответствии с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета «Практика основного иностранного языка». Он содержит систему компьютерных заданий по программным аспектам - фонетике, устной практике, грамматике с использованием текста, графики, аудио- и видеосюжетов, а также ответы, обеспечивающие обратную связь со студентами. По своему содержанию он призван помочь студентам осознать место собственной культуры в мировом культурном пространстве. Рефлексируя, студенты-первокурсники осознают необходимость дальнейшего серьезного, глубокого и всестороннего изучения английского языка, и в то же время, испытывают чувство удовлетворения от успешного применения полученных в школе знаний. Задания 2, 3, 5, 7 и 8 нацелены на диагностику сформированности лингвосоциокультурной компетенции.

Приведём примеры некоторых заданий викторины, напр., второе задание: литературоведческий конкурс «match the character and the author». Даны изображения известных литературных персонажей и портреты авторов соответствующих произведений. Необходимо их соотнести. Для проверки правильности ответа требуется «кликнуть» на изображение в верхнем ряду

Третье задание: культурологический конкурс «What are they famous for? Match the image and the symbol». Соотнесите изображение и символ. Студентам предлагаются изображения известных британцев, необходимо соотнести портрет с атрибутом деятельности, прославившей этого человека. Для проверки правильности ответа требуется «кликнуть» на портрет.

Вербицкий А.А. о визуализации: «Процесс визуализации - это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [1]. Процесс разворачивания мыслеобраза и «вынесение» его из внутреннего плана во внешний план представляет собой проекцию психического образа. Проекция встроена в процессы взаимодействия субъекта и объектов материального мира, она опирается на механизмы мышления, охватывает различные уровни отражения и отображения, проявляется в различных формах учебной деятельности [1]. Трактовка Щукина А.Н. термина: «Визуализация – представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия», «визуальные средства обучения предназначены для восприятия с помощью зрительного анализатора – картины, схемы, таблицы» [10].

Преподаватель, активизируя визуальное мышление обучаемых, активно воздействует на их мышление. Преимущества визуализации дидактического материала «интерактивная викторина Ice Breakers»: - создание комфортных условий для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности (цвет, видео, музыка, графика, красочные рисунки, анимация); - оптимизация учебного процесса, более глубокое усвоение материала студентами; - использование неисчерпаемого ресурса интернет для коллективной и индивиду-альной самостоятельной работы (квизы, тесты, блоги, новые образовательные сайты, аудио- и видеофайлы для аудирования, перевода, порождения высказывания); - оживление рутинной работы преподавателя по контролю знаний студентов.

Пятое задание: лексика, языковая догадка и экстралингвистические знания «Can you draw them?» На слайде перечислены необычные словосочетания типа «прилагательное + существительное», первый компонент которых представляет собой, как правило, название страны. Необходимo нарисовать то, что они обозначают.

Применение визуализации в современном образовательном процессе вуза объясняется необходимостью интенсификации преподавания для повышения эффективности усвоения информации и способов ее представления студентам – представителям интернет-поколения, которые уверенно чувствуют себя в гипертекстовом, поликодовом виртуальном пространстве. Информация и техника из средства деятельности человека постепенно превращается в среду его обитания, а одна из основных максим интернет- среды (так называемых «Rules of the Internet») гласит: «Pics or it never happened» («Если нет картинок, значит, этого не было»). «Современные студенты предпочитают не читать и слушать, а наблюдать и действовать» [6].

Седьмое задание: страноведческое «Decode the symbols». На cлайде приведены логотипы известных британских компаний и культурно значимые символы. Студентам необходимо расшифровать их. Ответ можно получить, кликнув на слово «answers».

Преимущества визуализация дидактического материала:- является современным методом активного личностно-ориентированного обучения; - способствует более глубокому и эффективному восприятию и запоминанию; - активизирует мышление студентов; - показывает связь с творческим процессом принятия решений; - создаёт мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения;- используется для индивидуальной, групповой и коллективной деятельности студентов;

- учитываются возрастные особенности обучаемых;- осуществляется дифференцированный подход;- используется для самостоятельной работы обучаемых;- развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память и способствует проявлению интуитивные способности [9].

Восьмое задание: аудирование. «Click on the pictures to listen to the songs and guess the language»: прослушайте песни и определите язык исполнения. Студентам предлагается 8 отрывков песен на разных европейских языках, необходимо определить, на каком языке исполняется песня.

Обобщенная схема организации и предъявления учебного материала обычно включает в себя три звена, взаимообусловленных и тесно связанных между собой:

Мультимедийные дидактические материалы предоставляют следующие возможности для преподавателя: - использование различных подходов к изучаемой теме; - личностно-ориентированный подход (индивидуализация и дифференциация процесса обучения); - усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации; - активизация деятельности студентов; - формирование и развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно-образного, теоретического, творческого мышления; - формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути ее решения;

- изменение характера познавательной деятельности; - модульность; - относительная простота разработки и доступность ее освоения; - возможность использования различных программных средств как отдельно, так и в сочетании их друг с другом; - визуализация дидактического материала и учебной информации; - обеспечение доступа к сети информации; - формирование общей культуры учебной деятельности; - формирование информационной культуры общества.

Визуализация дидактического материала и учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: - обеспечение интенсификации обучения; - активизацию учебной и познавательной деятельности; - формирование и развитие критического и визуального мышления; - обеспечение зрительного восприятия; - образного представления знаний и учебных действий; - передачу знаний и распознавания образов; - повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.

- осуществление обратной связи между преподавателем и студентом;- варьирование времени  и порядка интерактивности,- регулирование содержания, - использование инновационных технологий проблемного обучения, - активное вовлечение студентов в учебный процесс, - положительное влияние на мотивационную сферу, - осуществление эффективной коммуникации, - формирование лингвосоциокультурной компетенции обучаемых.  Преимущества интерактивности:

Преимущества электронного учебника как способа визуализации образовательного процесса: - интенсифицирует процесс восприятия дидактического материала, - используется при работе в команде, ситуативном, индивидуальном обучении, - как база для самостоятельной работы, - для совместной деятельности при решении проблемных ситуаций, проектов и т.д., - доступность теоретических материалов и упражнений, видео- и аудиоматериалов, - возможность экстенсивного использования всего массива аутентичного учебного контента, - формирует устойчивые компетенции.

Титульная страница электронного учебника с колонкой навигации по темам справа с гипертекстовыми ссылками на контент грамматических тем и упражнениями для самостоятельной работы студентов (авторы Л.А. Коняева и Н.В. Рабкина)

В качестве иллюстрации представим алгоритм работы, напр., с темой «Noun - Имя существительное»: на слайде– главная страница темы с гиперссылками на все грамматические особенности (общая информация, словообра-зовательные суффиксы, классы, род, число, артикли, а также видео с аутентичными записями, многочисленные упражнения и ответы на них. Каждый раздел снабжён тематическими изображениями, схемами, таблицами [5].

Результаты исследования. Интерактивность придает электронной наглядности когнитивный характер, - вносит игровые и исследовательские компоненты в учебную работу, - побуждает студентов к анализу свойств представляемых объектов и процессов. Технологии мультимедиа позволяют - интегрировано представить на экране любую аудиовизуальную информацию, - реализуют интерактивный диалог студентов с системой. Поэтому их активно используют при разработке и создании визуальных средств обучения, компонентами которых являются статические и анимированные изображения, а также гипертекстовая и видеоинформация со звуковым сопровождением. Педагогический эксперимент подтвердил, что системная реализация современных технологий обучения дисциплине «иностранный язык» обеспечивает мотивацию к изучению языка, эффективное формирование лингвосоциокультурной компетенции студентов и одновременное развитие их личностных качеств.

Заключение. В современной образовательной системе визуализация позволяет студентам более эффективно воспринимать материал, развивает мотивацию и интенсифицирует процесс восприятия дидактического материала. Эффективность любой формы практического, семинарского или лекционного занятия основывается на её интерактивном характере, а визуализация способствует формированию устойчивых компетенций. Используемая в обучении иностранным языкам система средств визуализации предусматривает в качестве цели реализацию учебного, воспитательного, развивающего и познавательного потенциалов иноязычного образования посредством визуализации информации и визуализации знаний. Средства визуализации в иноязычном образовании предоставляют широкие возможности как для знакомства с фактами, процессами и событиями культуры, так и передачи в доступной и легко усваиваемой форме лексических, грамматических, фонетических и коммуникативных знаний.

Рекомендации по возможности экстраполирования инновационного продукта.Принципы разработки и визуализации представленного дидактического материала представляют интерес для широкого круга преподавателей и могут быть использованы в любых образовательных заведениях инновационного типа, участвующих в решении задач модернизации системы образования, при обучении всем видам речевой деятельности: введении новых лексических единиц, изучении разговорных тем в социально значимых ситуациях общения, ознакомлении с реалиями страны изучаемого языка, литературы и искусства, прецедентных имен, стилистических особенностей Интернет – коммуникации. Может использоваться в системе подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. 

Ссылки на источники1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Логос, - 2009 г. - 336 с.2. Калинина С.И. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка [Электронный ресурс] // 2010 URL: http://knu.psikhologija-nagljadnosti-v-obuchenii-jazykam/157-vidy-nagljadnosti.html (Дата обращения 28.08.2017)3. Коняева Л. А. Технологии групповой работы с мультимедийными ресурсами при обучении английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2996–3000. – URL: http://e koncept.ru /2015 /85600.htm.4. Коняева Л.А., Рабкина Н.В. К вопросу о визуализации в образовательном процессе / В сборнике: Интеграция современных научных исследований в развитии общества Международная научно-практическая конференция: Сб-к в 2-х томах. - 2016. - С. 83-86.5. Коняева Л.А., Рабкина Н.В. Мультимедийное электронное пособие в обучении иностранному языку / сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции –Ульяновск: УлГТУ, 2016. - № 1 (3) - С. 266-273.6. Лаврентьев Г.В.Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов /Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Барнаул.: Издательство Алтайского государственного университета, - 2012. - 231с.

Ссылки на источники7. Найденова Л. И. Опыт разработки цифровых образовательных ресурсов на основе новых государственных образовательных стандартов / Л. И. Найденова и др. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. – 2011. − Т. 12. − № 2. – С. 52−58.8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. – Ростов н/Д: Феникс, Изд. ГЛОССА - Пресс, - 2010. - 640 стр.9. Сверчкова Ю.А. Визуализация учебной информации как средство преобразования блоковых моделей. Педагогика и психология, теория и методика обучения. Межвузовский сборник статей. ННГАСУ. - 2012. – 650 с.10. Станкевич И.А. Mind maps как интенсивная методика развития мышления в преподавании английского языка. [Электронный ресурс] Социальная сеть работников образование nsportal.ru URL: http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnyenauki/library/mind-mapping (дата обращения 29.08.2017)11. Щукин А.Н. лингводидактический энциклопедический словарь / А.Н. Щукин. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 746 с.