Полный текст статьи
Печать

«Любовь к родному краю, знания его истории –
основа, на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества»
Д. С. Лихачёв

Духовно - нравственное воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что подтверждается Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента.     Мой дом, моя улица, мое село, мой край, моя Россия - вот этапы взросления ребёнка, его социализации, становления будущего гражданина.     

Краеведческий подход позволяет рассматривать природные, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне, что и соответствует основным федеральным требованиям и современному подходу к образованию. Эффективность зависит от использования разнообразных методов организованной совместной и самостоятельной деятельности.

Школьное краеведение включает в себя не только приобретение учащимися готовых знаний на уроках или из учебных пособий, но и самостоятельную работу, поисково-исследовательскую деятельность.  

Историко-краеведческая работа в сельской школе имеет свою специфику: здесь объект исследования локализуется, в основном определяется районом населенного пункта и его окрестностей.  Материал по его истории находит свое применение,  как на общих, так и на краеведческих уроках истории, неся в себе конкретизацию, убедительность и эмоциональность. Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность.

Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

Исследовательский метод историко-краеведческой работы решает следующие задачи:

- пробуждает интерес к открытиям, исследованиям,

- активизирует познавательную деятельность учащихся,

- приобщает к научному поиску, что помогает им преодолеть страх самовыражения, стать увереннее в своих силах.

Из опыт работы по духовно-нравственному воспитанию с использованием краеведческого материала, хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров, культуры на основе краеведческого компонента.  За последние шесть лет учащиеся собрали большой краеведческий материал   об истории поселка, его природных ресурсах, о людях, которые внесли большой вклад в   его развитие, об истории школы и педагогических кадрах.  Обобщение собранного материала учащиеся представили в виде исследовательских работ, проектов, презентаций, буклетов, рисунков, фотографий. 

С 2011 г. шла работа над долгосрочным проектом «История поселка Пушма: его прошлое и настоящее», целью  которого является история  развития поселка,  начиная с его образования до настоящего времени.

Информационное поле проекта и социальная значимость деятельности позволяют ненавязчиво заниматься духовно-нравственным воспитанием и развитием обучающихся.

Основой проекта стало обращение к истории первой половины XX века. Выбор был обусловлен тем, что изучение жизни и быта этой эпохи играет большую роль в формировании мировоззрения учащихся, оценочных суждений подрастающего поколения, осознания перемен, происходящих в обществе, сближает «отцов» и «детей». Тема позволяет ученикам «прикоснуться к истории» своими руками, создает условия для семейного общения. Были найдены фотографии отражающие события 40-80-х гг. XX века.

Исследовательская работа по этой теме продолжалась несколько лет, в 2013 г. дополненная версия проекта была представлена на районных краеведческих чтениях и отмечена диплом 1 степени.

Исследовательский проект «Ремеслу везде почет» направлен на изучение существующих в поселке ремесел.

Художественные ремесла являются  одной  из  форм  народного  искусства,  передаваясь  из  поколения  в  поколение,  несут  в  себе  исторический, духовный,   эстетический  опыт  народа,  его  духовно-нравственную  основу.

Исследовательская работа «Родины истоки: природные богатства поселка Пушмы» явилась результатом работы почти всего ученического коллектива школы.

Цель работы:

ü Установить

  • основные источники питьевой воды в поселке;
  • любимые места сбора грибов и ягод, охоты и рыбной ловли;
  • названия  рек, оврагов, полей, сенокосных угодий, выгонов для скота, которыми пользовались жители данного

ü Объяснить происхождение названий природных объектов.

ü Определить их расположение на физической карте

По интересующим вопросам было опрошено 10% жителей поселка разного возраста. Результатами работы стали составленные карты с расположением интересующих объектов.

Собранный материал был использован в 2015 г. для участия в районной эколого-краеведческой викторине «Родины истоки», четверо учащиеся 8 класса получили диплом 1 степени.

В декабре 2016 г. наша школа отметила 80-летний юбилей.  К этой значимой дате учащимися велась исследовательская работа по темам связанными с историей школы, были восстановлены списки выпускников и преподавателей, начиная с 1949 г. по 2015 г. В ходе работы были собраны фотографии и воспоминания, которые были оформлены в виде выставок и презентаций.

В ходе исследований учащиеся приобретают новые знания об эпохе 40-90-х годов XX в., о детстве своих родителей, их школьной жизни, увлечениях, быте и т.п.; ученики строят новые отношения, работая в группах, общаясь со своими родителями, жителями поселка; все участники овладевают умениями поиска информации, ее оформления, представления, защиты своей работы, интервьюирования, беседы, дискуссии, общения с большими группами детей и взрослых. Проект позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, привлекает к мотивированной проектно-исследовательской деятельности, активной самостоятельной познавательной деятельности.

Краеведческая проектно-исследовательская деятельность доступна детям, позволяет использовать значительный арсенал методов исследования, получать новое знания, позволяет лучше понимать историю страны, делает ее события личностно значимыми, что служит духовно-нравственному воспитанию учащихся.

           Таким образом, проектно-исследовательская работа исторического краеведения способствует духовно-нравственному формированию личности человека и гражданина своей Родины.