Полный текст статьи
Печать

В условиях современного образования каждый человек – и учитель, и ученик, и обучающий, и обучающийся, – начинает осознавать значимость рефлексивности в процессе обучения.

В системе УУД выделяется группа коммуникативных УУД, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В этом контексте особая роль отводится рефлексии, которую мы используем в качестве диагностики на занятиях объединения «Магия бисера».

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия является одним из этапов занятия.

Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности.

Исходя из функций рефлексии, на занятиях применяются следующие виды рефлексии:

  1. 1.                 Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. 2.                 Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

       Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой. Применяются карточки-смайлики.

В конце занятия в объединении применяется рефлексия «Сказочная поляна».

 Детям предлагается выбрать из трёх бабочек определённого цвета одну и прикрепить на цветок. Настроение определяется через цветовой тест  Макса Люшера, в котором существуют следующие цветовые индикаторы:

оранжевый цвет – радостное, восторженное настроение;

красный цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета –  беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Этот вид рефлексии даёт возможность оценить деятельность в течение всего занятия. Воспитанники прицепляют бабочку на цветок разной высоты, что помогает  обучающемуся провести самоанализ деятельности на занятии.

Чем понятнее было ребёнку задание и его цель, тем выше он прикрепляет  бабочку на ромашку.

Для  рефлексии деятельности используетсятехнология  «Почта».

В конце занятия воспитанники пишут мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе. Выбираем почтальона, который собирает письма и отдаёт руководителю.

Проводим и  небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия.

Обучающиеся аргументируют свой ответ:

  1. На занятии  я работал…
    2. Своей работой на занятии я…
    3. Занятие для меня показалось…
    4. За занятие я…
    5. Моё настроение…

активно / пассивно.
доволен / не доволен.
коротким / длинным.
не устал / устал.
стало лучше / стало хуже.

Обсуждая результаты ответов,  обучающиеся объективно оценивают свою активность и качество работы
Также нами  используется один из вариантов упражнении «Комплимент» («Комплимент-похвала», «Комплимент деловым качествам», «Комплимент в чувствах»), в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в занятие и благодарят друг друга и педагога за проведённое занятие. Такой вариант окончания занятия даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Рефлексию содержания учебного материала используем для выявления уровня осознания содержания пройденного. На последнем занятии каждой изучаемой темы подводим  итоги,  обсуждаем, что дети узнали, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, общую эффективность группы.  Для этого используем упражнение «Плюс-минус-интересно». Автор упражнения Эдвард де Боно. Это упражнение выполняем устно, ответы пишутся на доске.

В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на занятии; какая информация и формы работы вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии, а также то, что бы им  хотелось ещё узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

«Дерево творчества». На заключительном занятиитой или иной темы дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды:

плоды – занятие прошло  полезно, плодотворно;

цветок – довольно неплохо;

листики – не совсем удовлетворён занятием.

Рефлексию проводим и  в конце учебного года.

Детям раздается анкета:

1.                    Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

Варианты ответов:
-
делало её более эффективной;
- тормозило выполнение задания;
- не позволило точно выполнить задачу;

-испортило отношения в группе.

2.                    На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

Варианты ответов:

-обмен информацией;

-взаимодействие;

-взаимопонимание;

-были равномерно задействованы все уровни.

3.                    Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

Варианты ответов:

-недостаток информации;

-недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.);

-трудности в общении.

4.                    Какой стиль общения преобладал в работе?

Варианты ответов:

- ориентированный на человека;

- ориентированный на выполнение задания.

5.                    Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

Варианты ответов:

- в группе сохранилось единство и партнёрские отношения;

- единство группы в ходе работы было нарушено.

6.                    Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

 Варианты ответов:

- лидер, выдвинувшийся в ходе работы;

нежелание наладить контакт большинства участников группы;

- непонимание задачи, поставленной для совместной работы;

- сама задача оказалась неинтересной, трудной.

7.                    Оцените свой уровень обученности:

Варианты ответов:

- высокий, выполнял работы в большей мере самостоятельно;

- средний, выполнял работы с помощью педагога;

- низкий, работы выполнять затруднялся. 


  Для рефлексии содержания учебного материала используется «Синквейн»  - составление четверостишья по схеме:


первая строка – понятие, выраженное существительным;

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями);

третья строка – 3 значимые глаголы, выражающие отношение к понятию;

четвёртая строка – слово-синоним понятию, отражающее обобщение или расширение смысла.

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществлённой деятельности с целью диагностики её результатов и повышения её эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать её реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. Всем известно, что целью современного образования является формирование и воспитание функционально грамотной личности. Значит, педагог должен контролировать не отдельные знания, а умения ими пользоваться в ходе решения различных задач.