Полный текст статьи
Печать

В настоящее время написано немало трудов о новых технологиях обучения студентов художественным, проектным, техническим дисциплинам в системе высшего образования при подготовке дизайнеров. В них отражены результаты исследований художников-педагогов, дизайнеров и архитекторов, преподающих в вузах страны, а также самих студентов, обучающихся по направлению подготовки  "Дизайн". Для осуществления профессиональной деятельности, грамотной работы с формой и цветом студентам необходимы специальные знания и навыки, основы которых закладываются в период обучения в вузе. Все методические усилия, моделирующие учебный процесс в сфере дизайн-образования, направлены на развитие творческих способностей будущих дизайнеров, формирование их самостоятельности, профессиональной компетенции, развитие умений организовать свое учебно-творческое время.

В уже сложившихся традициях дизайн-образования в России можно считать сохранение в учебных планах вузов достаточного количества практических занятий по дисциплинам профессиональной направленности. Практическая работа студентов под руководством педагога способствует развитию творческого потенциала обучающегося, формирует грамотный подход к решению профессиональных задач студентом-дизайнером. Студенты кафедры дизайна и изобразительного искусства Вятского государственного университета (ВятГУ) проходят все виды практик, предусмотренные учебным планом. Это учебная практика (пленер), музейная, производственная и преддипломная практики. В результате прохождения практик студент должен овладеть определёнными профессиональными компетенциями, предусмотренными образовательным стандартом.

Одной из практик, которая предваряет дипломное проектирование, является преддипломная практика. В текущем учебном году один из студентов проходил преддипломную практику в КОГАУК "Театр на Спасской" в г. Кирове (далее Театр). Подробнее расскажем об опыте, полученном студентом и преподавателем в ходе прохождения практики. Целями и задачами преддипломной практики является апробация знаний по циклу специальных дисциплин, совершенствование профессиональных навыков  по основным направлениям и методам дизайн-проектирования, отработка основных вопросов выпускной квалификационной работы в рамках и на материалах конкретной дизайнерской задачи, а также углубление и закрепление знаний, полученных в процессе обучения и прохождения предыдущих практик , выполнение практического проектирования и конструирования объектов. Задача, по проектированию, в данном случае, ставилась главным художником и художественным руководством театра, курировалась же работа студента-практиканта, руководителем преддипломной практики от университета (автора статьи).

Дипломная работа в форме дипломного проекта предполагает проведение ребрендинга корпоративного стиля Театра. В связи с этим, на преддипломной практике студенту был поставлен ряд задач творческого характера, связанных с рестайлингом визуальных атрибутов бренда, а именно, перерисовка в новой стилистике знака и логотипа с сохранением основной пластической идеи, введение цвета, в соответствии с новым позиционированием и новой стилевой характеристикой бренда театра. Проведенная дипломником предпроектная работа по поиску аналогов, определила основные направления и этапы работы по рестайлингу знака и логотипа. Кроме работы над основным компонентом бренда – знаком, была поставлена обширная задача по проектированию основных корпоративных носителей стиля Театра. Это и традиционная печатно-бланковая продукция, и рекламно-полиграфическая, и основные составляющие наружной рекламы. Работа проходила в интенсивном режиме. Предложенные студентом варианты оформления рекламного буклета детской составляющей репертуара театра, после ряда согласований и стилистических поправок, были напечатаны необходимым тиражом и «выпущены в свет». Перерисованный знак и логотип, несмотря на то, что окончательно не доработан, (доводка будет осуществляться в рамках дипломного проектирования) также уже использован в ряде проектов и украсил собой несколько публичных мероприятий Театра и Кировского отделения Союза театральных деятелей. В ходе практики были переосмыслены некоторые составляющие наружной рекламы и тоже применены в реальных условиях. Работу по созданию стиля, а тем более по ребрендингу стиля театра, нельзя назвать простой. Тем интереснее задачи, которые пришлось решать студенту в ходе преддипломной практики.

Работа над стилем Театра началась с рисунка персонажа спектакля, выполненным главным художником театра в 90-е года прошлого века. Сам знак и логотип, созданный по рисунку, нарисован при помощи электронных средств позднее и принят Театром в качестве официального фирменного стиля. Входную группу театра украшает кованая вывеска-консоль, выполненная как и рисунок знака по эскизу автора статьи. За время работы театра, со сменой художественных руководителей, главных художников, стилевой антураж претерпевал разного рода изменения, но основа, в виде нарисованного знака персонажа, оставалась прежней. Новое художественное руководство Театра инициировало изменения в самом знаке и логотипе, оставляя, однако, основу незыблемой и узнаваемой.

К идее необходимости разработки и использования собственного театрального фирменного стиля приходит всё большее количество театров. В исследовательской главе отчёта по преддипломной практике студент пишет о некоторых наиболее ярких стилевых находках для театров, а именно об оригинальном знаке Пермского академического театра оперы и балета, об оригинальном дизайне логотипа и фирменного стиля, разработанном венгерской дизайн-студией"Botond Voros" для театра имени Иожефа Катона (Katona Jozsef Theatre) в Будапеште. Также рассказывает о ребрендинге главного национального театра России - Большого театра, хранителя традиций национальной оперы и балета, центра музыкальной культуры, выполненным студией Артемия Лебедева. Эти примеры дали вполне определённый толчок к правильному пониманию задач ребрендинга кировского "Театра на Спасской". Одним из важных компонентов продвижения и сопровождения основного продукта театра, спектакля к зрителю  является театральная афиша. Ранее на дисциплине «Проектирование» дипломником, проходившем практику в Театре, была выполнена работа по созданию некоторых афиш текущего репертуара, что позволило практиканту, при знакомстве с репертуарной политикой Театра, глубже осмыслить особенности графических и композиционных приемов и принципов создания театрального плаката-афиши.

Состояние дел в этой области таково, что требует отдельного пристального внимания и участия дизайнера в формировании визуальной составляющей имиджа театра в городской среде. По словам Игоря Гуровича, известного современного художника, графика и плакатиста, активно работающего в жанре театрального и зрелищного плаката, "...трудно не заметить, насколько... мало в городах театральных афиш". Происходит это по мнению И. Гуровича оттого, что, "...русский театр в отличие от русского дизайна сохранил свои традиции и в общем ревностно их блюдет. Другими словами, современный отечественный театр – это старый цех с сохраненной традицией, а дизайн - цех молодой, живущий по другим правилам. И людям театра все время кажется, что дизайнеры со стороны, так и норовят залезть в святая святых, в театр, в храм, и там сделать что-нибудь не так. Театральная афиша – это то, с чем театр выходит в город. А там, на улицах, он уже должен жить по законам города. А они, естественно, совершенно иные, нежели в театре. Да и публике также важно то ощущение праздника, некоего культурного события, которое им обещает слово «театр». И этот праздник может для них начаться вовсе не с вешалки или буфета, а с афиши на улицах города" [1, с. 165].

Автор статьи, имея и сам определённый опыт работы в жанре театрального и зрелищного плаката, будучи руководителем практики от университета, совместно с главным художником театра, поставили перед практикантом задачу создания ряда репертуарных плакатов с учетом "жизни" афиши в городской среде. И в ходе преддипломной практики успешно выполнены работы по созданию театральных афиш, наряду с буклетом детского выездного репертуара театра.  

Профессиональные качества дизайнера определяются, во многом, его личностными качествами. Среди них основные – целеустремленность, постоянное совершенствование профессиональных навыков, самообразование, креативность, способность к усвоению новых знаний, личностному и творческому росту, способность творчески подходить к работе, ответственность и другие качества. Профессиональные задачи дизайнера в современном мире имеют тенденцию к постоянному изменению и усложнению в связи с высокими темпами развития научно-технического прогресса и совершенствования программных пакетов для проектной деятельности в виде постоянно обновляемых новых версий, которые необходимо изучать и осваивать. Еще один аспект оперативной практической деятельности студента – это участие в профессиональных конкурсах. Так, в текущем учебном году, студенты-дизайнеры участвовали в ряде творческих состязаний, среди которых был конкурс на создание фирменного стиля Кировского областного драматического театра им. С.М. Кирова, в котором также принимал участие студент, позднее проходивший практику в "Театре на Спасской". Практика участия в этом конкурсе помогла студенту глубже понять особенности работы дизайнера в театральной сфере. Представляется, что подобный опыт полезно будет распространить и на другие профили подготовки дизайнеров.

В заключении отметим, что преддипломная практика является одним из важнейших этапов формирования навыков самостоятельной работы студента и его подготовки к будущей профессиональной деятельности. Преддипломная практика предшествует работе над дипломным проектом и является заключительным этапом профессиональной подготовки студента-дизайнера. В нашем, конкретном случае студентом были показаны высокие результаты работы, получен хороший отзыв от руководства театра и, ряд работ, выполненных в ходе практики, был Театром реализован. Студент показал высокую степень готовности к дипломному проектированию и самостоятельной творческой деятельности.