Полный текст статьи
Печать

Декоративный натюрморт с самого момента формирования является особой формой познания, эстетического освоения мира, творческого самовыражения, является одним из средств социализации, осмысления деятельности через художественные образы [3].

Сегодня, в условиях развития современного изобразительного искусства приоритетным является органичный дуэт содержательного и эмоционального. Этой цели служат и натюрморты, выполненные в декоративной живописной технике.

Главной задачей современной школы является формирование творческой личности с целостным представлением о мире, то есть личности, способной к самореализации, самоутверждению, культурному росту, творческому самовыражению [1].

Декоративный натюрморт, имеет большой творческий и обучающий потенциал и позволяет использовать его в системе художественного образования в качестве средства формирования метапредметных, а особенно, предметных компетенций.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта на уроках изобразительного искусства обучение в рамках декоративного натюрморта строится не просто на творческих результатах, а на процессе освоения способов и методов творческого мышления [5].

Очень важно дать учащимся глубокие знания, умения и навыки по использованию художественно-выразительных средств декоративного натюрморта в разных тематиках.

Благодаря выразительным средствам осуществляется восприятие фактуры, цвета, пластики, характера. Чтобы учащиеся хорошо освоили такой материал, необходимо проводить беседы по тем или иным выразительным средствам живописи, где педагог занимает одно из главных мест и организатора беседы, и ведущего. Педагогу важно научно продумывать каждую беседу и составлять ее план, поднимая те или иные вопросы, подходящие к теме декоративного натюрморта.

Начиная изучение декоративного натюрморта целесообразно провести беседу, которая познакомит учащихся с такими художниками как Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Петров-Водкин, Матисс, Машков, Сарьян, Куприн. Так как данные мастера работали в жанре декоративного натюрморта. При проведении беседы педагогу необходимо обращать внимание учащихся на художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, колорит, фактура, линия, пятно, цветовой и световой контраст, композиция), которые использовал художник, с какой целью.

Знание учащимися выразительных средств живописи способствует формированию таких предметных компетенций как: знание законов композиции, цветоведения.

Разберем некоторые примеры использования художественно-выразительных средств живописи в декоративном натюрморте.

Так, колорит представляет собой систему цветовых тонов, сочетаний, взаимоотношений. Обеспечивает цветовую композицию (тёмный, холодный, приглушенно пастельный и др.) влияет на восприятие, является частью художественной структуры.

При выполнении декоративного натюрморта учащимся можно отталкиваться от натурного варианта постановки: использовать цветовой строй, заданный постановкой, а можно и создать новый колорит постановки. Здесь важно, чтобы учащиеся понимали, что любое колористическое построение логично и связано с законами выразительного искусства.

Хочется отметить, чем меньше тональных или цветовых акцентов будут использовать ученики, тем выразительнее будет декоративное построение. Поэтому, для колористического решения декоративного натюрморта, учащимся можно предложить такие задания как: создание декоративного натюрморта в ограниченной цветовой гамме (до 4-5 цветов). Задачами данного упражнения являются: организация цветового пространства, равновесие и гармония цвета, поиск композиционного решения натюрморта, передача эмоционального состояния, условная передача пространства.

Важным художественно-выразительным средством живописи с декоративного натюрморта является композиция. Композиция передает основной замысел, идею, создает художественный образ, цельность декоративного натюрморта. В хорошо организованном изображении должны быть соблюдены нормы соответствия всех элементов композиции закону цельности, подчинения второстепенного главному [2]. Поэтому здесь педагогу важно продумать упражнения для учащихся, которые позволяют скомпоновать предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции. Примером такого упражнения может быть компоновка в различных форматах – квадрате, прямоугольнике, горизонтальном или вертикальном натурных предметов несвязанных между собой.  Задачи данного упражнения: установка смысловых и пластических связей в композиции натюрморта, выделение наиболее важной в тематическом отношении части-композиционного центра, подчинить ей второстепенные детали. При выполнении данного упражнения педагогу необходимо обратить внимание учащихся на то, что в натюрморте все предметы необходимо подбирать согласно взятой идее и замыслу, по единству назначения, выделяя композиционный центр из главных предметов, связанных по взаимосвязи с другими второстепенными предметами.

Организация пластических объемов также играют немаловажную роль при работе над декоративным натюрмортом. Здесь для учащихся можно предложить такое упражнение как: «разбивка» всех форм на небольшие плоскости в зависимости от освещённости, цвета, поворота. Данное упражнение позволяет решить следующие задачи: организация цветового пространства, поиск композиции на заданном формате, условная передача пространства.

Нужно помнить, что умение выбрать и использовать разнообразные художественно-выразительные средства живописи позволяет учащимся создавать различной степени сложности декоративные натюрморты.

При изучении декоративного натюрморта педагогу, необходимо обратить внимание учащихся на творческую манеру художника и авторской стилистики.

Стилизация в декоративном натюрморте представляет собой процесс творческой интерпретации, или, его еще называют, процесс декоративного обобщения изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объема и цветовых соотношений. Стилизация позволяет учащимся творчески интерпретировать окружающую действительность, находить предельную выразительность объекта и вносить в него индивидуальное отношение, что и является важной характеристикой декоративного натюрморта [1].

При стилизации педагогу необходимо обратить внимание учащихся на то, что при выполнении декоративного натюрморта используя тот или иной прием стилизации обязательно должна сохраняться связь с пространственной средой, в которой существуют предметы натюрморта, а также натюрморт должен быть узнаваем, то есть суть конкретной постановки не должна меняться. Приемов и способов стилизации в декоративном натюрморте может быть множество, рассмотрим некоторые из них, которые могут использовать учащиеся при выполнении декоративного натюрморта:

 – утрирование формы предметов до максимальной – округлять округлое, вытягивать вытянутое, подчеркивать пластику предмета нанесением декоративного рисунка;

– введение условностей, усиливающих восприятие композиционного замысла: предметы можно изгибать, преломлять их форму, наклонять в сторону, подвешивать в воздухе, устанавливать на мнимой плоскости, позволяющие видеть объекты в разных ракурсах, с нескольких точек зрения одновременно;

– частичный или полный отказ от объемной моделировки предметов;

– деформация пространства, использование перспективных искажений;

– оверлеппинг – пространственный эффект, получаемый в результате перекрывания фигур, при котором разомкнутая фигура стремится к образованию целостной фигуры на более глубоком пространственном плане;

– создание имитации витражной техники, лаконичные цветовые пятна и черный (белый) контур;

– введение орнаментального мотива по всей композиции;

– введение декоративной линии (прямая, изогнутая, кривая);

– членение плоскости на части – членение осуществляется прямыми или кривыми линиями и поддерживается цветом или тоном;

– использование мелкого модуля – дробление всего изображения на мелкие участки.

Стилизация предметов, их формы, цвета, тона, создание гармоничной по цвету, форме, ритму, композиции, позволяет выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке. Тем самым позволяет развивать у учащихся такие качества как воображение, способность экспериментировать.

Педагогу необходимо учитывать, что все методики и принципы декоративного натюрморта вытекают непосредственно из академической программы и являются дальнейшим ее развитием, способствуют формированию предметных компетенций через решение таких сложных задач как:

– максимально четкая передача впечатления от реального предмета, используя минимум средств;

–передача объем предмета, материала, фактуры, не прибегая к классической моделировке;

– стилизация образа предмета, позволяющая переносить предмет из реалистичного изображения в цветовую плоскость;

– соблюдение законов композиции, сочетания цветов [4].

Правильное сочетание художественно-выразительных средств, приемов стилизации декоративного натюрморта позволяет педагогу формировать предметные компетенции у учащихся через решение следящих задач: передача правильных цветовых отношений и колористических решений; передача влияния среды на цветовую характеристику натуры; передача приемов декоративного изображения, стилизованных, абстрактных композиций. Исходя из всего сказано, можно сделать вывод, что, приобретая опыт и знания в рамках обучения декоративному натюрморту и применения их в творческой практике, изучая разнообразные способы и техники живописи, использование вариативных способов в обучении, все это способствует продуктивной творческой деятельности учащихся и дальнейшему творческому саморазвитию, что является важным условием реализации требований стандартов второго поколения.