Полный текст статьи
Печать

Рассматривая в системе художественного образования все дисциплины художественного цикла, убеждаешься в неограниченной значимости и необходимости рисунка в каждой из этих дисциплин. Великий педагог, ученый, художник Чистяков П.П. дал такую оценку рисунку: «Рисунок – основа всего, фундамент. Кто не понимает его или не принимает – тот без почвы».

 Дисциплины художественного цикла тесно связаны между собой единством, и именно рисунок связывает их в единый цикл. Выполнение любого задания в каждой из этих дисциплин начинается с работы карандашом, что бы изобразить задуманное композиционное решение. Студенты применяют теоретические знания, практические умения и навыки, полученные на занятиях по рисунку, в живописи, в композиции, на занятиях по декоративно прикладному искусству.

Поэтому без рисунка ни как не обойтись. Студенты, владеющие рисунком на высоком уровне, способны достичь значимых успехов в освоении других дисциплин художественного цикла. В процессе обучения рисунку каждый студент последовательно изучает теоретически и практически различными материалами все виды рисунка, выполняя задания по созданию художественного образа.

Большое внимание необходимо уделить при изучении теории рисунка историческим сведениям  о появлении данного художественного графического направления в искусстве, о развитии его по эпохам вплоть до наших дней, о месте в системе мирового изобразительного искусства. В основном по художественному решению рисунок характеризуется академическим направлением по изображению окружающего нас мира, изучением закономерностей природы.

У студентов за весь курс обучению рисунку должно сформироваться стремление к росту эстетических потребностей, высокой культуры и профессионального мастерства.

Рисунок дает студентам огромные возможности в получении ими специальных теоретических знаний, практических умений и навыков в изображении реалистической действительности, развивает их творческие способности. Студенты, занимаясь серьезно рисунком, приобретают возможность аналитического восприятия в природе всех ее безграничных пластических формообразований, умение познавать законы их развития и существования.

Поэтому необходимо научиться воспринимать все закономерности развития природы, чтобы получить возможность применять их в творческой художественной деятельности, создавая произведения искусства. Студенты, выполняя задания и изучая явления реалистической действительности в природе, приобретают в процессе работы умения и навыки по обобщению, творческому преобразованию, а так же типизации всего того, что дает им природа.

Изображая различные объекты окружающей действительности, студенты учатся передавать их форму, развивая объемно – пространственное мышление, линейно – конструктивно строить различные объемные тела, вырабатывая в процессе рисования умение логически и композиционно мыслить, создавая целостную трехмерную пространственную среду. Наряду с познанием и изображением объемной трехмерной формы, происходит осмысленный поиск графической выразительности различными графическими материалами, с использованием той или иной техники исполнения рисунка.

В процессе обучения студенты получают теоретические знания, практические умения и навыки по ведению академического рисунка, в основу которого заложен принцип единства теории и практики. Обучаясь по этому принципу, студенты получают огромный запас художественной грамоты и становятся высоко – профессиональными специалистами.

Весь курс обучения академическому рисунку предполагает поэтапное усложнение практических  заданий по принципу - от простых по задачам заданиям,  к более сложным. В основу выполнения работ применятся метод рисования с натуры, что ведет к накоплению художественной грамоты. Кроме того у студентов в процессе рисования с натуры повышаются профессиональные умения, навыки, усиливается воображение и зрительная память, растет эстетический уровень, возникает творческая активность, повышается работоспособность и достаточная самостоятельность.

Студенты, осваивая учебную программу по рисунку, изучают графический язык рисунка и все виды рисования. Работая над созданием художественного образа, изучают и применяют на практике основные методы и приемы. Знание этих методов и приемов, умение их применять – это залог учебного и творческого успеха, это грамота, без которой не может произойти становления художника как личность, как художника – творца.

Поэтому студенты, что бы научиться создавать грамотные графические решения тех или иных заданий по рисунку, должны понять и изучить эти методы и приемы, грамотно их применять в процессе учебной и творческой деятельности. Педагогу отводиться значимая роль в оказании теоретической и практической помощи студентам в освоении и использовании данной художественной грамоты.

Изученные методы и приемы рисунка студенты применяют при выполнении заданий по другим дисциплинам художественного цикла.

Рассмотрим основные методы грамотного ведения рисунка, которые необходимо знать и применять.

Метод упрощения формы, еще носит название «метод схематизации», или «обруб». При рисовании объемного предмета сложной формы студенты должны его обобщить и разделить его объем на составляющие части, что бы правильно нарисовать его, эти части будут напоминать геометрические тела. Потом нарисованная упрощенная объемная должна усложняться, рисуются сложные детали, которые передают характер данного предмета быта.

Другим методом рисунка является метод конструктивно – пространственного анализа. Студенты, применяя этот метод, осмысливают его форму на конструктивное строение, на формообразование всех частей с учетом линейной перспективы.

Для решения грамотного композиционного решения расположения предметов натюрморта, студенты должны применять метод сравнения. С помощью его можно сопоставлять пропорциональное соотношение предметов между собой при линейно – конструктивном построении, тоновое и уровневое отношение и другие.

Еще можно отметить очень важный для учебной и творческой деятельности студентов метод образного анализа и обобщения, который в основном применяется по завершении работы над заданием для придания цельности видения композиционного решения. Благодаря применению данного метода, студенты решают, применяя воображение, задачу создания художественного образа, изучению характера натуры.

Наряду с этими методами рисунка студенты должны хорошо знать и выполнять все этапы ведения рисунка, применяя правила композиционного размещения на формате листа, правила и законы перспективы, правила линейно – конструктивного построения объемных форм, правила передачи пространства, тональности и материальности изображаемых объектов.

Изображаемый объект – предмет характеризуется трехмерной величиной, то есть имеет три размера: длину по горизонтали, высоту по вертикали и ширину по горизонтали. Студенты должны с помощью карандаша методом пропорционального измерения очень хорошо научиться находить соотношения этих величин, а не рисовать предмет «на глаз». Некоторые студенты ленятся измерять карандашом пропорциональное соотношение трехмерной величины в предмете, находить перспективу схождения сторон относительно линии горизонта, в связи с эти на рисунок теряет убедительную форму, объем и характерный образ.

Для студентов, не имеющих начальную художественную подготовку, выполнение задания по рисунку в каком - либо материале, становится очень сложным процессом. Поэтому педагогу нужно всю работу очень четко и конкретно разделить на этапы, которые должны быть последовательно связаны между собой. Выполненный студентом этап, необходимо анализировать, находить сильные и слабые места.

Когда слабые места будут доработаны, нужно переходить к решению следующего этапа ведения рисунка. В каждом этапе работы студенты должны применять принцип: от общего – к частному.

В основном, как показала практика, всю работу по выполнению рисунка можно составить из трех необходимых этапов. Первый - создание из ряда поисков - графического эскиза композиционного решения, затем перенос изображения эскиза на лист, с последующим линейно – конструктивным построением всех объемных форм, и самый ответственный этап – это тоновое цельное решение с изображением элементов тонального объема предметов и окружающей их среды с использованием метода обобщения.

Педагог в процессе ведения работы студентами над рисунком, должен давать грамотные объективные ответы, оказывать необходимую практическую помощь, требовать правильного профессионального выполнения рисунка с применением всех методов и приемов.

Большое значение имеют при объяснении тех или иных вопросов в процессе ведения студентами рисунка, выполняемые педагогом построения мелом на учительской доске. Работает метод наглядности правильного выполнения того или другого решения возникшей проблемы.

Перед началом каждого занятия рекомендуется проводить просмотры с анализом ведения практической работы, с разбором ошибок и объяснением практических вариантов их устранения. В конце последнего занятия необходимо так же проводить итоговый просмотр с поощрением лучших работ и рекомендацией их на выставки различного уровня.

Студенты, выполняя учебные аудиторные и самостоятельные домашние задания, занимаясь творческой художественной деятельностью должны вести работу грамотно с применением методов, используя различные графические техники и материалы. Эти работы будут иметь высокий профессиональный уровень.