Полный текст статьи
Печать

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества являются проблемы, связанные с человеческими ценностями и их формированием. Эти проблемы относятся к числу важнейших для любой из наук, изучающих человека и общества. Изучением ценностных ориентаций занимались К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Л.Н. Толстой, Б.Т. Лихачев и мн. другие. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Эти изменения касаются не только физиологического созревания организма, но и сферы межличностных отношений подростка с его социальным окружением – с взрослыми, в лице родителей и учителей, и со сверстниками. 
         Подростничество - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный этап жизни человека, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, и к обществу (миру) в целом. В семейном окружении происходит реальное становление психики подростка и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Влияние родителей на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х XX века. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, что указывает на его историческую изменчивость.                                             
         Наиболее интересным, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, является подростковый и переходный к юношескому возрасту период. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической социальной ситуацией развития. Актуальность выбранной темы определяется тем, что в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и, связанная с ним необходимость самоопределения и выбора самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы, осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста). 
Основная задача воспитания ребенка состоит в том, чтобы научить его избирать те ценности, которые несут в себе объективную физическую или духовную пользу для него самого и для общества. Для присвоения ценностей личностью должны создаваться специальные условия. Этими условиями могут выступать особые позитивные ценности и общества, и самой личности. Эти ценности имеющие педагогическое содержание, называются воспитательными. 
Исследование работ отечественных педагогов позволяет вам подтвердить мысль о том, что ценности выступают не только как идеал, на которой ориентируется течение всей своей жизни, но и как важное условие ее формирования. 
Одним из важных подступов к изучению ценностных ориентаций молодых людей в новых условиях является, прежде всего, анализ системы ценностей человека. Понятия «ценности» и «ценностной ориентации» возникли на стыке ряда дисциплин философии ценностей, аксиологии-науки о ценностях, социальной и культурной антропологии, социологии, социальной психологии и общей психологии, а также многочисленных теорий и течений в этой области [1, с.89].                        
          Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей. Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества. Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. 
Разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент. Связь «родитель – ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившийся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. 
Американский психолог Э.Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Основы формирования здоровой личности - базовое чувство доверия к миру (внутренняя определенность), автономность (самостоятельность, чувство расширяющихся возможностей самоконтроля), инициативность (способность «атаковать» задачу ради переживания собственной активности – двигательной и социальной) – складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности поощрения самостоятельных действий) и увеличения контролируемого самим ребенком психологического пространства [2, с.67]. 
          Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. 
Материнская любовь, безусловна - ребенок любим просто за то, что он есть. Эта пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку, взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность». Отцовская любовь по большей части – это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной. 
Отношение Ф. Дольто, представительницы парижской школы фрейдизма, к личности ребенка чрезвычайно уважительное, даже трепетное. Она всемирно подчеркивает, что мать должна стремится к установление с новорожденным контакта, причем контакта именно речевого. Иногда это поистине вопрос жизни и здоровья младенца, который чрезвычайно страдает при вынужденной разлуке с заболевшей матерью, но успокаивается, по наблюдениям Дольто, если ему объяснить причину временного расставания. 
         Бихевиористская модель семейного воспитания. Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка. Дж.Уотсон подчеркивает необходимость научного подхода к воспитанию: « Человечество, несомненно значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рождение детей и посвятить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, более научное и более совершенными методами» [3, с.56]. 

Р.Сирс использовал психоаналитические понятия (подавления, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в диадическом взаимодействии, складывание различных форм зависимого поведения, а позже в дошкольном и школьном возрасте – этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимое изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.  А.Бандура – необихевиорист и особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации. Для него родительское поведение – преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.

Главные идеи организации воспитания как бихевиоральной терапии состоят в том, что родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.

Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. « Мы и взрослые» - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Конечно,    возрастное  «Мы»   существует   и   у    ребенка.   Но   ребенок принимает различие двух миров – детского и взрослого – и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющиеся. Подростки стоят где-то «посередине», и это промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознания.                      Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей.      Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные положения, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитание, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который  зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Правда меняется характер этой зависимости. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи  и характер взаимоотношений между ее членами.  Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияния на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. За проблемой ценностей, при соответствующем уровне философского ее рассмотрения, стоят сложные вопросы духовного, правового, политического, экономического развития любого современного общества.

С психологической точки зрения ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, именно в ценностных ориентациях аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, все следы внешних воздействий со стороны природы и общества.

Усвояемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном,  с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности,  испытываемые потребности и актуальное поведение.

Ценностные ориентации подростков – это компонент направленности подростков. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенные к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Как полагает Х. Ремшмидт ценности формируются посредством подражания и идентификации. Идентификация не только с конкретными физическими лицами или социальными группами. Важную роль играет ценности семьи и ценностные ориентации родителей. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субьективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей. Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассников важным эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У подростка есть и другие авторитеты, кроме родителей.