Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в нашей стране резко возрастает актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников. В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и связанных с этой категорией понятий.

Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или несколько деятельностей; 3) способности несводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения [2,16]. Из этого определения видно, что Б.М. Теплов не ограничивался только критерием успешности деятельности как слишком общим, а связывал способности также с легкостью и быстротой приобретения знаний, умений, навыков, необходимых для результативной деятельности. Понятие «творчество» чаще всего соединяется с понятием «творческих способностей» и рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи устанавливают творчество через свойства личности, ее способности. По мнению Э.А. Голубевой, творчество – это личностное качество, опирающееся на развитие высших психических функций, когда творчество как навык охватывает все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой [5, 242].

А.Н. Лук выделяет три этапа творческого процесса: замысел, превращение замысла в обдуманный план, воплощение плана в материальную форму. Такое расчленение творческого процесса отражает его структуру лишь схематически: на самом деле жестко закрепленной последовательности этапов не существует. Было бы неверным исходить из того, что последующий этап начинается лишь после завершения предыдущего. Каждый из этапов - необходимый и целостный компонент творческого процесса, но они постоянно проникают друг в друга, так что на стадии доработки могут быть внесены коррективы в первоначальный замысел. Все же раздельное их рассмотрение оправдано, так как основным этапам творчества, по-видимому, соответствуют основные компоненты продукта творчества [6, 72].

Г. А. Бакулина отмечает, что для развития творческих способностей можно использовать уроки по написанию сочинения-загадки. «В целях привлечения внимания детей к предстоящей творческой работе, учитель организует отгадывание в классе интересных, доступных, показательных по структуре и характеру загадок. Для этого выбираются загадки на одну и ту же тему (о растениях, о временах года, о животных и т.д.) и очень близкой структуры. Составление школьниками своей загадки осуществляется коллективно по подобию с теми загадками, которые предлагались учителем в начале урока» [1].

 Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческого воображения. В своем воображении ребенок может организовывать разнообразные ситуации. Исходя из этого, можно сказать, что младший школьный возраст дает прекрасные возможности для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети располагают существенными резервами развития: у них закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, мышление, память, восприятие, речь, воображение), которые необходимы для его дальнейшего обучения и развития творческих способностей.

Восприятие сказки и предпочтение определенных героев, сказочных сюжетов связано с возрастными особенностями младшего школьника. Ребенок младшего школьного возраста идентифицирует себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Наиболее интересными для ребенка  являются волшебные сказки с богатым сюжетным содержанием. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержатся рассказы о том, как человек познает мир.

Обозначим педагогические технологии, используемые нами при изучении жанра сказки.

1) Проблемно-диалоговые технологии хорошо реализуются на уроках литературного чтения. Они помогают хорошо организовать работу в парах (Составьте вопросы по тексту сказки, перескажите самый волнительный эпизод, подготовьте выразительное чтение диалога. Проблемно-диалоговые технологии дают хороший эффект и в групповой работе (Составьте сценарий сказки, распределите сказочные роли в группе).

2) Технология критического мышления направлена на развитие у школьников умений анализировать, сравнивать. Она используется при составлении характеристики героя, заполнении кластеров и таблиц по сказкам, отгадывании сказочного героя по чертам характера, репликам или описанию внешности.

Алгоритм работы над сказкой включает в себя: подготовительную работу (музыкальное сопровождение, рассматривание иллюстраций, предположения детей о содержании сказки по её названию, лексическая работа), первичное восприятие текста (выразительное чтение учителя, прослушивание сказки в записи с диска), анализ сказки (вопросы по содержанию теста, выборочное чтение), вторичное восприятие текста (чтение детьми в парах, чтение про себя), характеристика главных героев, главная мысль сказки, работа над средствами выразительности сказки и ее жанровыми особенностями (диалог с текстом), работа над выразительным чтением (чтение по ролям), творческая работа (составление вопросов по тексту сказки, творческий пересказ, спектакль),  рефлексия (чему научила сказка?). После изучения жанра сказки, учащиеся называли особенности жанра: композиция (зачин, концовка), образный язык, присутствие положительных и отрицательных героев и т.д.

На примере некоторых фрагментов уроков литературного чтения продемонстрируем использование жанра сказки для развития творческих способностей.

Фрагмент урока на тему: «Сказки о школьных принадлежностях»

Цель: развивать творческие способности учащихся в процессе сочинения сказки.

В начале урока детям было предложено два возможных варианта названия сказки «Как карандаш не хотел в школу ходить» и «Карандаш на каникулах».

- О чем могут быть эти сказки? Чем отличается главный герой первой сказки от Карандаша из второй сказки?

- Помимо карандаша, какие еще могут быть персонажи в этих сказках?

Дети отвечали, что и в той и в другой сказке речь пойдёт о приключениях карандаша. После чего дети так же отметили, что кроме карандаша в сказках могут быть: учебники, ручки, линейки, ластик. Большинство учеников отметило, что в первой сказке, наверное, будет рассказываться о том, как карандашу не хотелось ходить в школу, писать, постоянно работать. Другие персонажи сказки, возможно, поддерживают карандаша, потому что были ленивыми. Во второй сказке карандаш может быть устал от каникул, и думал о том, когда начнутся занятия, чтобы снова начать работать. Карандаш  во второй сказке  активный, у него есть цель, к которой он стремится.

Затем  дети получили задание сочинить собственные сказки, где в качестве главных персонажей будут выступать школьные принадлежности.  В процессе работы учащиеся уточняли, какие именно школьные принадлежности можно использовать в сказке. Не смотря на то, что сказки можно было написать о любых школьных принадлежностях, большинство все-таки написали именно о карандашах. В конце занятия заслушивались сочинённые сказки детьми. Одна сказка была посвящена простому карандашу, который жил у мальчика, не заботившегося о состоянии карандаша. Другая сказка рассказывала о том, как простой карандаш жил в одной коробке с цветными карандашами и насколько ему было обидно, что он не такой как все, другого ученика сказка была посвящена пеналу, в котором, как в большой и дружной семье живут различные карандаши, ручки, резинка, точилка, линейки. Приведем сочинение одного ученика для примера.

Сказка о карандаше.

Жил на свете один карандаш. Одевался он в простое деревянное платье, был очень скромным и трудолюбивым. День-деньской он чертил, рисовал и все делал старательно и красиво. Однажды, попал он в руки к одному мальчику. Мальчик всегда торопился, был неаккуратным и вскоре у карандаша все платье из светлого стало чумазым. Мальчик часто бросал карандаш и почти не подтачивал.

 Бедный карандаш и рад был бы что сказать, да не мог говорить. Ему оставалось только вздыхать и сожалеть о хозяине.

 Шло время, карандаш становился все меньше. Мальчик его оставил на столе и забыл. Карандаш  обрадовался, что  он больше не попадёт в руки к этому мальчику.

Фрагмент урока на тему: Добрые и злые сказочные герои современной жизни.

Цель: формировать творческие способности, изображать настроение доброго – злого, веселого – грустного с помощью слов.

В начале урока была проверена готовность детей к уроку. После чего детям загадывались загадки по теме урока, которая им была еще не известна. Дети правильно ответили на все загадки. Затем учащиеся сформулировали тему урока. С помощью учителя школьники пришли к выводу, что  сказочные персонажи бывают не только в  давних произведениях, но и в современной литературе. Их характеры могут быть как добрыми, так и злыми. После чего учащимся были продемонстрированы   картинки Доброго современного Лешего и Бабки Ежки, злой Кикиморы и Кощея. Им так же были прочитаны отрывки из сказок об этих героях. Школьники, прослушав отрывки из сказок и посмотрев картинки, смогли определить, где добрые, а где злые персонажи. В этом им помогли не только иллюстрации, но и  словесные характеристики, например, о Кощее: «нахмуренные брови и тяжелый взгляд, который словно заколдовывала, и превращал людей в каменных истуканов». При этом споры возникли в связи с образом Бабы Яги, которая была нарисована в виде старухи с помелом, но при этом с большими и добрыми глазами и яркими тонами. Описание в сказке этого персонажа так же было сделано с использование положительных эпитетов и повторов однокоренных слов. Ученики делают вывод о том, что русских народных сказках Баба Яга может быть отрицательным героем и положительным.

После ознакомления с данным материалом, детям было предложено написать собственные сказки о современных добрых и злых сказочных героях. Обязательным условием было использование эпитетов, которые бы характеризовали сказочного персонажа, а также применение определенной конструкции сказки, а именно использование зачина, повторов и концовки. В ходе работы, ученики задавали большое количество вопросов, касавшихся не только того, каким образом отобразить те или иные качества персонажа, но и того, как правильно выстроить сюжетную линию сказки, каких персонажей лучше всего использовать. По окончанию работы, был проведен конкурс сказок. Дети представляли своих сказочных персонажей. Так одна сказка была посвящена, Домовому, который попал в супермаркет. Ему очень хотелось попробовать бананы, а двери в магазин были закрыты, из-за этого он переломал много вещей, но попал в магазин. Ученица создала образ доброго Домового, но при этом его действия получили отрицательную оценку. Другой ученик написал сказку о Приведении, которое заблудилось в современном мегаполисе и с ужасом шарахалось от машин, трамваев и людей, пытаясь найти спасение в темных переулках. Еще одна сказка, которая заслуживала внимания, была о современной Кикиморе, которая любила социальные сети. В результате столкнулась с большим количеством проблем. Образ Кикиморы получился очень добрый и безобидный, при этом ей пришлось решать действительно серьезные проблемы, но все поступки также можно охарактеризовать с положительной стороны.

Фрагмент урока: «Пословицы и их сказочное отражение».

Цель урока: формировать творческие способности учеников с использованием пословиц из повседневной жизни.

В начале урока учащиеся вспомнили, что такое пословица и привели примеры. Далее были зачитаны отрывки из разных сказок, а ученики должны были назвать соответствующие им пословицы. Так, дети услышали отрывки из сказок: «Теремок» - «Тесноте, да не в обиде», «Репка» - «Капле по капле, камень точит», «Кот и Петух» - «Друг познается в беде», «Заюшкина избушка». На все примеры сказок дети давали безошибочные ответы. После этого детям были выданы поговорки в конвертиках. Работа предполагалась в парах.  учащиеся должны были самостоятельно сочинить сказки на предложенные пословицы.  После обсуждения школьники приступили  к письменной работе в тетрадях. Ученики советовались  между собой о том, каким образом можно отобразить ту или иную пословицу. Были придуманы интересные повороты событий, ни один образ и ни один сюжет не повторялись Используя опыт предыдущих уроков школьники нередко разворачивали сюжеты сказок в современном мире. Так, сюжет на пословицу «Слово не воробей, вылетит не поймаешь» был написан по мотивам мультфильма о фиксиках, когда один из персонажей все-таки выдал тайну гарантийных человечков. Другой сюжет по мотивам пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь» был больше похож на рассказ о современной школьной жизни, когда дети на уроке труда пытались сшить фартук, с единственным отличием, что в школе в качестве учеников были юные пчелки. По окончании урока был проведен конкурс сказок. Дети самостоятельно оценивали наиболее понравившиеся им сказки.

Таким образом, можно сказать, что включение заданий подобного типа помогает учащимся закрепить жанровые особенности сказки, а также способствует развитию творческих способностей. У каждого ребенка формируется свой воображаемый мир. Все описываемые события сказки связаны с привычками и событиями жизни детей, поэтому учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания.