Полный текст статьи
Печать

Бизнес-инкубатор – структура, которая способна взять на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала, а также через сеть внешних контактов учреждения.

Главная задача бизнес-инкубатора не столько предоставление помещений в аренду, сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки.

Создание бизнес-инкубаторов – это новые рабочие места, развитие технологий и тем самым укрепление местной и национальной экономики. В России эта форма поддержки малого бизнеса особенно актуальна из-за специфических условий развития бизнеса (инфляция, законодательный кризис, неразумные налоги и т.д.).

Существуют следующие виды бизнес-инкубаторов рис. 1, осуществляющие определенные виды поддержки малого бизнеса рис. 2.

 

Рис. 1. Виды бизнес-инкубаторов 

Существует множество способов поддержки малого бизнеса, реализуемые в рамках Бизнес-инкубаторов. Их важнейшей целью является воспитание предпринимательской культуры и более активное участие местных предпринимателей в экономике региона, обществе в целом, вовлечение в предпринимательский процесс молодого поколения, и других групп населения. Они оказывают помощь путем возможности доступа к информационным сетям, находящимся в распоряжении бизнес-инкубаторов.

Социально-экономическим результатом деятельности бизнес-инкубаторов является количество прямо и косвенно созданных рабочих мест, величина добавочной стоимости, степень совершенствования научных разработок, рост деловой активности в регионе, определенные мероприятия в области социальной защиты населения и создание благотворительных фондов.

 

Рис. 2. Предоставляемые услуги бизнес-инкубаторами 

В настоящий момент в мире существует несколько ассоциаций бизнес - инкубаторов:

В России - Национальное содружество бизнес-инкубаторов (НСБИ).

В США - Национальная Ассоциация бизнес-инкубаторов (NBIA).

В Польше - Ассоциация бизнес и инновационных центров.

Проведем их сравнение в виде таблицы 1 и рис. 3: 

Таблица 1. Сравнительные характеристики ассоциаций бизнес-инкубаторов.

Россия

США

Создание ассоциации (опыт ведения поддержки бизнес-инкубаторов)

1996 год

1959

Количество созданных бизнес-инкубаторов

300

2200

Основные направления деятельности

Помощь малому бизнесу

Использование высоких технологий

Количество рабочих мест

 

60000

 

 

Рис. 3. Сравнительная оценка количества бизнес-инкубаторов в Европе.

Сейчас к основным сложным моментам функционирования бизнес-инкубаторов в России можно отнести следующий ряд параметров, представленный в таблице 2. 

Таблица 2. Классификация уровней вопросов, решаемых бизнес-инкубаторами

Масштаб параметра

Содержание параметра

Вопросы, требующие решения на уровне международных организаций

Реализация программы технической помощи, организация информационного взаимодействия в части передачи зарубежного управленческого опыта, проведение международных выставок и конференций и т.п.;

Вопросы, требующие решения на федеральном уровне

Налогообложение, таможенные льготы, льготное кредитование, управление государственной собственностью и т.п.;

Вопросы, требующие решения на региональном и муниципальном уровнях

Предоставление площадей, кредитование в части налогов и т.п.

Вопросы, требующие решения на уровне национального содружества бизнес-инкубаторов

Унификация и разработка типовых форм документооборота, создание единого консалтингового центра для нужд аккредитованных бизнес-инкубаторов

Вопросы, требующие решения на уровне руководства бизнес-инкубаторов

Переход к системному мышлению и выработка региональной специализации бизнес-инкубаторов, создание филиалов и переход к сетевому принципу деятельности инкубаторов, развитие горизонтальных связей в данной сфере с использованием общих производственных мощностей.

 

В российском законодательстве, согласно ФЗ N 88 регламентированы требования, которым должен отвечать бизнес-инкубатор [1]. Прежде всего, идея, которую он берется реализовать, должна быть жизнеспособной.

В соответствии с планом работы бизнес-инкубатора, каждая фирма, которая стала его резидентом, получает следующий набор услуг:

  • Получение готового помещения для начала собственной деятельности;
  • Бизнес-инкубатор оставляет за собой контроль за техническим обслуживанием здания;
  • Услуги почты и секретаря;
  • Консультации по ряду основных вопросов, связанных с началом бизнеса и его продвижением.
  • Участники бизнес-инкубатора могут свободно пользоваться базами данных, которыми владеет проект.

Вышеперечисленные услуги резидент и его команда получают на бесплатной основе.

При необходимости, фирме может быть оказана финансовая поддержка – регистрация бизнеса, написание бизнес-плана, составление отчетности перед налоговой службой и прочие услуги, оказываемые консалтинговыми и юридическими фирмами. Кроме того, на платной основе в инкубаторе есть возможности для маркетинговых решений [2].

Следует заметить, что не каждый проект или бизнес-план имеет шанс быть реализованным в бизнес-инкубаторе. Структура делает упор именно на идеи, признанные инновационными. Бизнес-инкубатор готов работать с новаторскими технологиями в области медицины, компьютерных разработок, интернета, биологии, беспроводных технологий, электронной коммерции, нано-технологий и прочих сфер.

У инкубатора есть своикритерии, по которым он будет оценивать бизнес:

  • Необходим сильный лидер, обладающий предпринимательским талантом;
  • Команда предпринимателя должна быть целеустремленной и сплоченной;
  • Идея для бизнеса не будет принята, если у нее нет технологических обоснований, или она не имеет шансов преобразоваться в законченный инновационный продукт по ряду причин;
  • У конечного продукта, на выходе, должна быть своя перспективная ниша на рынке;
  • Предприятию необходимо соответствовать одной из основных задач бизнес-инкубатора – создавать рабочие места.

Перед тем, как обращаться за участием в проект, стоит задуматься о соответствии этим критериям. Предпринимателю предоставят список, по которому ему предстоит собрать пакет документов. После подачи всех справок, бизнес-инкубатор вынесет свой вердикт в ближайшее время.

С июля 2014 года при поддержке правительства Тульской области, комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, ТРФ "Центр поддержки предпринимательства" открыт первый региональный бизнес-инкубатор. Бизнес - инкубатор создан в рамках реализации мероприятия «Создание бизнес - инкубатора в г. Туле» государственной программы Тульской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 30.10.2013 № 602. Ответственным за реализацию мероприятия является Тульский региональный фонд «Центр поддержки предпринимательства».

Бизнес-инкубатор призван помочь начинающим предпринимателям в получении комплексной государственной поддержки, включающей в себя размещение на оборудованной доступом в сеть интернет площади, получение бесплатных консультаций по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, бизнес-планирования, а также возможность прохождения обучения. Таблица 3. 

Таблица 3. Задачи, поставленные региональным бизнес-инкубатором

Задачи

Решения

Содействие созданию, развитию субъектов малого предпринимательства, в том числе начинающих.

Предоставления в субаренду нежилых помещений, соответствующих требованиям положения о бизнес-инкубаторе

Увеличении занятости населения

Оказание содействия в создании рабочих мест.

Адаптировать новый бизнес под условия внешней среды

Оказание образовательных, консультационных услуг

 

Для предпринимателей в бизнес-инкубаторе предлагаются в субаренду полноценные офисные площади с возможностью дополнительного их оборудования необходимым для начала предпринимательской деятельности: стол, офисное кресло, компьютер с лицензионным программным обеспечением и подключением к интернету, оргтехника, телефон. Так же доступна субаренда производственных помещений и помещений под пищевое производство.

В бизнес-инкубаторе запрещено размещать организации, занимающиеся следующими видами деятельности.

  • финансовые, страховые услуги;
  •  розничная или оптовая торговля;
  •  услуги адвокатов, нотариат;
  •  ломбарды;
  •  бытовые услуги;
  •  услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  •  распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, размещение рекламы на транспортных средствах;
  •  оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
  •  общественное питание (кроме столовых для работников бизнес-инкубатора и компаний, размещенных в нем);
  •  операции с недвижимостью, включая оказание посреднических услуг;
  •  производство подакцизных товаров, за исключением изготовления ювелирных изделий;
  •  добыча и реализация полезных ископаемых;
  •  игорный бизнес.

В планах – строительство нового корпуса, создание производственного цеха, спортплощадки, и дополнительной парковки.

Основные услуги, предоставляемые в бизнес-инкубаторе:

  1. предоставление в субаренду нежилых помещений бизнес - инкубатора (либо их части);
  2. оказание поддержки по организации рабочих мест
  3. предоставление доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
  4. безвозмездное оказание консультационных услуг – не менее 3 консультаций в год с даты заключения договора субаренды;
  5. безвозмездное оказание образовательных услуг – не менее 3 образовательных программ в год с даты заключения договора субаренды;
  6. безвозмездное предоставление оборудованного конференц-зала – не более 3 раз в месяц с даты заключения договора субаренды по предварительной заявке.

Динамика количества организаций, вошедших в состав бизнес-инкубатора Тульской области на рис. 5.


Рис. 5. Динамика количества организаций, вошедших в Тульский бизнес-инкубатор. 

Мы можем сделать вывод о том, что заинтересованность малого бизнеса в поддержке в виде бизнес-инкубатора возросла за текущий 2016 год.

Это позволяет решить следующие проблемы регионального уровня:

  • · увеличение значимости малого бизнеса в регионе
  • · вовлечение в процесс создания бизнеса людей, настроенных на активную работу и повышение статуса регионального бизнес-инкубатора на российском уровне
  • · поддержка молодых специалистов, и стимулирование новых идей в бизнесе
  • · дать возможность развития новых видов предпринимательства в регионе
  • · повысить экономическую культуру граждан

Данные проблемы могут начинать решаться не только на региональном, но и на университетском уровне. Так на базе ТулГУ создан Инновационный бизнес-инкубатор.

Инновационный бизнес-инкубатор (ИнБИ) создан для оказания эффективной поддержки готовящимся к созданию малого предприятия коллективам из числа студентов, аспирантов и научных работников – бизнес-команд, вновь образованным и молодым малым предприятиям в начальной стадии их работы (бизнес-инкубирование). Целью ИнБИ ТулГУ является интенсификация инновационной деятельности университета путем вовлечения студентов, аспирантов и научных работников впрактическую реализацию инновационных проектов университета на основе создания эффективных малых предприятий.Функциями ИнБИ являются:

  • проведение отбора бизнес-команд для создания малых предприятий и отбор субъектов малого предпринимательства для участия в конкурсе по оказанию бизнес-услуг.
  • оказание поддержки бизнес-командам и малым предприятиям в период их стартового развития до выхода на устойчивое самостоятельное функционирование как коммерческого предприятия, в течение не более трех лет.
  • проведение курсов повышения квалификации по теме "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд".

Для создания наиболее благоприятных условий для стартового развития малых предприятий ИнБИ ТулГУ:

  • пропагандирует малое предпринимательство среди студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и широких слоев населения региона.
  • оказывает по бизнес -инкубированию, что может включать в себя рабочих мест, мебели, компьютерной и копировальной техники, средств связи, использование службы секретаря, ведение бухгалтерского учета, консультационные, информационные, образовательные и другие услуги;
  • оказывает помощь бизнес – командам и малым предприятиям в привлечении инвестиций;
  • оказывает поддержку малым предприятиям при решении административных проблем, выработки стратегии, ведении переговоров с компаниями, инвесторами, кредитными организациями, участии в выставках, проведении презентаций и в других аспектах бизнеса;
  • содействует адаптации малого предприятия при выходе из ИнБИ ТулГУ.

На основании порядка организации и проведения конкурса бизнес-команды предоставляют заявку и разработанный бизнес-план в Инновационный бизнес инкубатор.

Отбор заявителей проводится не чаще одного раза в месяц и не реже одного раза в квартал, по мере поступления заявок. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

Результаты деятельности ИнБИ ТулГУ – 9 компаний созданы на базе университета, например,:

  • помощь в сфере электронного ведения гос. закупок
  • производство устройств мониторинга комплексов газового снабжения
  • и др.

В соответствии с указом президента, в 2016 году планируется формирование государственной корпорации по развитию малого бизнеса. Кроме того, Министерству экономического развития поручено разработать стратегию, направленную на развитие среднего уровня бизнеса. Срок действия данной программы – 15 лет. В августе 2015 года произошло завершение только первого этапа. В случае успешной реализации, к 2030 году мелкие и средние предприниматели займут около 45% ВВП государства вместо сегодняшних 21%.

В заключение стоит заметить, что такой проект, как бизнес-инкубатор, все еще является новинкой для России. Сейчас эти предприятия работают исключительно за счет государственного финансирования, поэтому они несколько ограничены в возможностях. Но вскоре такие проекты начнут зарабатывать не только на аренде помещений, но и на оказании услуг и самих инновациях. Тогда бизнес-инкубаторы обретут независимость, а их подопечные – больше возможностей. Это направление, созданное для поддержки малого и среднего бизнеса, признано весьма перспективным.

Научный руководитель: Сорвина Ольга Владимировна, 
доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, Тула, Россия