Маржинальный анализ как инструмент принятия управленческих решений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мансурова И. А. Маржинальный анализ как инструмент принятия управленческих решений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 4. – С. 253–259. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770342.htm.
Аннотация. В статье рассматривается методика маржинального анализа, дается оценка его практической значимости с точки зрения производственного менеджмента. Дается обоснование таким управленческим решениям, как выбор типа оборудования, выбор между «производить» или «покупать», увеличение производственной мощности, проведение акции–распродажи. Проиллюстрированы основные возможности и недостатки CVP-анализа, приведена статистика банкротств российских компаний за 2015-2016 гг., а также дана оценка применения системы «директ костинг».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мансурова Инга Алексеевнамагистрант 1 года обучения, направление подготовки «Экономика»,магистерская программа «Экономика коммерческой организации»,Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россияmansurovainga@mail.ru

Маржинальный анализ как инструмент принятия управленческих решений

Аннотация. В статье рассматриваетсяметодика маржинального анализа, дается оценка его практической значимости с точки зрения производственного менеджмента. Дается обоснование таким управленческим решениям, как выбор типа оборудования, выбор между «производить» или«покупать», увеличение производственной мощности, проведение акции–распродажи.Проиллюстрированы основные возможности и недостаткиCVPанализа, приведена статистика банкротств российских компаний за 20152016 гг., а также дана оценка применения системы «директ костинг».Ключевые слова:маржинальный анализ, CVPанализ, точка безубыточности, постоянные затраты, переменные затраты, зона безопасности, «директ костинг».

В условиях рыночной экономики, когда каждая организация стремится максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для максимизации прибыли и повышения конкурентоспособности, нужны надежные инструменты анализа хозяйственной деятельности. Таким инструментом может статьмаржинальный анализ, называемый также анализом «Издержки–Объем –Прибыль» (CVPанализ). В данной работе мы рассмотрим основные возможности, которые дает маржинальный анализ для предприятий.В первую очередь, маржинальный анализ –это инструмент для принятия решений, как стратегических, так и тактических. Это один из результативных методов для оперативного и стратегического планирования и управления эффективностью деятельности предприятия, в основе которого лежат линейные зависимости между величиной выпуска товаров, выручкой от реализации и затратами предприятия. Маржинальный анализ называют еще анализом безубыточности или содействия доходу,и былразработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. В отечественной литературе впервые подробно был описан в 1971 г. Н.Г. Чумаченко,а позднее (1992 г.)

А.П. Зудилиным[1].Основой маржинального анализа является группировка затрат производства в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные и постоянные, и применениекатегории маржинального дохода, равного разности между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Чем больше маржинальный доход, тем быстрее будут покрыты все постоянные затраты и организация начнёт получать прибыль[2].Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства продукции, оказанию услуг, то есть находятся в зависимости от уровня деловой активности фирмы. Постоянные являются неизменными относительно объемов производства.Маржинальный анализ позволяет выбрать оптимальный вариант управленческих решений при наличии альтернатив, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. [3].Рассмотрим несколько примеров использования маржинального метода при принятии решений на предприятии.Какое оборудование выбрать: станок с ручным управлением, полуавтомат или автомат?Чтобы ответить на это вопрос, менеджеру нужно определить, какой объем продукции он планирует производить. При заданном объеме производства и при известных характеристиках оборудования менеджер сможет принять наиболее оптимальное решение. Например, даны следующие характеристики оборудования:

Таблица 1. –Характеристики различных видов оборудования

Постоянные затраты, тыс. руб.Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб.Общая сумма затрат,тыс.руб.Ручное управление20002Зр.у.= 2000+2хПолуавтомат50001Зп.а.=5000+хАвтомат80000,5За=8000+0,5х

где х –объем производства, и в данном примере равен 2500 единиц. Подставив значение объема производства в уравнение общей суммы затрат по каждому виду оборудования, мы получим следующие значения:

Общая сумма затрат, тыс.руб.Ручное управление7000Полуавтомат7500Автомат9250

Отсюда видим, что при объеме производства в 2500 единиц, разумнее использовать оборудование с ручным управлением. Если же менеджер принял бы необоснованное технологическое решение, выбрав, например, третий вариант, то это привело бы к потерям в размере в 2250 000 рублей.Чтобы менеджеру не приходилось каждый раз делатьтакиерасчеты, можно определить критический объем производства продукции для каждого вида оборудования. Для этого затраты по двум вариантам оборудования приравнивают друг другу. Так, критическая точка для первого и второго вариантов машины может быть найдена с помощью следующего уравнения:

2000+2х=5000+хx=(5002000)/1=3000 ед.

Аналогично определяется критическая точка объема производства для второго и третьего вариантов машины:

5000+х=8000+0,5х0,5х=3000; х=6000 ед.

Таким образом, при годовом объеме производства до 3000 ед. целесообразнее использовать первый вариант оборудования, от 3000до 6000 ед. –второй, свыше 6000 ед.–третий.

Производить или покупать?Оптимальный выбор между собственным производством деталей и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, услуг и т.п. содействует уменьшению затрат и увеличению прибыли. Ответить на поставленный вопрос –производить или покупать –менеджеру можетпомочь маржинальный анализ. Этим же методом анализа можно обосновать решение создать собственный парк грузовых автомобилей или же их аренда, проводить собственные маркетинговые исследования или же привлечьвнештатных специалистов (обратиться в консалтинговое агентство) и т.п.Стоит ли увеличивать производственные мощности?С помощью маржинального анализа можно обосновать целесообразность увеличения производственной мощности. Поскольку с ее увеличением происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличатся ли прибыль предприятия и зона его безопасности. Для наглядности приведем пример.

Таблица2.–Расчет целесообразности увеличения производственной мощности

Вариант АВариант БИзменение, %Объем производства продукции, шт.40048020Постоянные затраты, млн руб.50062525Переменные затраты на ед. прод., тыс.руб.22

Цена, тыс.руб44

Выручка, млн. руб1600192020Прибыль, млн.руб.30033511,67Безубыточный объем продаж, шт.250312,525Зона безопасности предприятия, %37,5%34,9%6,94Срок окупаемости постоянных расходов, мес.7,57,814,17

При заданных объеме производства, цене, постоянных и переменных затратах мы можем рассчитать выручку, прибыль, безубыточный объем продаж, зону безопасности предприятия и срок окупаемости по следующим формулам соответственно:Выручка= Цена*Объем производства продукцииПрибыль= Выручка –(Постоянные затраты + Переменные затраты на ед.продукции)Безубыточный объем продаж = Постоянные затраты/ (Цена –Переменные затраты на ед.продукции)Зона безопасности предприятия = (Объем производства продукции –Безубыточный объем продаж)/Объем производства продукцииСрок окупаемости постоянных расходов = 12* Безубыточный объем продаж/ Объем производства продукции

В данном примере при увеличении производственной мощности на 20% сумма постоянных затрат возрастет на 25%, а сумма прибыли всего на 11,67%. При этом с увеличением суммы постоянных затрат, как мы видим, уменьшится зона безопасности предприятия и увеличится срок окупаемости постоянных затрат на 0,31 мес.Некоторые экономисты, например,Г.В. Савицкая, при решении об увеличении производственных мощностей советуют учитывать также эффект кривой опыта (ЭКО), сущность которого состоит в том, что по мере увеличения производства, наращивания производственных мощностей происходит постепенное снижение переменных затрат в связи с повышением уровня стандартизации производственных процессов, квалификации и профессионализма кадров, совершенствования техники, технологии и организации производства.Опыт развитых стран показывает, что при каждом удвоении производства продукции переменные затраты на единицу продукции снижаются примерно на 2030%.Эффект кривой опыта проявляется не автоматически, а реализуется при условии постоянного повышения квалификации персонала, внедрения новой техники, новых технологий и рациональных предложений[4].Обоснование решения о проведении акции –распродажи.Может случиться так, что по завершении отчетного периода спрос на продукцию предприятия упадет настолько, что предприятие рискует не достичь точки безубыточности и оказаться в зоне убытков [4].Изменить ситуацию к лучшему и войти в зону прибыли может проведение акциираспродажи остатков готовой продукции. Но возникает вопрос, на каких условиях следует организовывать распродажу и какой уровень скидок является приемлемым для предприятия? Помочьменеджеру ответить на этот вопрос может маржинальный анализ.Обоснование управленческого решения о необходимости проведения акциираспродажи на фоне падения объема реализации проиллюстрируем на конкретном примере.Допустим, у некоего предприятия незадолго до окончания отчетного периода имеются следующие экономические показатели:

выручка В = 64488 тыс. руб.;

переменные затраты на весь объемвыпущенной продукции Зпер = 58556 тыс.руб.;

маржинальная прибыль МП = В –Зпер= 6448858556= 5932 тыс. руб.;

постоянные затраты Зпост= 6368 тыс.руб.;

доля маржинальной прибыли в выручке Дмп = МП/В = 5932/ 64488= 0,091986;

точка безубыточности ТБ = А/Дмп=6368/ 0,091986 = 69228 тыс. руб.;

убыток (Уб) = В Зпер А= 64488585566368= 436 тыс. руб.Из представленных расчетов видно,что выручка (В = 64488 тыс. руб.) не достигает точки безубыточности (ТБ = 69228 тыс. руб.) и в отчетном периоде ожидается получение убытка в размере 436 тыс. руб. Чтобыизбежать убытков, предлагаетсяпровести акциюраспродажу остатков готовой продукции на 10000 тыс. руб.В обычных условиях цена реализации указанной партии товара составила бы11000 тыс. руб., в том числе себестоимость10000 тыс. руб. и 1000 тыс. руб. маржинальная прибыль самогопредприятия. Чтобыбыстро продать эту партию товара, необходимо снижать цену, то есть уменьшать долюмаржинальной прибыли, содержащуюся вцене реализации. Рассмотрим несколько вариантов: реализуем партию товара со скидкой в 4%; в 5% и 5,13%. В таблице 3представлен расчет этих вариантов.

Таблица 3. –Расчет экономического эффекта при реализации партии товара со скидкой 4, 5, 5,13 %Исходная информация:

выручка В = 64488 тыс. руб.;

переменные затраты на весь объем выпущенной продукции Зпер = 58556 тыс.руб.;

маржинальная прибыль МП = В –Зпер = 6448858556= 5932 тыс. руб.;

постоянные затраты А = 6368 тыс.руб.;

доля маржинальной прибыли в выручке Дмп = МП/В = 5932/ 64488= 0,091986;

точка безубыточности ТБ = А/Дмп=6368/ 0,091986 = 69228 тыс. руб.;

убыток (Уб) = В Зпер А= 64488585566368= 436 тыс. руб.

Скидка 4%

Рыночная стоимость акционного товара:11000в т.ч.

себестоимость10000Маржа1000продажная цена с учетом скидки10560Ожидаемая выручка:75048Зпер168556МП6492Доля МП0,086505ТБ73614,55Прибыль124

Скидка 5%

Рыночная стоимость акционного товара:11000в т.ч.

себестоимость10000Маржа1000продажная цена с учетом скидки10450Ожидаемая выручка:74938Зпер268556МП6382Доля МП0,085164ТБ74773,61Прибыль14

Скидка 5,127%

Рыночная стоимость акционного товара:11000в т.ч.

себестоимость10000Маржа1000продажная цена с учетом скидки10436,03Ожидаемая выручка:74924,03Зпер368556,00МП6368,03Доля МП0,08ТБ74923,68Прибыль0,03

Из расчетов видно, что для предприятия будут приемлемы любые скидки в интервале от 1% до 5,127%. Если покупатель готов приобрести товар со скидкой 123%, то в распоряжении предприятия останется больше прибыли, если же нет, то необходимо соглашаться и на 45%скидку. В любом случае предприятие избежит убытков. Однако скидка не должна превышать 5,13%, иначе предприятие снова войдет в зону убытков, и проведение акциираспродажи потеряет всякий экономический смысл.Эти примеры продемонстрировали нам основные возможности маржинального анализа. На первый взгляд кажется, что маржинальный анализ –это своего рода волшебная палочка, овладев которой, менеджер может обеспечить постоянный рост эффективности предприятия. Да, этот метод анализа имеет ряд преимуществ перед другими методами. Он позволяет проводить максимально точные расчеты, и, следовательно, получать подлинную информациюи на ее основе принимать наиболее оптимальные решения.Однако, мы понимаем, что маржинальный анализ –это всего лишь теоретически хорошо обоснованная методика. На практике его применение усложняется множеством проблем, с которыми сталкиваются экономисты. Этим, наверное, и объясняется статистика банкротства российских предприятий. По итогам первого квартала 2016 года в стране обанкротилось чуть менее 3 тыс. компаний. В прошлом году за аналогичный период банкротами стало около 3,2 тыс. предприятий [6].Это более 30 компаний в день! Наверное, если с маржинальным анализом все было так просто, банкротств былобыменьше. Основной проблемой применения маржинального анализа в российских компаниях является сложность деления затрат на постоянные и переменные, а точнее отсутствие раздельного учета постоянных и переменных затрат, что возможно при применении системы учета «директ –костинг»[7].Затраты в таком разрезе не получают отражения в «Отчете о финансовых результатах» и он (отчет) не может выступать источником информации при проведении операционного анализа.Именно по этой причине применение маржинального анализа на российских промышленных предприятиях встречается нечасто. Метод «директ–костинг» является самым прогрессивным методом из всех, применяемых зарубежных странах. Его применение позволяет существенно повысить эффективность управления производства. Однако в российской практике данный метод не может быть полностью адаптирован изза традиционного и преимущественного примененияметода калькулирования полной себестоимости. АскаровА.А.[8] в своей статье «Неуловимая маржа. Маржинальный анализ на основе оценки эффективности продукции» предлагает решить проблемуразложения затрат на постоянные и переменные с помощью метода статистического моделирования с использованием наиболее простой, в то же время реально характеризующей механизм и связимежду исследуемыми факторами, функции прямой[7]*У = а0 + а1 • Х ,где У –совокупные издержки производства, отнесенные на конкретный вид продукции (объект калькуляции), в тыс. или млн. руб.;X –объем производства продукции, в центнерах или тоннах;«а1» –коэффициент регрессии, показывающий величину удельных переменных затрат в расчете на единицу продукции;«а0» –постоянные затраты на весь объем произведенной (реализованной) продукции.Подводя итог, можно сказать, что маржинальный анализ в своей сущности является эффективным инструментом принятия управленческих решений. Но нарядусо всеми его преимуществами стоят немало недостатков, обусловленных, в первую очередь, сложностью его практического применения. В качествесистемыуправления предприятием максимально приближенной к идеальной для российских компаний могла бы стать система учета «директ –костинг», но не в том виде, в каком она задумана на Западе, а с учетом особенностей российской экономики.

Ссылки на источники1.СавицкаяГ.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Москва, 2012. –С. 367.2.Горелик О. М. Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции // Элитариум: Центр дистанционного образования [Электронный ресурс]. –URL: http://www.elitarium.ru/2009/02/11/marzhinalnyjj_analiz.html (датаобращения: 4.12.16).3.СавицкаяГ.В.Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Москва, 2013. –С.363.4.СавицкаяГ.В. Теория анализа хозяйственной деятельности:учебноепособие. –М.: Издво: ИнфраМ, 2012.–С.225.5.Сычева О.Ю. Маржинальный анализ при обосновании управленческогорешения о проведении акциираспродажи // Вестник Калининградского филиала СанктПетербургского университета МВД России. –2013.

№1(31).–С. 150152[Электронный ресурс].–URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_18912850_ 87020699.pdf

6.Соловьева О. В России банкротится более 30 компаний в день // Независимая газета [Электронный ресурс]. –URL:http://www.ng.ru/economics/20160523/4_ bankrupt.html7.Бессонова Е.А.Внутренний контроль и аналитическое обеспечение процесса управления: Монография / В.В. Алексеева, Е.А. Бессонова, Н.А. Грачева, О.Д. Воропаева, С.А. Орлова, О.А. Полищук и др. / Под общей редакцией Е.А.Бессоновой.–КурскОрел: АПЛИТ, 2012.

̶

220 с.

8.Аскаров А.А. Неуловимая маржа. Маржинальный анализ на основе оценки эффективности продукции// Российское предпринимательство. –М.:Креативная экономика.–2008. №6.–С.3438. –[Электронный ресурс]. –URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_11175727_33458230.pdf

Научный руководитель: Ксенофонтова Оксана Викторовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового делаТульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россияksenofontovaov@mail.ru



Mansurova Inga Alekseevna,1st year master student, "Economics of Forprofit Organizations",Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula, Russiamansurovainga@mail.ru

Marginal Analysis as a DecisionmakingTool

Abstract. The paper deals withthe method of marginal analysis andits practical significance in terms of production management. The author justifiessuch management decisions as the choice of the type of equipment, the choice between "make" or "buy", the increase in production capacity, the rallysale. The main featuresand drawbacks of CVPanalysisare considered;the statistics of failures of Russian companies in20152016is given; the use of "direct costing" systemis studied.Keywords: marginal analysis, CVPanalysis, breakeven point, fixed costs, variable costs, the security zone, "direct costing".

Scientific Supervisor: Ksenofontova Oksana Viktorovna,PhD (Economics), Associate Professor,Department of Economics, Management and Trade,Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula, Russiaksenofontovaov@mail.ru