Полный текст статьи
Печать

Повышение эффективности сельского хозяйства во многом зависит от развития малого предпринимательства. Уровень его развития влияет на насыщение рынка товарами, позволяет наладить социальную сферу обслуживания, создает дополнительные рабочие места, увеличивает конкуренцию, а самое главное, способствует повышению эффективности агропромышленного производства.

Малый бизнес имеет свои достоинства и недостатка. К достоинствам можно отнести: большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; более быстрая адаптация к местным условия хозяйствования; большая возможность для предпринимателя реализовать свои идеи; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений и т.д.

Недостатки: высокий уровень риска; зависимость от деятельности крупных сельскохозяйственных предприятий; высокая степень неустойчивости положения на рынке; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов [1].

Рассмотрим основные факторы сдерживающие развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве. Различают внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, оказывающим существенное влияние на эффективность деятельности малого предпринимательства, можно отнести:

- природные факторы, определяют отраслевую специализацию и размещение сельхозпредприятий (качество почв, продолжительность безморозного периода, обеспеченность водными ресурсами, топографические условия местности и т.д.);

- социально-культурные факторы - оказывают влияние на определение специфики организации предпринимательства и деловую этику, на формирование потребностей и особенности спроса (моральные нормы, уровень образования сельского населения и т.д.);

- демографические факторы (численность населения, половозрастные группы);

- технологические факторы (уровень развития науки и техники, наличие новых технологий и их применение);

- экономические факторы (налоговая политика, уровень рыночной конкуренции, уровень доходов и т.д.);

- правовые факторы (законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства);

- политические факторы (характер взаимоотношения общества и государства, способы управления, устойчивость политических институтов);

- институциональные факторы (развитие банковской системы, развитие страхового дела, развитие средств связи и информационного обеспечения).

К внутренним факторам, относят:

- развитость отношений собственности (четкость определения прав собственности, развитость форм собственности и т.д.);

- особенности внутренней организации хозяйственных ячеек (масштабность организации, особенности иерархической структуры и т.д.) [2].

В процессе развития и становления малого бизнеса, действенность любого фактора может меняться. Одни факторы могут утрачивать свою роль, или же могут начать действовать новые, ранее не действовавшие факторы.

Проанализировав внутренние и внешние факторы, оказывающие существенное влияние на малый бизнес, можно выделить основные проблемы с которыми сталкиваются предприниматели: неблагоприятные погодные условия; обеднение почв и сокращение посевных площадей; изношенность сельскохозяйственного оборудования и техники; низкая оплата труда и материальная ответственность; нехватка высококвалифицированных специалистов; нестабильная экономическая ситуация в стране; плохо развитая инфраструктура, которая затрудняет развитие сельскохозяйственного бизнеса; отсутствие каналов сбыта продукции; слабая информационная поддержка; противоречивая законодательная база, которая не может защитить интересы малого предпринимательства; высокая конкуренция со стороны зарубежных сельхозтоваропроизводителей; недостаток финансовых средств; высокие процентные ставки по кредитам; недостаточно большой спрос на внешнем и внутреннем рынках; слабая государственная поддержкаи т.д.

Для решения возникших проблемы можно выделить ряд мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности малого бизнеса в сельском хозяйстве:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- создание эффективной системы финансово-кредитного обслуживания и оптимального налогообложения для малого бизнеса в АПК;

- формирование рыночной инфраструктуры на продовольственном рынке;

- активное развитие агрокооперации и агропромышленной интеграции;

- расширение инвестиционной базы, т.к. малое предпринимательство на этапе своего становления, не может обойтись без привлечения дополнительных финансовых и материальных средств;

- разработка мер для эффективного управления предпринимательским риском;

- создание эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов для аграрного производства;

- совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого бизнеса;

- активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;

- оптимизация государственной поддержки АПК и т.д. [3].

Главной проблемой, которая замедляет развитие малого бизнеса на селе, является значительное отставание в отраслевом развитии, по сравнению с городом. Из-за этого большинство разработанных мероприятий облегчающих развитие малого бизнеса в сельской местности остаются не востребованными. Комплекс мер по развитию предпринимательства на селе должен включать в себя поддержку всех отраслей сельского хозяйства, отдавая приоритет развитию и обслуживанию социальной инфраструктуры и сферы услуг. Одна из основных проблем государственной поддержки сельского хозяйства заключается в неправильной оценке важности отраслей. 

Для улучшения социальных условий малого агробизнеса можно предложить следующее:

- целенаправленно использовать средства на обеспечение жильем молодых специалистов;

- усилить стимулирование привлечения молодых специалистов к ведению малого бизнеса на селе;

- активнее развивать инфраструктуру для развлечений и отдыха;

- предприятиям, содержащим объекты социальной сферы, предоставлять гарантии, льготы в реализации продукции, в кредитовании и применять к ним поощрительные меры;

- закрепление и увеличение количества молодых специалистов  в учреждениях образования, культуры, агропромышленного комплекса;

- повышение социальной активности молодежи на селе, вовлечение молодых специалистов в общественную деятельность;

- совершенствовать формы применения льгот и компенсаций работающим на селе специалистам социально-культурных отраслей и т.д. [4].

В настоящее время, государство со своей стороны осуществляет политику по поддержке и развитию малого бизнеса:

- предоставляет налоговые льготы предпринимателям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

- льготное кредитование и страхование хозяйствующих субъектов;

- оказание финансовой помощи;

- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства и т.д.

По данным Росстата, на 1 января 2016 г. в Российской Федерации было зарегистрированоболее 215 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сельском хозяйстве. Число зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов составило 6293 кооператива, из них 1578 – кредитных, 1013 – перерабатывающих, 1474 – снабженческих и сбытовых. Из общего числа сельскохозяйственных кооперативов (3435 ед.) доля фактически работающих

составляет 60,8%.

Также, в качестве государственной поддержки, малые формы хозяйствования обеспечиваются сельскохозяйственной техникой, оборудованием на основе финансовой аренды через лизинговую компанию АО «Росагролизинг».

Учитывая роль малых форм хозяйствования в формировании валового объема сельхозпродукции, АО «Росагролизинг» уделяет особое внимание обеспечению малых форм хозяйствованияосновными средствами производства. Условия федерального лизинга предлагаются Обществом на равных условиях всем без исключения субъектам АПК - не толькокрупным, но и малым. При этом ставка вознаграждения в 2015 г. не изменилась и осталась на уровне 1,5-3,5%.

В целом в 2015 г. в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью общий объем финансирования из федерального бюджета всех мероприятий подпрограммы составил 13,934 млрд. руб., в том числе: поддержка начинающих фермеров – 3,2 млрд.; развитие семейных животноводческих ферм – 3,075 млрд.; грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 0,4 млрд.; государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования –7,216 млрд.; оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств – 0,043 млрд. руб.

Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования в виде субсидирования части процентной ставки кредитов (займов) в 2015 г. составил:

- кредиты, привлеченные личными подсобными хозяйствами – 5,58 млрд. руб.;

- кредиты, привлеченные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей - 1,51 млрд. руб.;

- кредиты, привлеченные сельскохозяйственными потребительскими кооперативами – 180,7 млн. руб.;

- кредиты, привлеченные организациями АПК и сельскохозяйственными организациями – 2 млн. руб.

Субсидирование части процентной ставки по кредитам является важным механизмом поддержки малых форм хозяйствования (К(Ф)Х (включая ИП), сельскохозяйственных потребительских кооперативов, личных подсобных хозяйств). В первую очередь он нацелен на поддержку граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для которых эта мера является основным стимулом для развития. Стимулирование деятельности иных малых форм хозяйствования (К(Ф)Х, включая индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственные потребительские кооперативы) осуществляется в основном в рамках субсидирования краткосрочных и инвестиционных кредитов. [5, стр.119-131].

Для более эффективного функционирования малого агробизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей  его деятельность и учитывающей все особенности. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров и усиление государственной поддержки малых предпринимателей, должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на поддержание и развитие предпринимательской деятельности в РФ.