Повышение эффективности сельского хозяйства во многом зависит от развития малого предпринимательства. Уровень его развития влияет на насыщение рынка товарами, позволяет наладить социальную сферу обслуживания, создает дополнительные рабочие места, увеличивает конкуренцию, а самое главное, способствует повышению эффективности агропромышленного производства.
Малый бизнес имеет свои достоинства и недостатка. К достоинствам можно отнести: большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; более быстрая адаптация к местным условия хозяйствования; большая возможность для предпринимателя реализовать свои идеи; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений и т.д.
Недостатки: высокий уровень риска; зависимость от деятельности крупных сельскохозяйственных предприятий; высокая степень неустойчивости положения на рынке; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов [1].
Рассмотрим основные факторы сдерживающие развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве. Различают внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, оказывающим существенное влияние на эффективность деятельности малого предпринимательства, можно отнести:
- природные факторы, определяют отраслевую специализацию и размещение сельхозпредприятий (качество почв, продолжительность безморозного периода, обеспеченность водными ресурсами, топографические условия местности и т.д.);
- социально-культурные факторы - оказывают влияние на определение специфики организации предпринимательства и деловую этику, на формирование потребностей и особенности спроса (моральные нормы, уровень образования сельского населения и т.д.);
- демографические факторы (численность населения, половозрастные группы);
- технологические факторы (уровень развития науки и техники, наличие новых технологий и их применение);
- экономические факторы (налоговая политика, уровень рыночной конкуренции, уровень доходов и т.д.);
- правовые факторы (законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства);
- политические факторы (характер взаимоотношения общества и государства, способы управления, устойчивость политических институтов);
- институциональные факторы (развитие банковской системы, развитие страхового дела, развитие средств связи и информационного обеспечения).
К внутренним факторам, относят:
- развитость отношений собственности (четкость определения прав собственности, развитость форм собственности и т.д.);
- особенности внутренней организации хозяйственных ячеек (масштабность организации, особенности иерархической структуры и т.д.) [2].
В процессе развития и становления малого бизнеса, действенность любого фактора может меняться. Одни факторы могут утрачивать свою роль, или же могут начать действовать новые, ранее не действовавшие факторы.
Проанализировав внутренние и внешние факторы, оказывающие существенное влияние на малый бизнес, можно выделить основные проблемы с которыми сталкиваются предприниматели: неблагоприятные погодные условия; обеднение почв и сокращение посевных площадей; изношенность сельскохозяйственного оборудования и техники; низкая оплата труда и материальная ответственность; нехватка высококвалифицированных специалистов; нестабильная экономическая ситуация в стране; плохо развитая инфраструктура, которая затрудняет развитие сельскохозяйственного бизнеса; отсутствие каналов сбыта продукции; слабая информационная поддержка; противоречивая законодательная база, которая не может защитить интересы малого предпринимательства; высокая конкуренция со стороны зарубежных сельхозтоваропроизводителей; недостаток финансовых средств; высокие процентные ставки по кредитам; недостаточно большой спрос на внешнем и внутреннем рынках; слабая государственная поддержкаи т.д.
Для решения возникших проблемы можно выделить ряд мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности малого бизнеса в сельском хозяйстве:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание эффективной системы финансово-кредитного обслуживания и оптимального налогообложения для малого бизнеса в АПК;
- формирование рыночной инфраструктуры на продовольственном рынке;
- активное развитие агрокооперации и агропромышленной интеграции;
- расширение инвестиционной базы, т.к. малое предпринимательство на этапе своего становления, не может обойтись без привлечения дополнительных финансовых и материальных средств;
- разработка мер для эффективного управления предпринимательским риском;
- создание эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов для аграрного производства;
- совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого бизнеса;
- активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
- оптимизация государственной поддержки АПК и т.д. [3].
Главной проблемой, которая замедляет развитие малого бизнеса на селе, является значительное отставание в отраслевом развитии, по сравнению с городом. Из-за этого большинство разработанных мероприятий облегчающих развитие малого бизнеса в сельской местности остаются не востребованными. Комплекс мер по развитию предпринимательства на селе должен включать в себя поддержку всех отраслей сельского хозяйства, отдавая приоритет развитию и обслуживанию социальной инфраструктуры и сферы услуг. Одна из основных проблем государственной поддержки сельского хозяйства заключается в неправильной оценке важности отраслей.
Для улучшения социальных условий малого агробизнеса можно предложить следующее:
- целенаправленно использовать средства на обеспечение жильем молодых специалистов;
- усилить стимулирование привлечения молодых специалистов к ведению малого бизнеса на селе;
- активнее развивать инфраструктуру для развлечений и отдыха;
- предприятиям, содержащим объекты социальной сферы, предоставлять гарантии, льготы в реализации продукции, в кредитовании и применять к ним поощрительные меры;
- закрепление и увеличение количества молодых специалистов в учреждениях образования, культуры, агропромышленного комплекса;
- повышение социальной активности молодежи на селе, вовлечение молодых специалистов в общественную деятельность;
- совершенствовать формы применения льгот и компенсаций работающим на селе специалистам социально-культурных отраслей и т.д. [4].
В настоящее время, государство со своей стороны осуществляет политику по поддержке и развитию малого бизнеса:
- предоставляет налоговые льготы предпринимателям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
- льготное кредитование и страхование хозяйствующих субъектов;
- оказание финансовой помощи;
- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства и т.д.
По данным Росстата, на 1 января 2016 г. в Российской Федерации было зарегистрированоболее 215 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сельском хозяйстве. Число зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов составило 6293 кооператива, из них 1578 – кредитных, 1013 – перерабатывающих, 1474 – снабженческих и сбытовых. Из общего числа сельскохозяйственных кооперативов (3435 ед.) доля фактически работающих
составляет 60,8%.
Также, в качестве государственной поддержки, малые формы хозяйствования обеспечиваются сельскохозяйственной техникой, оборудованием на основе финансовой аренды через лизинговую компанию АО «Росагролизинг».
Учитывая роль малых форм хозяйствования в формировании валового объема сельхозпродукции, АО «Росагролизинг» уделяет особое внимание обеспечению малых форм хозяйствованияосновными средствами производства. Условия федерального лизинга предлагаются Обществом на равных условиях всем без исключения субъектам АПК - не толькокрупным, но и малым. При этом ставка вознаграждения в 2015 г. не изменилась и осталась на уровне 1,5-3,5%.
В целом в 2015 г. в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью общий объем финансирования из федерального бюджета всех мероприятий подпрограммы составил 13,934 млрд. руб., в том числе: поддержка начинающих фермеров – 3,2 млрд.; развитие семейных животноводческих ферм – 3,075 млрд.; грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов – 0,4 млрд.; государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования –7,216 млрд.; оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств – 0,043 млрд. руб.
Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования в виде субсидирования части процентной ставки кредитов (займов) в 2015 г. составил:
- кредиты, привлеченные личными подсобными хозяйствами – 5,58 млрд. руб.;
- кредиты, привлеченные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей - 1,51 млрд. руб.;
- кредиты, привлеченные сельскохозяйственными потребительскими кооперативами – 180,7 млн. руб.;
- кредиты, привлеченные организациями АПК и сельскохозяйственными организациями – 2 млн. руб.
Субсидирование части процентной ставки по кредитам является важным механизмом поддержки малых форм хозяйствования (К(Ф)Х (включая ИП), сельскохозяйственных потребительских кооперативов, личных подсобных хозяйств). В первую очередь он нацелен на поддержку граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для которых эта мера является основным стимулом для развития. Стимулирование деятельности иных малых форм хозяйствования (К(Ф)Х, включая индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственные потребительские кооперативы) осуществляется в основном в рамках субсидирования краткосрочных и инвестиционных кредитов. [5, стр.119-131].
Для более эффективного функционирования малого агробизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей его деятельность и учитывающей все особенности. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров и усиление государственной поддержки малых предпринимателей, должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на поддержание и развитие предпринимательской деятельности в РФ.