Полный текст статьи
Печать

Работа школ и учебных заведений направлена на всестороннее развитие личности ребенка или молодого человека. Поэтому нужно рассматривать занятия, которые не только дают какие-то знания, но и развивают полезные качества.

Систематизированные занятия физической культурой детей школьного возраста и молодежи решают задачи, связанные одновременно с оздоровлением, образованием и воспитанием. Не зря в названии предмета присутствует слово «культура», подчеркивая всеобъемлющую значимость для подрастающего поколения. Именно уроки физической культуры прививают детям любовь к движению, активному образу жизни, своему телу и здоровью. Здоровый и активный член общества будет всегда успешен в любой сфере деятельности. 

Одной из интересных составляющих физической культуры является туризм. Туристическая работа в школе выражается в туристических кружках, секциях ориентирования, лагерях, слетах-соревнованиях, походах и т.д.

Туризм в системе физического воспитания занимает особенное место, так как занятия туризмом позволяют овладевать знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку в жизни. Умение преодолевать большие расстояния, правильно разводить и тушить костер, готовить пищу, ориентироваться и уметь находить решения в нестандартных ситуациях – одни из немногих качеств школьника, занимающегося туризмом. Также важно отметить значимость туризма в социологическом и нравственном развитии детей, которая выражается в необходимости общаться, выполнять поручения, помогать друг другу и работать в команде в процессе туристических мероприятий.

Для комплексного обучения по таким предметам, как география, биология, краеведение, экология и национальная культура, организация выездных занятий в форме похода или слета позволит школьникам лучше усвоить материал, поможет вызвать интерес к данным предметам. Так как практические занятия улучшают восприятие и запоминание новой информации. Особенно это актуально в настоящее время, когда дети школьного возраста и молодежь проводят большую часть времени в виртуальном пространстве, что неблагоприятно влияет на физическое состояние и развитие растущего организма.

Например, по собственному опыту могу сказать, что выездные занятия очень интересны и увлекательны. В школе №17 города Якутска, где я училась, занятия по биологии, географии, краеведению и экологии один раз в год проходили на территории ботанического сада, где мы проводили полевые исследования местности, изучали растения, почвы, деревья и составляли топографическую карту местности. Знания и умения, полученные на практике легче усваиваются и наглядно показывают значение изучения данных предметов.

Также велика роль туристических мероприятий в формировании патриотических качеств ребенка и знаний культурных обычаев своего народа.

Для развития туризма в учебных заведениях необходимо наладить систему работы учителей-предметников и учителей физической культуры для составления годового планирования выездных мероприятий учащихся согласно сезонным особенностям местности. Для этого во многих учебных заведениях имеются предпосылки и желание. В результате опроса 100 учеников СОШ №17 было выявлено, что 77% опрошенных заинтересованы туризмом и готовы посещать туристические мероприятия, проводимые в школе. 15% опрошенных школьников готовы посещать туристические мероприятия, но не заинтересованы занятиями туризмом (см. рисунок 1). Отсюда следует, что школьники проявляют интерес к туризму, что способствует облегченному внедрению занятий, секций и мероприятий по туризму в школах. 

Рисунок 1. Опрос школьников

Для успешной реализации внедрения занятий туризма в школах, необходимо также заинтересованность и желание педагогов и учителей физической культуры работать в данном направлении. Согласно результатам опроса, проведенного среди учителей города Якутска, было выявлено, что 81% опрошенных учителей поддерживают идею внедрения занятий, секций и мероприятий туризма. 65% учителей изъявили желание быть организаторами или помощниками в организации данной работы (см. рисунок 2). 

Рисунок 2. Опрос учителей

Таким образом, при налаженной работе учителей и администрации учебного заведения, внедрение занятий по туризму осуществимо и польза от этих занятий значительна и доказана.

Учебным заведениям рекомендуется внедрить разовые туристический мероприятия для всех учащихся для развития массовости в этом направлении, а также углубленные занятия для школьников, заинтересовавшихся туризмом и готовым заниматься еженедельно.