Полный текст статьи
Печать

Сегодня в мире есть несколько основных процессов, меняющих наши прежние подходы к профориентации и образованию. Роботизация и автоматизация различных процессов, стандартизация и появление готовых конструкторов продуктов и глобализация — где меньше индивидуальных производств, больше лицензий, франчайзинга подталкивают нас к новым подходам [1].

Развитие Республики Саха (Якутия) невозможно представить вне общемировых трендов развития науки и техники. Безусловно, главной задачей ближайших десятилетий для Якутии явится выбор кадровых специализаций -  в науке, образовании, обучении. Более того, встанет выбор своей ниши на мировом рынке труда, рынке подготовки специалистов, направлений в науке.

В этих новых условиях инженерия является одним из ключевых звеньев в известной цепочке «наука-техника-производство», и вместе с тем превращается в наиболее массовый и востребованный вид высококвалифицированного умственного труда. Новые условия развития требуют, с одной стороны, качественно иного инженерного мышления, направленного, прежде всего на поиск оптимальных решений в области человеко-машинных взаимодействий, а с другой – сложного социального вопроса нравственной зрелости инженерного работника, умения решать сложные технические проблемы «человечно», в отличие от роботов.

Однако семья и школа,  в целом  система образования, которые должны готовить детей к будущему, до сих чаще всего опираются на устаревшее понимание того, что нужно детям для того, чтобы состояться во взрослой жизни. Если в 15 лет не начать давать школьникам возможность знакомиться со взрослой жизнью и реальными профессиями, то к выпускному классу мы получим человека без всяких интересов [2].

Учитывая трудности реалистичного предсказания востребованности будущих профессий, мы считаем, что лучший подход состоит в обучении их двум важнейшим принципам:

1) пониманию принципов и трендов развития общества, науки и техники и взаимодействия их элементов;

2) умению концентрироваться на любой деятельности, в которой нужно осваивать новые навыки, причем делать это интенсивно и дисциплинированно.

Исходя из этого, перед разработанным комплексом образовательных программ «Современная инженерия» стоит задача научить обучающихся  думать лучше и быстрее, стараться дать им фундаментальные знания, дать фору в профессиональных навыках и требуемых умениях, обеспечить понимание важности и необходимости профессии инженера и иных технических и естественных наук.

Вышеописанным задачам способствует постоянное выполнение ряда ключевых «инструментов» в программе: групповое проектное обучение (ГПО), занятия-симуляции, курсы лекций по разделам наук, практические занятия по дисциплинам с прикладным уклоном, превентивное изучение специальных профессиональных программ и образовательных дисциплин университетского уровня, индивидуальное сопровождение учеников во время всего периода обучения по курсу.

Формат ГПО, в котором идет выполнение группой обучающихся  самостоятельного поиска путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, командная работа, нормальная конкуренция (если задачи оцениваются раздельно), постоянная консультация преподавателя и выявление теоретических вопросов, которые преподаватель мгновенно решает в пользу повышения качественного знания обучающихся. В основу учебной задачи лежат реальные инженерно-технические (естественнонаучные) проблемы, которые можно решить несколькими путями.

В рамках спецкурса «Современная инженерия», нами проводится работа не только образовательная, но и профориентационная. Спецкурс направлен на углубленные представления о химии с уклоном в прикладную сферу. Рассматриваются такие области, как: общая химия, аналитическая химия, основы химической технологии, нефтехимия, химия ракетных топлив, химия ВМВ, дисперсная химия и т.д., которые не входят в школьный курс. Это дает возможность учащимся получить первоначальные представления о процессах, явлениях, методах и технологиях, которые применяются в современной промышленности и инженерии, не только химической.

Сегодня химия является одной из важнейших фундаментальных дисциплин, без которой невозможно представить инженерно-техническую деятельность. Следовательно, каждый современный человек должен иметь хотя бы базовые  представления о роли химии в жизни и о химических процессах.  И поэтому химия в ВУЗ-ах идет в списках дисциплин, обязательных к изучению на первых курсах практически всех инженерных специальностей.

Особое внимание здесь следует уделить такой дисциплине, как химическая технология. Она является очень обширной прикладной наукой. В нее входят не только знания о химических превращениях, физико-химических свойствах веществ, но и элементы математики, физики, механики, экономики, экологии, материаловедения и   других  отраслей науки[3].

Республика Саха (Якутия) обладает высоким природно-ресурсным потенциалом, который  так или иначе будет вовлекаться в реальную экономику. Это требует большое количество квалифицированных специалистов, в том числе и химиков-технологов, которые будут решать практические проблемы целесообразного и экономически выгодного, экологичного способа переработки природного сырья.

Для того, чтобы функционировала химическая промышленность, необходимо учитывать множество факторов, в первую очередь, это климатические условия, экологичность производства и эффективность производства. Постройка химических заводов должна послужить мощным толчком в развитии, и поспособствовала бы разработке новых материалов, технологий, улучшению инфраструктур и качества жизни в целом.

Тем самым, подготовка инженеров, в том числе, химиков-технологов является на данный момент чрезвычайно актуальной задачей.

Стоит уделить внимание на то, как проводится подготовка большими компаниями. Например, Роснефть на данный момент реализует программу «школа-вуз-предприятие», с помощью которой происходит формирование кадрового резерва уже в старших классах общеобразовательных учреждений. То есть, компания сотрудничает с общеобразовательными школами, формируя специальные классы, далее с вузами, где студенты обучаются по специальностям не только химико-технологическим, но и прочим нефтехимическим, откуда лучшие студенты могут найти работу на предприятиях Роснефти [5].