Полный текст статьи
Печать

Архитектура формирует сознание человека, как и все, что его окружает. Серость порождает серость в мышлении и тормозит развитие личностных качеств. Буйство красок и разнообразие форм, дарящие эстетическое наслаждение - рождают творческое и оригинальное мышление, неповторимую грань Личности.

Архитектура относится к пространственным (статическим) или пластическим видам искусства, которые воспринимаются зрением, существуя в конкретном пространстве, и имеют объективные пространственные характеристики. Образная значимость в пространственных искусствах проистекает из образного и глубинного восприятия пространства, прямой или какой-либо другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники. Художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними. Архитектуру как пространственное искусство характеризуют протяженность, объем, структура. Связь точной науки и изобразительного искусства привела к формулировке законов линейной перспективы, т.е. системы изображения трехмерного измеримого пространства на двухмерной плоскости.

В сооружениях архитектуры происходит реальное формирование пространственной среды, и пространственные соотношения и пропорции играют существенную роль в формировании образа того или иного здания, сооружения, архитектурного пространства. К феномену Архитектуры обращались  многие исследователи, пытаясь открыть  ее семантическую природу. Известны сравнения  Архитектуры с речью, с языком, с каменной летописью,  с театром, с поэмой, с человеком и человеческим телом, с пропорциями и образами мужского и женского тела, например в Древней Греции, Древнем Риме. Весь предметно-пространственный  мир, окружающий человека, прямо или косвенно воздействует на него. При этом от 85 до 90 % информации об окружающем мире человек получает через зрение, а 10-15 % - через слух, обоняние, осязание и кинестетические ощущения. 

Таким образом, Архитектура, соответственно и архитектурное образование влияют на организацию, моделирование, совершенствование и развитие мира человека и общества – это и понимание этого мира, его самоосуществление, и её созидающая сущность. Она задает целую систему связей, взаимодействий людей, новых форм. Процесс архитектурного творчества обязательно происходит под влиянием общекультурных особенностей данной эпохи, которые выражаются через научные открытия и новаторские идеи в сфере технических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
       Поэтому  можем говорить, что архитектура  в пространственном отношении сконцентрирована в трех  основных блоках  научных дисциплин - это гуманитарные, естественные и технические науки.
Продукт архитектурного творчества -  здания, села, города, скверы, парки и т.д., - могут, в свою очередь, быть представлены как носители материальной и духовной ценности общества. В настоящее время Архитектура понимается главным образом как проектирование, искусство и наука. С приходом в нашу жизнь компьютера разительным образом изменился и сам процесс конструирования форм и выполнения, как художественных, так и технических. Есть еще одно важное наблюдение - проблема экономического и культурного роста страны напрямую зависит от количества архитекторов обслуживающих население. 

В так называемых «развитых странах», таких, как,  ФРГ, Дания, Швеция  один архитектор обслуживает 1,5-2 тысячи жителей.
Для справки укажем, что даже в советское время в Российской Федерации это соотношение количества архитекторов к количеству жителей было в десять раз меньше, чем в так называемых «развитых» странах, то есть один архитектор должен был обслуживать 20 тысяч жителей. А без соответствующего насыщения архитекторами культурного пространства и культура, и экономика страны, как показывает опыт, будут неизменно отставать от «развитых» стран. В свете этого, при совершенствовании отечественного архитектурного образования выделяются следующие две проблемы: во-первых, прием и выпуск архитекторов как особого рода социальных профессионалов привязываться не к потребностям рынка труда, а к потребностям граждан в разных видах, формах и качестве образования; а во-вторых, проблема экономического и культурного роста страны, с нашей точки зрения, — это, прежде всего проблема увеличения набора и выпуска архитекторов, по крайней мере, до уровня показателей «развитых» стран — один архитектор на 1-2 тысячи жителей.
Сегодня в мире насчитывается более 800 высших профессиональных архитектурных школ. На территории бывшего СССР их только 40.
          В заключение хочется сказать, что мир архитектуры обладает относительной самостоятельностью, независимостью от экономики и техники, в нем имеются свои специфические законы смены и развития. Происходит диалог личностей, направлений, школ, стилей, культур, в нем вырабатываются своеобразные архитектурные ценности, соответствующие специфическим потребностям общества. Архитектура всегда возникает в определенном обществе и отражает те условия и  уровень развития общества, реализующего свои иллюзии в реальности, в которых возникает. Исходя из этого, получается, что архитектура и архитектурное образование напрямую влияют на экономический и культурный рост страны.